Экономическая мысль древнего Рима. Идеи Каттона, Варрона, Колумеллы.
Катон (234-149 гг. до н.э.)
Основной труд: трактат«О земледелии»
- обосновывал преимущества с/х и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный».
- поставил проблему эффективности рабства, связав ее с организацией производства и обмена.
- при организации хозяйства выделил доходные отрасли.
- считал, что имение должно быть засажено так,что вся земля использовалась выгоднее.
- предлагал содержать рабов в строгости, наказывать их за провинности, не заботился о естественном воспроизводстве рабов( хотя и говорил, что рабы не должны мёрзнуть и голодать)
Варрон (116—27 гг. до н. э.)
Основной труд:трактат «О сельском хозяйстве».
- Выделял три основные направления земледелия:
- земледелие,
- животноводство,
- приусадебное хоз-во.
- основная ценность имения – земля
- выбор земли важен(зависит от плодородности)
- выделял «орудия говорящие(рабы), бессловесные(скот) и немые(телеги,грабли)».
- количество рабов нужно определять в соответствии с характером местности, агрикультуры и размером имения.
Колумелла (1 век н. э.).
Основные работы:12 книг о сельском хозяйстве.
- Земледелие-лучший способ обогащения
- сознавал ограниченные возможности рабского труда,(призывал рабовладельцев избавиться от «негодных», нерадивых рабов, «организовывать их трудолюбие»)
- против экстенсивного пути развития рабовладельческого поместья( хороший хозяин сделает доходным всякий бесплодный участок)
- разработал систему искусственного удобрения почвы(за проведение агротехнических опытов)
Значение слово экономика. Его происхождение .
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э.. Ксенофонт, который называет её «естественной наукой». Древнегреческий философ Ксенофонт не только ввел его в обращение, но и написал, первый трактат об экономике. Два греческих слова "эйкос" (домашнее хозяйство) и "номос" (закон) были объединены в одно слово "экономикос", которое затем несколько видоизменилось в разных языках. Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.
Главная функция :постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.
Учение Артхашастры.
Артхашастра, или “Наука политики”- это политико-экономический трактат древней Индии о государственном, политическом и хозяйственном устройств индийского о6щества.
Автор: брахман Каутилья (есть версия, что создавалась столетиями)
- содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа
- проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам.
- Царь должен следовать дворцовому жрецу
- главную роль в законодательной деятельности у государю и рекомендовали царям руководствоваться интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться перед нарушением религиозного долга
- Уделяется внимание не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.
Фома Аквинский
Основные работы: (Аквинат)учение об устройстве государства (1225-1274 гг.)
- а разрабатывал методы решений для разных типов задач
- использовал схоластический способ изложения в Аквинате (выдвижение положения-> доводы против него ->доводы в пользу положения->разбор противоположные аргументы и заключение)
- человек обязан трудиться для своего существования. Цели труда -удовлетворении потребностей, устранении праздности.
- Бог установил разделение труда и множество специальностей. (Труд— это служение Богу)
- Рабство оправдано только потому, что кому-то нужно выполнять тяжелый труд, но по своей природе раб — такой же человек.
- не осуждает частную собственность (но собственник - только управляющий тем имуществом, которое принадлежит всем.)Владение собственностью обязывает к благотворительности.
- собственность — это стимул к труду
- Переходить из одного сословия в другое – грех.
- Осуждал ростовщичество, стремление к богатству, ссудный процент
- поддерживал натуральное хоз-во.
- богатство не грех,это власть, которая дается человеку, обладающему богатством(если богатый человек творит благо-хорошо, несправедливость -плохо)
- Богатый человек ответственен за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. (грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного)
- Цена-результат субъективных оценок двух обменивающихся сторон. Ее определяет степень полезности товара ,качество изделия, степень ущерба, которую понесет человек, продав данный товар.
- не осуждает торговлю( купец выполняет важную функцию, доставляя необходимые товары. За это он имеет право получать прибыль)