Экономическая мысль древнего Рима. Идеи Каттона, Варрона, Колумеллы.

Катон (234-149 гг. до н.э.)

Основной труд: трактат«О земледелии»

  1. обосновывал преимущества с/х и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный».
  2. поставил проблему эффективности рабства, связав ее с организацией производства и обмена.
  3. при организации хозяйства выделил доходные отрасли.
  4. считал, что имение должно быть засажено так,что вся земля использовалась выгоднее.
  5. предлагал содержать рабов в строгости, наказывать их за провинности, не заботился о естественном воспроизводстве рабов( хотя и говорил, что рабы не должны мёрзнуть и голодать)

Варрон (116—27 гг. до н. э.)

Основной труд:трактат «О сельском хозяйстве».

  1. Выделял три основные направления земледелия:
    • земледелие,
    • животноводство,
    • приусадебное хоз-во.
  2. основная ценность имения – земля
  3. выбор земли важен(зависит от плодородности)
  4. выделял «орудия говорящие(рабы), бессловесные(скот) и немые(телеги,грабли)».
  5. количество рабов нужно определять в соответствии с характером местности, агрикультуры и размером имения.

Колумелла (1 век н. э.).

Основные работы:12 книг о сельском хозяйстве.

  1. Земледелие-лучший способ обогащения
  2. сознавал ограниченные возможности рабского труда,(призывал рабовладельцев избавиться от «негодных», нерадивых рабов, «организовывать их трудолюбие»)
  3. против экстенсивного пути развития рабовладельческого поместья( хороший хозяин сделает доходным всякий бесплодный участок)
  4. разработал систему искусственного удобрения почвы(за проведение агротехнических опытов)

Значение слово экономика. Его происхождение .

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э.. Ксенофонт, который называет её «естественной наукой». Древнегреческий философ Ксенофонт не только ввел его в обращение, но и написал, первый трактат об экономике. Два греческих слова "эйкос" (домашнее хозяйство) и "номос" (закон) были объединены в одно слово "экономикос", которое затем несколько видоизменилось в разных языках. Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.

Главная функция :постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Учение Артхашастры.

Артхашастра, или “Наука политики”- это политико-экономический трактат древней Индии о государственном, политическом и хозяйственном устройств индийского о6щества.

Автор: брахман Каутилья (есть версия, что создавалась столетиями)

  1. содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа
  2. проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам.
  3. Царь должен следовать дворцовому жрецу
  4. главную роль в законодательной деятельности у государю и рекомендовали царям руководствоваться интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться перед нарушением религиозного долга
  5. Уделяется внимание не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.

Фома Аквинский

Основные работы: (Аквинат)учение об устройстве государства (1225-1274 гг.)

  1. а разрабатывал методы решений для разных типов задач
  2. использовал схоластический способ изложения в Аквинате (выдвижение положения-> доводы против него ->доводы в пользу положения->разбор противоположные аргументы и заключение)
  3. человек обязан трудиться для своего существования. Цели труда -удовлетворении потребностей, устранении праздности.
  4. Бог установил разделение труда и множество специальностей. (Труд— это служение Богу)
  5. Рабство оправдано только потому, что кому-то нужно выполнять тяжелый труд, но по своей природе раб — такой же человек.
  6. не осуждает частную собственность (но собственник - только управляющий тем имуществом, которое принадлежит всем.)Владение собственностью обязывает к благотворительности.
  7. собственность — это стимул к труду
  8. Переходить из одного сословия в другое – грех.
  9. Осуждал ростовщичество, стремление к богатству, ссудный процент
  10. поддерживал натуральное хоз-во.
  11. богатство не грех,это власть, которая дается человеку, обладающему богатством(если богатый человек творит благо-хорошо, несправедливость -плохо)
  12. Богатый человек ответственен за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. (грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного)
  13. Цена-результат субъективных оценок двух обменивающихся сторон. Ее определяет степень полезности товара ,качество изделия, степень ущерба, которую понесет человек, продав данный товар.
  14. не осуждает торговлю( купец выполняет важную функцию, доставляя необходимые товары. За это он имеет право получать прибыль)


Наши рекомендации