Вопрос 2. Где появляются города?
Мы знаем, что города появляются благодаря наличию сравнительного преимущества, эффектов масштаба в производстве и на транспорте, а также эффекта концентрации. Города развиваются вокруг центров приложения труда, создаваемых фирмами, так что выбор места размещения фирм оказывает самое непосредственное влияние на местонахождение городов. В данной главе речьпойдет о выборе места размещения двух типов фирм: промышленных и коммерческих. Промышленные фирмы (например, лесопильные и пивоваренныезаводы, предприятия обрабатывающей промышленности и пекарни) обрабатывают сырье и промежуточные факторы производства и выпускают продукцию.
Коммерческие фирмы не производят товары, а торгуют ими. Решения о размещении промышленных и коммерческих фирм приводят к развитию разных типов городов, В этом параграфе мы обсудим также роль государства в местонахождении городов.
Коммерческие фирмы и торговые города.
Решения о размещении коммерческих фирм приводят к развитию торговых городов. Торговые фирмы собирают товары у поставщиков и продают ихпотребителям, обеспечивая работой продавцов и других посредников. Как правило, торговые фирмы располагаются в перевалочных пунктах (портах, на пересечении дорог, ужелезнодорожных узлов, слияния рек), потому что в этихместах удобно собирать и продавать товары. Транспортные компании перевозят товары из одного места в другое, создавая рабочие места в перевалочныхпунктах для водителей грузовиков, моряков и грузчиков. Фирмы, предоставляющие деловые услуги (банки, страховые компании, фирмы по организациибухгалтерского учета, по ремонту оборудования), располагаются рядом с торговыми и транспортными компаниями, которые пользуются их услугами.
Транспортно-ориентированные промышленные фирмы. Транспортно-ориентированной промышленной фирмой называется фирма, для которой доминирующим фактором при принятии решения о размещении являются транспортные издержки. Фирма выбирает место, позволяющее минимизировать совокупные транспортные расходы, определяемые как сумма затрат на материально-техническое снабжение и затрат на сбыт продукции. Затраты на материально-техническое снабжение представляют собой стоимость транспортировки сырья от места его производства до предприятия. Затраты на сбыт продукции — это стоимость доставки продукции от ворот предприятия до потреби-
теля.
Фирма максимизирует прибыль путем минимизации транспортных издержек. Прибыль фирмы равна совокупному доходу (цена, умноженная на количество выпускаемой продукции) за вычетом стоимости факторов производства итранспортных расходов. Совокупный доход одинаков во всех местах, потомучто фирма реализует фиксированное количество продукции по фиксированнойцене. Стоимость факторов производства одинакова во всех местах, потому чтофирма покупает фиксированный объем каждого из используемых ею факторовпроизводства по фиксированным ценам. Единственные издержки, которые изменяются в зависимости от места, — это затраты на материально-техническоеснабжение (стоимость доставки фактора производства на предприятие) и на
сбыт продукции (затраты на доставку готовой продукции потребителю). В связи с этим фирма находит для себя место, в котором транспортные расходы минимальны.
Процесс выбора места размещения фирмы сродни перетягиванию каната.
Фирму привлекает место рядом с источником сырья, что обещает низкие затраты на материально-техническое снабжение, но тянет ее и к месту сбыта продукции, что обеспечит низкие затраты на ее сбыт. Что касается ресурсноориентированных фирм, то их относительно сильнее тянет к источникам сырья,ближе к которым они и располагаются. Рыночно-ориентированную фирмубольше притягивает место сбыта продукции, поэтому она располагается ближек рынку
Ресурсно-ориентированные фирмы
В таблице показаны транспортные характеристики ресурсноориентированной фирмы, которая выпускает бейсбольные биты, используя пятьтонн древесины для производства трех тонн бит. Фирма занимается деятельностью, связанной с «потерей в весе» в том смысле, что выпускаемая продукция легче, чем доставляемые ресурсы. Вес используемых ресурсов в денежном выражении определяется как физический вес ресурса (5 т), умноженный на транспортный тариф (1 долл. за тонну на милю) или 5 долл. за милю. Такие же расчеты показывают, что вес выпускаемой продукции в денежном выражении равен 3 т, умноженным на 1 долл., или 3 долл. за милю. Фирма считается ресурсно-ориентированной, потому что вес доставляемого сырья в денежном выражении превышает вес выпускаемой продукции в денежном выражении.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С «ПОТЕРЕЙ В ВЕСЕ». Фирма по производству бит является ресурсно-ориентированной, потому что ее деятельность связана с «потерей в весе», так как для производства трех тонн битона использует пять тонн древесины. Стоимость транспортировки древесинывыше относительно стоимости транспортировки конечной продукции, в связи счем фирма экономит на транспортных издержках, располагаясь ближе к лесу. Вэтом случае «канат перетягивается» в сторону источника сырья, поскольку физический вес сырья более значительный.
ДРУГИЕ РЕСУРСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Некоторые фирмы размещаются рядом с источниками сырья из-за относительной дороговизны его перевозки. Предположим, что физический вес перевозимого сырья равен физическому весу конечной продукции, но стоимость перевозки единицы сырья выше стоимости перевозки единицы конечной продукции. Фирма будет находиться ближе к источнику сырья, потому что вес сырья вденежном выражении превосходит вес конечной продукции в денежном выражении. Сырье перевозить гораздо дороже, если по сравнению с конечной продукцией оно более объемное, скоропортящееся, хрупкое или опасное.
Рыночно-ориентированные фирмы.
У рыночно-ориентированных фирм стоимость перевозки конечного продуктаотносительно велика, поэтому такие фирмы размещаются рядом со своим рынком сбыта. В таблице представлены транспортные характеристики рыночно-ориентированной фирмы. Для производства четырех тонн безалкогольныхнапитков компания использует одну тонну сахара и три тонны воды (повсюду имеющееся сырье).
Промежуточное размещение.
Анализ транспортно-ориентированной фирмы позволяет предположить,что она будет находиться либо рядом с источником своего сырья (ресурсно-ориентированная фирма), либо с рынком сбыта своей продукции (рыночно-ориентированная фирма). А может ли транспортно-ориентированная фирма впринципе выбрать промежуточное положение между источником сырья и рынком?
Фирме будет безразлично, в каком месте между источником сырья и рынком сбыта разместить свое производство, если удовлетворяются два условия.
Во-первых, вес сырья в денежном выражении равен весу конечного продукта вденежном выражении. Во-вторых, стоимость транспортировки единицы грузане зависит от расстояния, на которое он перевозится.
Фирмы, ориентированные на местные ресурсы.
Ресурсы считаются местными, если их невозможно эффективно перевозить из одного места в другое. В качестве примеров местных ресурсов можно назвать энергоносители, рабочая сила, промежуточные товары и местные коммунальные услуги. Фирма, которая направляет значительную долю своих совокупных затрат на оплату конкретного местного ресурса, стремится к местамразмещения, где цена местного ресурса относительно низка. Например, энергоемкое производство размещается, как правило, в местах с дешевыми энергоносителями, особенно если экономия на энергозатратах велика относительно любых дополнительных затрат на другие виды сырья и перевозку.
Точно так же фирма с трудоемким производством стремится к месту с дешевой рабочей силой, особенно если экономия на затратах на рабочую силузначительнее любых дополнительных затрат на другие виды ресурсов и перевозку.
В таблице приводятся сводные результаты данной главы, дается переченьразличных типов транспортно-ориентированных и ресурсно-ориентированныхфирм.
В реальной жизни все не так просто. Большинство фирм сложно классифицировать по их ориентации при выборе места размещения. При принятии решений о месте размещения большинство фирм принимают во внимание итранспортные издержки, и стоимость местных ресурсов. Поскольку транспортные издержки и стоимость местных ресурсов зависят от места нахожденияфирмы, в жизни практически всегда требуется компромисс между этими двумятипами затрат.
10. Теория пространственной организации городов (почему города растут?).
11. Система целей и ресурсов развития МО. Противоречия развития МО.
12. Земельные ресурсы и земельные отношения в МО.
13. Трудовые ресурсы МО. Местные рынки труда.