Тема 9 статистика рынка и цен

Средой хозяйственных процессов в условиях современной экономики является рынок.

Рынок товаров и услуг – это система экономических отношений, которая характеризуется свободой субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, осуществлении актов купли-продажи.

Обращение продукта на рынке– одна из стадий процесса расширенного воспроизводства, на которой происходит движение продукта от производителей к потребителям посредством его пространственного перемещения и товарно-денежного обмена.

Для статистической характеристики обращения продукта в торговле используются следующие показатели: товарооборот; товарные запасы и их средняя величина; издержки обращения торговли и др.

Товарооборот – это процесс обращения товаров, а также объем реализованной продукции за определенный период времени в стоимостном выражении. Различают оптовый, розничный, валовой и чистый товарооборот.

Оптовый товарооборот равен сумме оптовых продаж товаров торговым организациям.

Розничный товарооборот представляет сумму продаж населению.

Валовой товарооборот равен сумме оптового и розничного.

Чистый товарооборот равен сумме продаж за пределами торговой системы. Для торговли в целом чистый товарооборот равен розничному. Для отдельных торговых организаций чистый товарооборот больше розничного на величину оптовых продаж другим организациям.

На основе данных о валовом и чистом товарооборотерассчитываетсякоэффициент звенности:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru , (9.1)

где тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - коэффициент звенности;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - валовой товарооборот;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - чистый товарооборот.

Товарный запас – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализации.

Скорость товарного обращения – это время, в течение которого реализуется количество товаров, соответствующее средней величине товарного запаса:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru (9.2)

где тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru – скорость товарооборота;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - объем товарооборота;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - средние товарные запасы.

Время обращения - среднее число дней от момента поступления товара до момента его реализации:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru , (9.3)

где тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - время обращения;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - число дней в периоде.

Обеспеченность товарооборота товарными запасами измеряется числом дней, на которое хватит данной величины товарного запаса:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru (9.4)

где тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - обеспеченность товарооборота товарными запасами;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - величина товарного запаса на дату;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - однодневный товарооборот.

Фактическую обеспеченность запасами в каждом квартале определяют по формуле:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru , (9.5)

где тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - обеспеченность запасами в днях;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - запасы на начало периода;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - число дней в периоде (90 дней);

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - потребность в товаре по бизнес-плану;

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - дневная потребность в товаре по бизнес-плану тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru .

Отклонение фактической обеспеченности товарными запасами (в днях) от норматива по бизнес-плану в каждом квартале определяют по формуле:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru , (9.6)

где тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - норматив обеспеченности (в днях) по бизнес-плану.

Тогда отклонение фактической обеспеченности запасами товаров (в днях) от норматива по бизнес-плану в целом за год:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru . (9.7)

Отклонение товарного запаса от норматива по бизнес-плану в стоимостном выражении (излишек (+) или недостаток (-) товарного запаса) в каждом квартале:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru . (9.8)

Абсолютное отклонение от потребности в товарных запасах по бизнес-плану в целом за год определяется как сумма отклонений товарных запасов от норматива в каждом квартале.

Важной категорией товарного обращения является цена.Она выступает с одной стороны как денежное выражение стоимости, а с другой стороны – как инструмент коммерческой политики предприятия (организации). Цены классифицируют по различным признакам.

По сфере обслуживаемого товарного оборота: закупочные (устанавливаются в основном на сельскохозяйственную продукцию); отпускные (оптовые); цены оптовых предприятий, заготовительных организаций; розничные цены; цены и тарифы на услуги (транспортные, коммунальные, бытовые услуги).В зависимости от вида продаж: контрактные (договорные); биржевые; аукционные; цены торгов. В зависимости от способа отражения транспортных расходов: франко – станция отправления; франко – станция назначения. В зависимости от того, кем устанавливается порядок цен: регулируемые цены (государством); свободные цены (формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). В зависимости от степени устойчивости во времени: твердые цены; подвижные цены; скользящие цены; цены с последующей фиксацией. Кроме вышеперечисленных, различают трансфертные цены (внутрифирменные) и мировые цены.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени по совокупности товаров и товарных групп с близкими потребительскими свойствами.

Различают индивидуальный (однотоварный) и средний (обобщающий) уровни цен. Индивидуальный уровень – сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу. Средняя цена необходима для характеристики уровня цен по совокупности однородных товарных единиц.

Средняя цена может быть рассчитана по формулам:

а) средней арифметической простой:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru , (9.9)

где рi – цена i-го ассортиментного вида товара;

n – число видов товара;

б) средней арифметической взвешенной:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru , (9.10)

где qi –количество i-го вида товара;

в) средней гармонической взвешенной:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru . (9.11)

При анализе динамики изменения цен используется индексный метод.

Индивидуальные (однотоварные) индексы цен имеют вид:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru , (9.12)

где р1 и р0 – цена ассортиментного вида товара за отчетный и базисный периоды соответственно.

Для изучения изменения средней цены на однородный товар используется индекс цен переменного состава:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru . (9.13)

При этом, изменение средней цены на однородную продукцию может быть обусловлено изменением цен в разных формах торговли (или по разным сортам, репродукциям и т.д.) и структурными сдвигами, т.е. перераспределением объема продаж между торговыми предприятиями разных организационно-правовых форм (или между отдельными сортами, репродукциями и т.д.). В связи с этим, исчисляются индекс цен фиксированного состава и индекс структурных сдвигов:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - индекс цен фиксированного состава

(индекс цен Пааше); (9.14)

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru - индекс структурных сдвигов. (9.15)

Между индексами существует связь:

тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru (9.16)

Задача 9.1.По данным таблицы 9.1 определить оптовый, розничный, валовой, чистый товарооборот и коэффициент звенности. Сделать вывод.

Таблица 9.1 – Товарооборот торговых предприятий области, млн. руб.

Продавец Покупатель
Торгующие организации Население
своей системы других систем
Оптовые предприятия
Розничные предприятия -

Задача 9.2. По данным о реализации продукции торговой организацией (таблица 9.2) определить фактическую обеспеченность товарными запасами в каждом квартале и в целом за год и ее отклонение от норматива по бизнес-плану в днях и стоимостном выражении. Сделать вывод.

Таблица 9.2 - Показатели реализации продукции торговой организацией

Квартал Объем розничного товарооборота по бизнес-плану, млн. руб. Товарные запасы на начало каждого квартала, млн. руб. Норматив товарных запасов по бизнес-плану, дн.
I
II
III
IV

Задача 9.3.По данным таблицы 9.3 определить: сводный индекс товарооборота; сводный индекс физического объема товарооборота; абсолютное изменение товарооборота, в том числе вследствие изменения объемов реализации продукции и цен в отчетном периоде по сравнению с базисным. Сделать вывод.

Таблица 9.3 - Изменение розничного товарооборота и цен

Группа товаров Розничный товарооборот в фактических ценах, тыс. руб. Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, %
базисный период отчетный период
Мясо +8
Колбасные изделия +13
Сыры -2

Задача 9.4.По данным таблицы 9.4 определить индексы цен переменного и фиксированного состава. Рассчитать индекс структурных сдвигов и оценить влияние изменения объемов, средних цен и структуры на выручку от реализации зерна. Сделать вывод.

Таблица 9.4 - Реализация зерна озимой пшеницы сельскохозяйственной

организацией

Качество зерна Объем реализации, ц Выручка от реализации, тыс. руб.
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
Iкласс
II класс
Фуражное

Задача 9.5.По данным таблицы 9.5 определить: индексы цен переменного и фиксированного состава, индекс структурных сдвигов. Оценить влияние изменения объема, цен и структуры на выручку от реализации семян подсолнечника. Сделать вывод.

Таблица 9.5 - Реализация семян подсолнечника сельскохозяйственными

организациями Краснодарского края

Наименование организации Объем реализации, ц Цена реализации 1ц, руб. Выручка от реализации семян подсолнечника, тыс. руб.
2009г. 2010г. 2009г. 2010г. 2009г. 2010г. условная
ОАО «Нива Кубани»      
ЗАО «Электросила»      
ПЗ УОХ «Краснодарское»      
Учхоз «Кубань» КГАУ      
Итого Х Х  

Методические указания:

Абсолютное изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с базисным – всего:

Dpq = Sq1p1 – Sq0p0

в том числе за счет изменения:

- объемов реализации тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru ;

- средних цен реализации тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru ;

- структуры продаж тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru = тема 9 статистика рынка и цен - student2.ru .

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое «обращение продукта»?

2. Что такое товарооборот?

3. В чем разница между оптовым, розничным, валовым и чистым товарооборотом?

4. Что такое «товарный запас»?

5. Как определить скорость товарного обращения?

6. Что такое «время обращения»?

7. Как рассчитать обеспеченность товарооборота товарными запасами?

8. Как определить влияние цен и физического объема на изменение товарооборота?

9. Сущность цен, их виды.

10. Методы исчисления средних цен.

11. Статистический анализ динамики цен.

Наши рекомендации