Тема 9 статистика рынка и цен
Средой хозяйственных процессов в условиях современной экономики является рынок.
Рынок товаров и услуг – это система экономических отношений, которая характеризуется свободой субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, осуществлении актов купли-продажи.
Обращение продукта на рынке– одна из стадий процесса расширенного воспроизводства, на которой происходит движение продукта от производителей к потребителям посредством его пространственного перемещения и товарно-денежного обмена.
Для статистической характеристики обращения продукта в торговле используются следующие показатели: товарооборот; товарные запасы и их средняя величина; издержки обращения торговли и др.
Товарооборот – это процесс обращения товаров, а также объем реализованной продукции за определенный период времени в стоимостном выражении. Различают оптовый, розничный, валовой и чистый товарооборот.
Оптовый товарооборот равен сумме оптовых продаж товаров торговым организациям.
Розничный товарооборот представляет сумму продаж населению.
Валовой товарооборот равен сумме оптового и розничного.
Чистый товарооборот равен сумме продаж за пределами торговой системы. Для торговли в целом чистый товарооборот равен розничному. Для отдельных торговых организаций чистый товарооборот больше розничного на величину оптовых продаж другим организациям.
На основе данных о валовом и чистом товарооборотерассчитываетсякоэффициент звенности:
, (9.1)
где - коэффициент звенности;
- валовой товарооборот;
- чистый товарооборот.
Товарный запас – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализации.
Скорость товарного обращения – это время, в течение которого реализуется количество товаров, соответствующее средней величине товарного запаса:
(9.2)
где – скорость товарооборота;
- объем товарооборота;
- средние товарные запасы.
Время обращения - среднее число дней от момента поступления товара до момента его реализации:
, (9.3)
где - время обращения;
- число дней в периоде.
Обеспеченность товарооборота товарными запасами измеряется числом дней, на которое хватит данной величины товарного запаса:
(9.4)
где - обеспеченность товарооборота товарными запасами;
- величина товарного запаса на дату;
- однодневный товарооборот.
Фактическую обеспеченность запасами в каждом квартале определяют по формуле:
, (9.5)
где - обеспеченность запасами в днях;
- запасы на начало периода;
- число дней в периоде (90 дней);
- потребность в товаре по бизнес-плану;
- дневная потребность в товаре по бизнес-плану .
Отклонение фактической обеспеченности товарными запасами (в днях) от норматива по бизнес-плану в каждом квартале определяют по формуле:
, (9.6)
где - норматив обеспеченности (в днях) по бизнес-плану.
Тогда отклонение фактической обеспеченности запасами товаров (в днях) от норматива по бизнес-плану в целом за год:
. (9.7)
Отклонение товарного запаса от норматива по бизнес-плану в стоимостном выражении (излишек (+) или недостаток (-) товарного запаса) в каждом квартале:
. (9.8)
Абсолютное отклонение от потребности в товарных запасах по бизнес-плану в целом за год определяется как сумма отклонений товарных запасов от норматива в каждом квартале.
Важной категорией товарного обращения является цена.Она выступает с одной стороны как денежное выражение стоимости, а с другой стороны – как инструмент коммерческой политики предприятия (организации). Цены классифицируют по различным признакам.
По сфере обслуживаемого товарного оборота: закупочные (устанавливаются в основном на сельскохозяйственную продукцию); отпускные (оптовые); цены оптовых предприятий, заготовительных организаций; розничные цены; цены и тарифы на услуги (транспортные, коммунальные, бытовые услуги).В зависимости от вида продаж: контрактные (договорные); биржевые; аукционные; цены торгов. В зависимости от способа отражения транспортных расходов: франко – станция отправления; франко – станция назначения. В зависимости от того, кем устанавливается порядок цен: регулируемые цены (государством); свободные цены (формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). В зависимости от степени устойчивости во времени: твердые цены; подвижные цены; скользящие цены; цены с последующей фиксацией. Кроме вышеперечисленных, различают трансфертные цены (внутрифирменные) и мировые цены.
Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени по совокупности товаров и товарных групп с близкими потребительскими свойствами.
Различают индивидуальный (однотоварный) и средний (обобщающий) уровни цен. Индивидуальный уровень – сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу. Средняя цена необходима для характеристики уровня цен по совокупности однородных товарных единиц.
Средняя цена может быть рассчитана по формулам:
а) средней арифметической простой:
, (9.9)
где рi – цена i-го ассортиментного вида товара;
n – число видов товара;
б) средней арифметической взвешенной:
, (9.10)
где qi –количество i-го вида товара;
в) средней гармонической взвешенной:
. (9.11)
При анализе динамики изменения цен используется индексный метод.
Индивидуальные (однотоварные) индексы цен имеют вид:
, (9.12)
где р1 и р0 – цена ассортиментного вида товара за отчетный и базисный периоды соответственно.
Для изучения изменения средней цены на однородный товар используется индекс цен переменного состава:
. (9.13)
При этом, изменение средней цены на однородную продукцию может быть обусловлено изменением цен в разных формах торговли (или по разным сортам, репродукциям и т.д.) и структурными сдвигами, т.е. перераспределением объема продаж между торговыми предприятиями разных организационно-правовых форм (или между отдельными сортами, репродукциями и т.д.). В связи с этим, исчисляются индекс цен фиксированного состава и индекс структурных сдвигов:
- индекс цен фиксированного состава
(индекс цен Пааше); (9.14)
- индекс структурных сдвигов. (9.15)
Между индексами существует связь:
(9.16)
Задача 9.1.По данным таблицы 9.1 определить оптовый, розничный, валовой, чистый товарооборот и коэффициент звенности. Сделать вывод.
Таблица 9.1 – Товарооборот торговых предприятий области, млн. руб.
Продавец | Покупатель | ||
Торгующие организации | Население | ||
своей системы | других систем | ||
Оптовые предприятия | |||
Розничные предприятия | - |
Задача 9.2. По данным о реализации продукции торговой организацией (таблица 9.2) определить фактическую обеспеченность товарными запасами в каждом квартале и в целом за год и ее отклонение от норматива по бизнес-плану в днях и стоимостном выражении. Сделать вывод.
Таблица 9.2 - Показатели реализации продукции торговой организацией
Квартал | Объем розничного товарооборота по бизнес-плану, млн. руб. | Товарные запасы на начало каждого квартала, млн. руб. | Норматив товарных запасов по бизнес-плану, дн. |
I | |||
II | |||
III | |||
IV |
Задача 9.3.По данным таблицы 9.3 определить: сводный индекс товарооборота; сводный индекс физического объема товарооборота; абсолютное изменение товарооборота, в том числе вследствие изменения объемов реализации продукции и цен в отчетном периоде по сравнению с базисным. Сделать вывод.
Таблица 9.3 - Изменение розничного товарооборота и цен
Группа товаров | Розничный товарооборот в фактических ценах, тыс. руб. | Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
базисный период | отчетный период | ||
Мясо | +8 | ||
Колбасные изделия | +13 | ||
Сыры | -2 |
Задача 9.4.По данным таблицы 9.4 определить индексы цен переменного и фиксированного состава. Рассчитать индекс структурных сдвигов и оценить влияние изменения объемов, средних цен и структуры на выручку от реализации зерна. Сделать вывод.
Таблица 9.4 - Реализация зерна озимой пшеницы сельскохозяйственной
организацией
Качество зерна | Объем реализации, ц | Выручка от реализации, тыс. руб. | ||
2009 г. | 2010 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Iкласс | ||||
II класс | ||||
Фуражное |
Задача 9.5.По данным таблицы 9.5 определить: индексы цен переменного и фиксированного состава, индекс структурных сдвигов. Оценить влияние изменения объема, цен и структуры на выручку от реализации семян подсолнечника. Сделать вывод.
Таблица 9.5 - Реализация семян подсолнечника сельскохозяйственными
организациями Краснодарского края
Наименование организации | Объем реализации, ц | Цена реализации 1ц, руб. | Выручка от реализации семян подсолнечника, тыс. руб. | ||||
2009г. | 2010г. | 2009г. | 2010г. | 2009г. | 2010г. | условная | |
ОАО «Нива Кубани» | |||||||
ЗАО «Электросила» | |||||||
ПЗ УОХ «Краснодарское» | |||||||
Учхоз «Кубань» КГАУ | |||||||
Итого | Х | Х |
Методические указания:
Абсолютное изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с базисным – всего:
Dpq = Sq1p1 – Sq0p0
в том числе за счет изменения:
- объемов реализации ;
- средних цен реализации ;
- структуры продаж = .
Вопросы для самоподготовки
1. Что такое «обращение продукта»?
2. Что такое товарооборот?
3. В чем разница между оптовым, розничным, валовым и чистым товарооборотом?
4. Что такое «товарный запас»?
5. Как определить скорость товарного обращения?
6. Что такое «время обращения»?
7. Как рассчитать обеспеченность товарооборота товарными запасами?
8. Как определить влияние цен и физического объема на изменение товарооборота?
9. Сущность цен, их виды.
10. Методы исчисления средних цен.
11. Статистический анализ динамики цен.