Использование основных фондов

Экономика предприятия.

1.Промышленный комплекс– это совокупность определенных групп отраслей, для которых характерен выпуск родственной продукции, или выполнение схожих работ или услуг. Пример: В топливно-энергетический комплекс входят нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая отрасли, а также – тепло и электроэнергетика. Машиностроительный комплекс Республики Беларусь располагает высокотехнологичным производственным и научным потенциалом, в его состав входят более 300 предприятий и производств. В 2008 г. прирост промышленного производства по отрасли составил 113,9 %. Предполагается, что наиболее быстрыми темпами будут развиваться экспортоориентированные и импортозамещающие производства автомобильной промышленности, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, микроэлектроника, приборостроение, оптико-механическая промышленность.
Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе занимают автомобильная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение, которые представлены целым рядом предприятий, продукция которых широко известна за пределами страны.
Самыми крупными предприятиями белорусского автомобилестроения являются РУП «МАЗ», РУПП «БелАЗ», Минский завод колесных тягачей, ОАО «Минский подшипниковый завод», ОАО «Амкодор».Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе республики занимает автомобильная промышленность, которая производит четвертую часть всей продукции машиностроения. Основными предприятиями являются Минский автомобильный завод (ПРУП «МАЗ») и Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ», г. Жодино). Промышленный потенциал наукоемких отраслей машиностроения – радиоэлектроники, оптико-механической промышленности и приборостроения – представляет собой взаимосвязанный комплекс производственных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций.( УП «Завод полупроводниковых приборов, ОАО «Горизонт», ЗАО «Атлант»). В легкой промышленности функционирует более 300 предприятий, на которых в 2008 г. было изготовлено 3,4 % общего объема промышленного производства продукции и 12,3 % потребительских товаров. В объеме непродовольственных товаров легкая промышленность составляет 28,3 %. Организации, входящие в состав концерна «Беллегпром», производят около 80 % отраслевого объема. Одной из крупнейших отраслей промышленного комплекса Беларуси является химическая и нефтехимическая промышленность. Крупнейшими в отрасли являются предприятия по выпуску минеральных удобрений: РУП «Производственное объединение «Беларусь-калий», ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Гомельский химический завод», выпускающие широкую гамму калийных, азотных и фосфорных удобрений. Кроме того, РУП «Производственное объединение «Беларуськалий» и ОАО «Гродно Азот» являются крупнейшими экспортерами удобрений.

2.Предприятие– это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти, органом местного самоуправления или другими субъектами для удовлетворения потребностей общественных или личных путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской и другой хозяйственной деятельности в порядке. Предприятие может быть создано по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, а также по решению других органов организации и граждан путем учреждения нового или реорганизации (слияние, разделение) действующего субъекта хозяйства. Предприятие в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в исполнительном комитете городского или районного совета в районной государственной администрации по месту нахождения данного субъекта хозяйства. Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителя производственной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, на основе которых удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. Основные направления деятельности предприятия:

1) комплексное изучение рынка, т.е. маркетинговая деятельность; 2) производственная деятельность, т.е. изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д.; 3) инновационная деятельность, к которой относятся научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские разработки, внедрение организационных управленческих нововведений в производство; 4) коммерческая деятельность на рынке, т.е. организация и стимулирование сбыта производственной продукции, услуг и действенная реклама; 5) материально-техническое обеспечение производства, т.е. поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами изделий, техникой, оборудованием, тарой и т.д.; 6) экономическая деятельность предприятия, к которой относят все виды планирования, учет и отчетность, организацию и оплату труда, анализ хозяйственной деятельности; 7) послепродажный сервис продукции; 8) социальная деятельность, т.е. поддержание условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, которая включает собственные жилые дома, учебно-оздоровительные учреждения.

Виды предприятий в соответствии с формами собственности:

  • индивидуальное (на основе личной собственности и труде физического лица);
  • частное (на основе собственности физического лица с правом найма рабочих);
  • коллективное (на основе собственности трудового коллектива);
  • государственное (является собственностью государства);
  • совместное (на основе объединения имущества разных собственников).

В зависимости от вида деятельности предприятия могут быть промышленными, строительными, угледобывающими, химическими, торговыми и т.д.

3. Основные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. К ним относят фонды со сроком службы более одного года и стоимостью более 100 минимальных месячных заработных плат. Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные фонды.
Производственные фонды участвуют в процессе изготовления продукции или оказания услуг (станки, машины, приборы, передаточные устройства и т.д.).
Непроизводственные основные фонды не участвуют в процессе создания продукции (жилые дома, детские сады, клубы, стадионы, поликлиники, санатории и т.д.).

 

Выделяются следующие группы и подгруппы основных производственных фондов:

  1. Здания (архитектурно-строительные объекты производственного назначения: корпуса цехов, складские помещения, производственные лаборатории и т.д.).
  2. Сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: тоннели, эстакады, автомобильные дороги, дымовые трубы на отдельном фундаменте и т.д.).
  3. Передаточные устройства (устройства для передачи электроэнергии, жидких и газообразных веществ: электросети, теплосети, газовые сети, трансмиссии и т.д.).
  4. Машины и оборудования (силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, автоматические машины, прочие машины и оборудование и пр.).
  5. Транспортные средства (тепловозы, вагоны, автомобили, мотоциклы, кары, тележки и т.д., кроме конвейеров и транспортеров, включаемых в состав производственного оборудования).
  6. Инструмент (режущий, ударный, давящий, уплотняющий, а также различные приспособления для крепления, монтажа и т.д.), кроме специального инструмента и специальной оснастки.
  7. Производственный инвентарь и принадлежности (предметы для облегчения выполнения производственных операций: рабочие столы, верстаки, ограждения, вентиляторы, тара, стеллажи и т.п.).
  8. Хозяйственный инвентарь (предметы конторского и хозяйственного обеспечения: столы, шкафы, вешалки, пишущие машинки, сейфы, множительные аппараты и т.п.).
  9. .Прочие основные фонды. В состав этой группы включают библиотечные фонды, музейные ценности и т.д.

Существуют следующие виды денежной оценки основных фондов:

  1. Оценка по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам, произведенным в момент создания или приобретения (включая доставку и монтаж), в ценах того года, в котором они изготовлены или приобретены.
  2. Оценка по восстановительной стоимости, т.е. по стоимости воспроизводства основных фондов на момент переоценки. Эта стоимость показывает во сколько обошлось бы создание или приобретение в данное время ранее созданных или приобретенных основных фондов.
  3. Оценка по первоначальной или восстановительной с учетом износа (остаточной стоимости), т.е. по стоимости, которая еще не перенесена на готовую продукцию.

Остаточная стоимость основных фондов Фост определяется по формуле:

Фост = Фнач*(1-На*Тн),

где Фнач - первоначальная или восстановительная стоимость основных фондов, руб.; На - норма амортизации, %; Тн - срок использования основных фондов.

При оценке основных фондов различают стоимость на начало года и среднегодовую. Среднегодовая стоимость основных фондов Фсрг определяется по формуле:

Фсрг = Фнг + Фвв*n1/12 - Фвыб*n2/12,

где Фнг - стоимость основных фондов на начало года, руб.; Фвв - стоимость введенных основных фондов, руб.; Фвыб - стоимость выбывших основных фондов, руб.; n1 и n2 - количество месяцев функционирования введенных и выбывших основных фондов, соответственно.

Амортизация основных фондов

Под амортизацией понимается процесс перенесения стоимости основных фондов на создаваемую продукцию. Осуществляется этот процесс путем включения части стоимости основных фондов в себестоимость произведенной продукции (работы). После реализации продукции предприятие получает эту сумму средств, которую использует в дальнейшем для приобретения или строительства новых основных фондов. Норма амортизации определяется по формуле:

На = (Фп – Фл)/ (Тсл * Фп),

где На - годовая норма амортизации, %; Фп - первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов, руб.; Фл - ликвидационная стоимость основных фондов, руб.; Тсл - нормативный срок службы основных фондов, лет.

Бух учёт

1.Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.

Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

  • внеоборотные активы;
  • оборотные активы;
  • капитал и резервы;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

2.Документальное оформление и учет поступления основных средств

Основные средства поступают на предприятие в результате:

капитальных вложений;

приобретения за плату у других предприятий и лиц;

получения от других предприятий и лиц безвозмездно;

обмена на другое имущество;

субсидий правительственного органа;

внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия (по договоренности сторон) и др.

В результате инвентаризации могут быть выявлены неучтенные объекты основных средств, ввод в эксплуатацию которых должен быть документально оформлен.

Операции по строительству и приобретению основных средств осуществляются отдельно от основной деятельности в результате капитальных вложений.

Для оформления приемки в эксплуатацию отдельных объектов основных средств и их отражения в учете, а также внутреннего перемещения из одного цеха (отдела, участка) в другой, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию или исключения из состава основных средств при передаче (продаже) другому предприятию (организации) применяется "Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств" формы №0С-1.

Указанный акт (накладная) составляется комиссией на каждый отдельный объект основных средств. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. К нему прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к данному объекту (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и др.), которая затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств.

При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре. После оформления он вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию предприятия, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами, на то уполномоченными.

При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) составляется в двух экземплярах работником отдела (цеха) -- сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, а второй -- отделу (цеху) -- сдатчику.

Оплата отпусков

Конспект!!!

5.Синтетический учет, т. е. обобщенный, - сгруппированные по определенным экономическим признакам совокупности однотипных хозяйственных операций по определенным видам средств, их источникам и процессам. Главная особенность синтетического учета состоит в его обобщенности без разделения на конкретные определенные и единичные характеристики средств. Синтетический учет ведется только в денежном выражении. Примерами синтетических счетов служат счета Плана счетов, например "Материалы", "Основные средства", "Нематериальные активы" и др.

Аналитический учет - это учет, при котором детально отражаются все характеристики проводимой хозяйственной операции. Для осуществления аналитического учета используют аналитические счета, которые открывают к сложным синтетическим счетам и отражают на них каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету и кредиту синтетического счета. К каждому сложному синтетическому счету может быть открыто неограниченное количество аналитических счетов, потребность в которых может быть вызвана особенностями хозяйственных операций. Например, к счету "Расчеты по оплате труда" открываются аналитические счета на каждого работника предприятия. По некоторым счетам между аналитическими и синтетическим счетами могут быть промежуточные счета - субсчета или счета второго порядка. Ярким примером таких субсчетов являются субсчета, открываемые к синтетическому счету 08 "Капитальные вложения": 08-1 "Приобретение земельных участков", 08-2 "Приобретение объектов природопользования", 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств".

6. Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях, утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту, ухода за больным членом семьи, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, санаторно-курортного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия, карантина.Пособие по временной нетрудоспособности назначается по каждому месту работы. Для реализации права на пособие по временной нетрудоспособности по каждому месту работы лицам, работающим у нескольких работодателей, листки нетрудоспособности выдаются в количестве, необходимом для предъявления по каждому месту работы. Если работник работает по совместительству у одного нанимателя (внутреннее совместительство) либо по трудовому и гражданско-правовому договорам у одного работодателя, для назначения пособия по временной нетрудоспособности представляется один листок нетрудоспособности. Расчет пособия по временной нетрудоспособности производится по каждому месту работы отдельно. Случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 процентов. Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 процентов от исчисленного пособия в случаях наступления временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ;нарушения режима, установленного врачом или комиссией по назначению государственных пособий, семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, создаваемой плательщиком обязательных страховых взносов (нанимателем) (далее – комиссия по назначению пособий), — со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией по назначению пособий;наступления временной нетрудоспособности в период прогула без уважительной причины.

7. Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка. Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет».Первичная документация:

1) приходный кассовый ордер (для оформления операции поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица);

2) расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды);

3) кассовая книга;

4) платежная ведомость;

5) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

6) книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера должны быть заполнены без помарок, четко и ясно. Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями главного бухгалтера и руководителя предприятия. Печать организации должна стоять на каждом кассовом документе.

Максимальная сумма, которая может находиться в кассе, определяется лимитом. Лимит централизованно устанавливается.Все факты поступления и выдачи наличных денег в кассу учитываются в кассовой книге (типовая форма). Она должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной печатью и заверена подписями директора и главного бухгалтера. Записи в ней ведутся в 2-х экземплярах под копировальную бумагу. Второй экземпляр (отрывной) – это отчет кассира, он передается в бухгалтерию с приходными и расходными документами ежедневно в конце рабочего дня.

8. Большая часть расчетов между организациями в процессе их хозяйственной деятельности осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах является банк. Каждая организация, имеющая самостоятельный баланс и наделенная собственными средствами, открывает в банке счет для хранения свободных денежных средств и производства расчетов. Для открытия счета в банк необходимо представить следующие документы:

- заявление на открытие счета, в котором приведены полное и точное наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, телефакса, скрепленное двумя подписями и печатью. На обороте заявления банковский работник фиксирует номер присваиваемого клиенту счета;

- копии документов о регистрации, заверенные в установленном порядке;

- документ о государственной регистрации;

- копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке;

- справку о регистрации В Фонде социальной защиты населения в качестве налогоплательщика;

- документ о регистрации в налоговой инспекции и дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

- банковские карточки установленной формы с образцами подписей директора и главного бухгалтера и их заместителей и оттиском печати, заверенные нотариально.

С расчетного счета банк выплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него денежных средств банк производит на основании письменных распоряжений владельцев счета (денежный чек, платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, объявление на взнос наличными). Исключение составляют платежи, осуществляемые в бесспорном порядке (без согласия плательщика) по решению:

- государственного арбитража;

- финансовых и налоговых органов. Первичными документами по совершению банковских операций являются:

1.Объявление на взнос наличными –состоит из объявления, ордера и квитанции.

2.Чековая книжка –предназначена для получения наличных денег с расчетного счета. Выдача чековой книжки осуществляется по письменному заявлению организации. Она содержит 25 или 50 чеков. Чек – это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести выплату указанной суммы наличных денежных средств чекодержателю.

3.Платежное поручение –приказ банку списать с расчетного счета указанную сумму и перевести ее на счет бенефициара. Выписывается в 3-4 экземплярах. На первом экземпляре ставятся подписи распорядителей финансов и печать.

4.Платежное требование-поручение –выписывается в четырех экземплярах бенефициаром в адрес плательщика. На 1 и 3 экземпляре ставятся подписи и печать. Отправляются все экземпляры по почте в адрес плательщика. Плательщик указывает сумму, с которой он согласен, ставит свои подписи и печать. После этого относит все экземпляры в банк для осуществления платежа.

5.Платежное требование– приказ банку востребовать деньги с должника. Выписывается аналогично платежному требованию-поручению. Для осуществления расчетов представляется в банк. Банк отправляет все экземпляры в банк плательщика. После получения заявления на акцепт происходит списание денег с расчетного счета плательщика и перевод их на счет получателя.

9. Общепроизводственные расходы - это затраты на содержание, организацию и управление производствами (основное, вспомогательное, обслуживающее).

К ним относятся: расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амор-тизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.

Общехозяйственные расходы - расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом.

К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

10.Подотчетными лицамиявляются работники организации, которым выданы авансы на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы.

Выдача наличных денег осуществляется по расходным кассовым ордерам или расчетно-платежным ведомостям. Список лиц, которым разрешается получать денежные средства на эти цели, утверждается руководителем организации.

Срок выдачи денежных средств определен Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в РБ (Постановление НБ РБ от 26.03.2003 г. № 57):

- не более 3 рабочих дней – на расходы в месте нахождения организации;

- не более 10 рабочих дней – на расходы вне места расположения организации;

- до 3о рабочих дней – в сумме, не превышающей размер одной базовой величины.

Отчет об израсходованных суммах предоставляется подотчетными лицами не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. Неиспользованные денежные средства также в эти сроки должны быть сданы в кассу.

При использовании личных денежных средств составляется авансовый отчет не позднее 3 рабочих дней со дня приобретения ценностей.

Подтверждающими факт покупки документами являются квитанция, кассовый чек.

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку пишется приказ. Работнику выдается командировочное удостоверение по установленной форме. В командировочном удостоверении делаются отметки о дате прибытия и дате выбытия с места командировки.

Днем выбытия в служебную командировку считается день отправления транспортного средства, а днем прибытия – день приезда указанного транспорта к месту основной работы. При отправлении транспорта до 24 часов (включительно) днем выбытия считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки.

За время служебной командировки за работником сохраняется место работы и заработная плата в течение всего срока служебной командировки.

При служебных командировках работнику возмещаются следующие расходы:

-по проезду к месту служебной командировки и обратно;

-по найму жилого помещения;

-суточные;

-иные расходы с разрешения нанимателя.

Организация производства

1. Производственная структура предприятия - совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия, обеспечивающих переработку "входа" системы в ее "выход"- готовый продукт с параметрами, заданными в бизнес-плане.

Характер построения подразделений, их количество определяется такими формами организации производства, как специализация, концентрация, кооперирование, комбинирование.

В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия организуют по технологическому (на выполнении отдельной операции или вида работ), предметному (на изготовлении отдельного вида продукции или ее составной части) и смешанному (предметно-технологическому) принципу.Основными факторами развития производственных структур предприятий являются:

  • регулярное изучение достижений в области проектирования и развития производственных структур с целью мобильности и адаптивности структуры предприятий к новым достижениям в этой области и к новой продукции;
  • оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия;
  • обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями;
  • обеспечение конструктивной однородности выпускаемой продукции;
  • рациональная планировка подразделений и генерального плана предприятия;
  • повышение уровня автоматизации производства;
  • обеспечение соответствия компонентов производственной структуры предприятия принципу пропорциональности по производственной мощности, прогрессивности технологических процессов (с точки зрения требований конструкции), уровня автоматизации, квалификации кадров и других параметров; обеспечение соответствия структуры принципу прямоточности технологических процессов с целью сокращения длительности (пути) прохождения предметов труда;
  • обеспечение соответствия уровня качества процессов в системе (производственной структуре предприятия) уровню качества "входа" системы. Тогда и качество "выхода" системы будет высоким;
  • создание внутри крупного предприятия (объединения, акционерного общества, фирмы и т.п.) юридически самостоятельных мелких организаций с предметной или технологической специализацией производства;
  • сокращение нормативного срока службы основных фондов;
  • соблюдение графиков планово-предупредительного ремонта основных производственных фондов предприятия, сокращение продолжительности проводимых ремонтов и повышение их качества, своевременное обновление фондов.

2. Производственный процесс — совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих условия труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия. Для многих отраслей промышленности характерны сложные предметы труда, что вызывает расчлененность процессов их изготовления и высокие требования к их качеству и взаимозаменяемости.

По своему назначению и роли в производстве процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. К основным относят процессы изготовления изделий, составляющих программу выпуска и соответствующих специализации предприятия. Совокупность основных производственных процессов образует основное производство. Так для машиностроительных предприятий основное производство состоит из трех стадий: заготовительной, обрабатывающей и сборочной. В заготовительной стадии, производства протекают процессы получения литых, кованых, штампованных, сварных и др. заготовок деталей машин; в обрабатывающей — процессы механической, термической, химической и др. обработки; в сборочной, заключительной стадии, процессы сборки механизмов, узлов и машин, их испытание, консервация и упаковка для отправления потребителям. При производстве сложных изделий последние выполняются в специальных цехах.

К вспомогательным обычно относят процессы, связанные с изготовлением продукции, которая, как правило, потребляется на предприятии в основном производстве. Это изготовление инструмента, штампов, моделей и прочей технологической оснастки, обслуживание и ремонт оборудования, выработка всех видов энергии, тары и пр. Совокупность вспомогательных процессов образует вспомогательное производство предприятия: инструментальное, энергетическое, ремонтное и т. п. Задачей вспомогательного производства является качественное и своевременное обеспечение всеми средствами технического оснащения и энергоносителей, повышение технического уровня основного производства.

К обслуживающим процессам обычно относят процессы, связанные с оказанием услуг основному производству: транспортировка, складирование и выдача всех материалов и полуфабрикатов в производство, накопление и механизированная обработка научно-технической информации, процессы лабораторных испытаний и анализа материалов, полуфабрикатов; контроль точности приборов, инструмента, применяемого в основных и вспомогательных процессах и др. Совокупность обслуживающих процессов образует обслуживающие хозяйства: транспортное, складское и др., обеспечивающие бесперебойную работу основного и вспомогательного производства. В результате этих процессов не создается продукция, а только выполняются услуги.

Состав и взаимосвязи основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса.

Каждая из технологически и организационно обособленных частей процесса производства образует частичный процесс, локализующийся в виде цеха, участка.

3. Сущность нормирования труда за­ключается в установлении количества рабочего времени (меры затрат труда) для производства единицы продукции или вы­полнения заданного объема работ в определенных организаци­онно-технических условиях. Для отражения действительных за­трат труда на производство продукции мера труда должна быть научно обоснованной.

К задачам технического нормирования относятся: изучение структуры трудовых процессов и организации труда на рабочих местах; определение величины затрат рабочего времени для вы­полнения той или иной работы; установление и внедрение в про­изводство технически обоснованных норм выработки и норм вре­мени, соответствующих принятому режиму рабочего дня и обо­рудования; определение необходимого количества рабочих для обслуживания отдельных участков; создание условий для орга­низации заработной платы в соответствии с принципом распре­деления по труду. Для осуществления этих задач при помощи методов технического нормирования изучают производственные процессы, внедряют передовые методы работы и на этой базе устанавливают технические нормы труда рабочих и работы обо­рудования.

На практике используются следующиевиды норм труда:

— норма времени — количество рабочего времени, необ­ходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы;

— норма выработки — количество изделий, которое не­обходимо выпустить в единицу времени (за один час, рабо­чую смену и т.д.). Между нормой времени и нормой выра­ботки существует обратно пропорциональная зависимость;

— норма обслуживания — количество объектов (машин, механизмов, рабочих мест и т.д.), которые работник или груп­па работников должны обслужить в течение единицы рабо­чего времени;

— норма времени обслуживания — это время, необходи­мое на обслуживание одного объекта. Между нормой обслу­живания и нормой времени обслуживания также существует обратно пропорциональная зависимость;

— норма численности — количество работников опреде­ленного профиля и квалификации, необходимое для выпол­нения конкретных работ за определенный период.

4. Типы производства — это категоричность производства продукта или услуги по видам организации структуры производственных факторов в отношении количества самого продукта или услуги. В машиностроении определяется в зависимости от коэффициента закрепления операций.

  • Единичное или проектное производство (примеры: производство корабля, (уникального) дома, моста, программного продукта и т.д.)
  • Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Особенности организации серийного производства заключаются в том, что удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких подобных технологических операций, наряду с универсальным применять специальное оборудование и технологическую оснастку, широко применять труд рабочих средней квалификации, эффективно использовать оборудование и производственные площади, снизить, по сравнению с единичным производством, расходы на заработную плату. Серийное производство характерно для выпуска продукции установившегося типа, например, металлорежущих станков, насосов, компрессоров и другого широко применяемого оборудования.
  • Массовое производство например: производство пачек сока, штанов, шурупов и т.д.)

5. Основные задачи транспортного хозяйства предприятия:

1.Бесперебойная транспортировка грузов, обеспечивающая ритмичность хода производства.

2.Обеспечение сохранности перемещаемых предметов.

3.Полное использование транспортных средств.

4.Минимизация транспортных расходов.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенно

Наши рекомендации