Направления развития вертикально – интегрированных нефтяных и газовых компаний.
Вертикальная интеграция предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки и другие мероприятия.
В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция означает деятельность во всем цикле УВ - от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки УВ до реализации продукции конечным потребителям. В наиболее развитых энергетических компаниях все это сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационным процессом.
Любая компания, принимающая стратегическое решение об использовании вертикальной интеграции, должна выбирать между стоимостью ее проведения и выгодами, получаемыми от нее, между развитием маломощного интегрированного производства «внутреннего пользования» и строительством крупных производственных мощностей и т.д.
Вертикально-интегрированная компания (ВИНК), являясь крупной многоотраслевой структурой, имеет реальные возможности для улучшения производственно-хозяйственной деятельности на основе сочетания интересов нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтепродуктосбытовых АО в едином хозяйственном комплексе. Эта новая форма организации производства появилась в период приватизации государственных нефтегазовых предприятий. Сейчас образован уже ряд таких компаний («ЛУКОЙЛ», «СИДАНКО» и т.д.).
Было создано 15 ВИНК. Добыча 4-15% от уровня добычи РФ.
К основным направлениям структурной реорганизации ВИНК можно отнести:
- создание крупных операционных дочерних структур в области добычи нефти, производства и сбыта нефтепродуктов, что позволит концентрировать лучших управляющих специалистов и сократить управленческий аппарат;
- создание на основе дочерних АО, как правило, филиалов, что позволит упростить систему управления в компании, повысить оперативность и эффективность управленческих решений, консолидировать финансовый поток;
- делегирование дочерним структурам всех необходимых прав оперативной самостоятельности и финансовой ответственности, что является важным условием гибкости и оперативности управления;
- реорганизация корпоративного центра с укреплением его функций стратегического и координационного планирования, финансового и административного контроля, кадровой политики и общественных связей;
- совершенствование структуры (акционерной) в направлении повышения доли эффективного собственника (заинтересованность в стратегических инвесторах, владеющих 3-5% акций, готовых содействовать повышению эффективности деятельности компании в долгосрочной перспективе).
- Решение проблем структурной реорганизации в компании с совершенствованием кадровой политики и созданием необходимых современных информационных систем управления.
Отрицательной стороной образования таких компаний является то, что оно идет сверху (путем объединения пакетов подчиненных предприятий), в то время как на Западе - рыночным путем (скупкой пакетов акций).
Вертикальная интеграция–объединение в одной стр-ре различных переделов.
Плюсы вертикальной интеграции:
- компания получает доступ к рынку
- создается возможность проведения единой политики: эк-ой, кадровой, финансовой, инвестиционной, инновационной, то есть решать проблемы оптимизации
Минусы вертикальной интеграции:
- внутренние цены, демпинговые цены (трансферты) расхолаживают структуру подразделений
- компания несет убытки из-за дисбаланса переделов.
Горизонт. интеграция – объединение однородных структур.
Сейчас осталось 10 ВИНК.
Пути объединения:
· Интенсивный рост (т.е. идём от достигнутого, никаких вложений, изменений, только в пределах отрасли)
1.Более глуб. внедрение на рынок (за счёт маркет-ого исследования, как довести товар до рынка); за счет традиционной продукции
2.Расширение границ рынка – гл. задача. (увел-е V пр-ва); поиски новых рынков.
3.Усовершен-ние товара (приближение качеств-х характ-к к требованиям потребителя); производство новых видов продукции.
· Интеграционный рост
1.Регрессивная интеграция предусм-ет усиление сил влияния, объединение с поставщиками (либо мы «проглатываем» поставщиков, либо договариваемся с поставщиками на каком-либо этапе) - это все возможные пути; действие компаний, кот предусматривают увел-е активов по разведке и добыче
2.Прогрессивная интегр. в сфере распредел-я и сфере сбыта; покупка активов транспортных, перерабат, распред активов.
3.Горизонт. интегр.-объединение одинаковых стр-р, занимающихся одинаковой деят-тью. м. б. разноуровневой. м. б. объединение тех или иных структур в районах региона;
· Диверсификация (когда организация начинает заниматься несвойственной ей деятельностью), освоение новых сфер деятельности.
1.Концентрическая диверс-я–освоение сфер деят-ти в рамках традиционного направления (пр: помимо н. и г. добываем меркаптан или серу);
2.Горизонт. диверс-я–в региональном плане, расширение сфер деят-ти, выход за пределы отрасли (не связ. с у/в);
3.Конгломеративная диверс-я–освоение сфер деят-ти, не свойственной компании (компании уже становятся не НГ-ми, а энергитическими). Перспективная, но отдалённая сфера деят-ти компании. Мировая тенденция – компании постепенно становятся энергетическими.
Госуд. нефтяная компания – «Роснефть»; Мелкие и средние компании – важная инфр-ра для развития этого бизнеса; Совместные п/п-я – отеч. и иностр. компании; Инвестиц-ные компании; Банки; Холдинги – передача из дочерней стр-ры в центральный аппарат контр-ого пакета акций; Промышленные группы; Финансовые– объединение фин-вых стр-р для решения проблем; Инвестиционные фонды – концентрация ресурсов для решения проблем; Биржи: товарно-сырьевые; Союз нефтепромышленников; «Транснефть», «Транснефтепродукт» - были выделены в процессе приватизации и формирования ВИНК.
Приватизация в Н. и Г. пр-ти.- смена форм собственности - из гос. рук в частные. В мире для Т эф-фект-ти. У нас принудит-ый хар-р.
Газовая промышленность. Раньше «Газпром» был лин-функц-ной стр-рой, теперь–девизиональной: т.е. центр, а от него –девизионы (переработка, добыча, транспорт со своим центральным управлением).
Нефтяная пр-ть: наверняка будет объединение (т.е. ряд компаний находится на грани банкротства, и они будут расчленены и проданы).
«Газпром» тоже должен расширяться. В концепции НГ бизнеса большое влияние уделяется мелкому и среднему бизнесу (разработка мелких месторождений, переработка).
Трансформация: Мин-во газ. пром-ти – концерн Газпром – АО Газпром – газовая пром-ть РФ.
***Задачи региональной экономики.
Как негативный фактор при переходе к рынку проявляет себя неоднородность экономического пространства России. Если московская агломерация вступила в постиндустриальную стадию развития, имея высокий уровень промышленности с преобладанием сервисных видов деятельности, то, например, Калмыкия практически лишена промышленности и пребывает в доиндустриальной стадии => необходима регионализация реформы:
1. учет ее особенностей в регионах разного типа. Перенос ряда направлений реформы на региональный уровень в ряде сфер предпроизводства, социальной области, охране природы и т.п.
2. децентрализация процесса управления реформой. Активация деятельности на местах.
3. содействие в социально-экономическом развитии регионов:
А) реконструкция экономики старопромышленных регионов путем конверсии оборонных отраслей, модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки и т.д.
Б) преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. Возрождение малых городов и российского села.
В) стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно с сырьевой ориентацией. Создание условий для возрождения малочисленных народов.
Г) переспециализация новых пограничных регионов. Создание новых рабочих мест.
Д) преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
***Регулирование регионального развития
Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимодействию механизмов развития саморегуляции и целенаправленного планового развития. Неустойчивость развития сказывается на объеме совокупного продукта, на занятости, уровне цен и в этом направлении централизованное планирование имеет лучшие возможности для ускоренного роста народного хозяйства, а выгоды рыночного хозяйствования заключаются в лучших условиях мотивации труда и стимулирования производства (частная собственность, конкуренция). Ориентация рынка на достижение высших целей всегда задается планом и программой, т.е. рынок регулируемый. Регулируемый конкуренцией механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирование продажной цены не позволяют обеспечить эффективное решение задач размещения и рационального развития производительных сил, которые относятся к общенародным целям. Это происходит по ряду причин:
- из-за высоких издержек
- медленная оборачиваемость капитала
- отсутствие нужной информации
Основная задача регулирования развития регионов – это обеспечивать условия для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, обеспечение социального и экологического благополучия, прогресса.
Регулирующие органы:
1. структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство регионального развития, а так же региональные органы власти)
2. региональные органы власти
3. полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов федерации.
Задачи полномочных представительств
- организация работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политик,
- контроль за исполнением решений федеральных органов власти,
- представление Президенту докладов по положению дел в округах.
Задачи 3х межрегиональных ассоциаций
- обеспечение взаимодействия регионов на основе материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов,
- совершенствование методов хозяйствования (ведения экономики),
- оптимальное размещение производительных сил,
- обеспечение устойчивого развития регионов.
Цель государства – обеспечить и поддерживать прогрессивное развитие (наукоемкие отрасли, малый бизнес, экспорт и ограничение того, что устарело – система банкротств предприятий, защита внутреннего рынка)
Регулирующее воздействие осуществляется с помощью прямых и косвенных методов.
Прямые – административные методы: целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональный бюджеты. Направления прямого регулирования –
1. выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджета, фонда финансовой поддержки регионов, посредством установления льготных норм отчисления в региональные бюджеты от федеральных налогов.
2. размещение госзаказа на поставку продукции для народно-хозяйственных нужд, включая оборонку
3. участие государства в финансировании инвестиционных проектов, поддержке инноваций
Косвенные – экономические методы: налоговое, кредитное и отчасти ценовое регулирование.
Налоговое регулирование осуществляется посредством налоговых ставок и льгот. Три уровня налоговой системы: федеральный, региональный, местный. Федеральные налоги приносят самые крупные доходы и служат источником доходов всех уровней. Это НДС (косвенный налог на потребление, стимулирующий экспорт), налог на прибыль (поступающий и в федеральный и в региональные бюджеты, стимулирующий малое предпринимательство, поддерживающий финансовое равновесие и инвестиции из собственной прибыли предприятия), НДФЛ, Существенный доход составляют акцизы, т е процентные надбавки к розничной цене (алкоголь, табак, автомобили, ювелирка, отдельные виды минерального сырья, в том числе нефть и газ). Для регионов очень важны таможенные пошлины. Региональные налоги: налог на имущество организаций, на недвижимость, дорожный. Местные налоги: земельный, на имущество физлиц, на наследство и дарение.
Кредитное регулирование использует следующие инструменты: учетная ставка ЦБ и предоставление льготных кредитов. Функция кредита – перераспределение капитала в хозяйстве. Виды кредита: коммерческий (когда один хозяйствующий субъект занимает у другого) и государственный (когда государство занимает у юрлиц и физлиц).
Регулирование цен проводится на региональном уровне.
Региональные программы являются важнейшим регулятором территориально-экономических процессов, и называются целевыми. Каждая программа – это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, соц-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит средством активного воздействия государства на соц-экономический комплекс проблем, в первую очередь на выравнивание регионального уровня развития. Ими решаются текущие и стратегические задачи.
Сущность целевых программ в том, что они воплощают в себе синтез жесткого плана и свободного рынка, когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе, т е осуществляется принцип добровольности, и на основе хозяйственных договоров.
План и программа имеют много общего, но все-таки отличаются: план имеет более общее содержание, а программа детализирована. Прогамма отвечает не только на вопрос «что делать», но и «как делать», «в какие сроки», «в какой последовательности».
Число федеральных программ небольшое, они призваны либо поддержать особо бедствующие регионы, либо создать условия рывка. При проектировании системы управления программой предусматриваются административные формы оперативного руководства (исполнительная дирекция программы, органы региональной исполнительной власти). Все больше используется принцип самофинансируемых управленческих коммерческих структур, т е создание государственной или смешанной корпорации, наделенной правами по реализации программы. В результате участия государственного корпоративного предпринимательства в наиболее выгодных сферах деятельности полученная прибыль реинвестируется в программные проекты. Указанный подход получил свое воплощение в программах по Дальнему Востоку и Забайкалью и по Якутии.
***СРП.
(по семенарам Лындина).
Схема раздела продукции 3х ступенчатая:
|
Остаточная продукция – по соглашению.
Компенсационная продукция – инвестору компенсируются издержки, которые он потратил, но не все от 70-90% (изд. + КВ). 90% на континентальном шельфе.
Прибыль инвестора : прибыль государства = 20% : 80% (например, соотношение может быть разным).
НДПИ: государство забирает 50 % от фактического (например, факт 16,5%, берет 8,25%). Отчисляется сразу при добыче, не включается в с/с, как при действующей системе.
1.Капитальные вложения |
2. Добыча |
3. Выручка (2*цену) |
4. Эксплуатационные затраты |
5. НДПИ (8,25%; 3*0,0825) |
6. Остаточная продукция (3-5) |
7. Подлежит компенсации (1+4) |
8. Фактическая компенсация (6*0,7; 70% инв-ру) |
9. Накопленная компенсация инвестора |
10. Накопленная фактическая компенсация |
12. Прибыльная продукция (6-8) |
Вариант компенсации (=факт компенс, сравниваем с 6)) |
13. Прибыль государства (12*0,08; 8%) |
14. Прибыль инвестора (12*0,92) |
15. Налог на прибыль (14*0,24) |
16. Чистая прибыль инвестора (14-15) |
17. Доля государства (5+3+15) |
18. Доля инвестора (8+16) |
19. Денежный поток инвестора (18-1-4) |
20. Накопленный денежный поток инвестора |
21 ДДП инв. (ЧДД) |
Показатели необходимые для оценки проекта
ЧДД, млн.дол. |
ВНР,% |
ИД |
Срок окупаемости, лет |
Одноступенчатая схема (прямой раздел):
32% т.к. 32= 24% (налог на прибыль) + 8% (роялти).
1.Добыча нефти |
2.Капитальные вложения |
3. Выручка |
4. Эксплуатационные расходы |
5. Доля государства (3* % гос-ва) |
6.Доля инвестора (3* % инв.) |
7. Денежный поток инвестора (6-2-4) |
Раздел продукции
1. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи) условия и порядок:
-определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;
-определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 процентов общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;
-передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
-получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
2. В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в пункте 1 настоящей статьи. При этом соглашение должно предусматривать условия и порядок:
-определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
-раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов;
-передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
-получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
-Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.
Налоги при СРП:
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"(трехступенчатая), инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
единый социальный налог;
налог на добычу полезных ископаемых;
платежи за пользование природными ресурсами – роялти 8%;
плату за негативное воздействие на окружающую среду;
водный налог;
государственную пошлину;
таможенные сборы;
земельный налог;
акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса.
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями настоящей главы.
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (одноступенчатая), инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
единый социальный налог;
государственную пошлину;
таможенные сборы;
налог на добавленную стоимость;
плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.