Национальная экономика и ее основные показатели.
А)Макроэкономика – изучает поведение экономических субъектов в масштабе национальной экономики; совокупный результат деятельности всех экономических субъектов общества. Макроэкономика описывается различными взаимодействиями экономических субъектов.
Макроэкономика анализирует такие жекатегории микроэкономики, но только в агрегированном, совокупном виде: совокупный спрос и предложение, индекс цен и его изменение, национальный доход, занятость, безработица, инфляция. Анализ экономики в целом невозможен без рассмотрения макроэкономической политики правительства: налоговых ставок, субсидий, государственного бюджета.
Вокруг макроэкономической политики обычно возникает много споров, сталкивается разные точки зрения. Одна из них – экономика имеет механизмы саморегулирования, которые приводят ее в равновесное состояние в случае диспропорций, экономических кризисов. Государственное вмешательство лишь усугубляет проблемы, приносит больше вреда, чем пользы. Другая точка зрения – активная, основанная на теории и практике политика правительства в отношении безработицы и инфляции может улучшить значительно быстрее нормальное функционирование экономики.
Результат выражается не в количестве, а в равном обеспечении.
Существует: закрытая экономика – не опирается на внешний рынок; открытая экономика – связана и опирается на потенциал внешнего рынка.
Государство – рынок ресурсов – фирмы – домашние хозяйства – рынок товаров и услуг (внешний рынок) – финансовая сфера (внешний рынок) – государство.
Б) Соотношение между основными макроэкономическими показателями.
ВНП отличается от ВВП (валовый внутренний продукт) на величину экспорта: ВВП=ВНП – Xn.
Резиденты – граждане страны юридически зарегистрированные на данной экономической территории. Неризиденты – граждане страны юридически незарегистрированные на данной экономической территории.
ЧНП(чисто национальный продукт)=ВВП – МЗ(Амортизация). Чистый внутренний продукт представляет собой ВВП с поправкой на амортизацию. С его помощью измеряется общий годовой объем производства, который экономика в целом, включая домохозяйства, фирмы, государство и иностранцев, в состоянии потребить, не подрывая при этом производственных возможностей последующих лет.
НД(национальный доход)=ЧНП – Нк(косвенные налоги) – Чистый доход, созданный иностранными факторами производства. В обмен на поступление косвенных налогов, собираемых с фирм, государство не вносит непосредственного вклада в производство; государство не является экономическим ресурсом. Косвенные налоги не являются составной частью платежей за ресурсы и, следовательно, не входят в состав национального дохода.
ЛД(личный доход субъекта)=НД – (СС+НП+ФТ(финансовые трансферты)). Личный доход включает все полученные доходы -заработанные и незаработанные. Он отличается от национального дохода (заработанного дохода), поскольку часть заработанного дохода - а именно взносы на социальное страхование (налоги на заработную плату), налоги на прибыль корпораций и нераспределенную прибыль корпораций - домохозяйства фактически не получают в свое распоряжение. Напротив, часть дохода, которую домохозяйства получают — а именно трансфертные платежи, — не создана в текущем производстве.
ЛРД=ЛД – Нпрямые. Располагаемый доход представляет собой личный доход за вычетом индивидуальных налогов. Индивидуальные налоги состоят из личного подоходного налога, налога на личное имущество и налога нанаследство.
Содержание, основные цели и инструменты денежно- кредитной политики.
Основополагающая целькредитно-денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции.Кредитно-денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.
Инструменты кредитно-денежной политики:
1)Операции на открытом рынке – купля-продажа на открытом рынке государственных облигаций федеральными резервными банками у коммерческих банков и населения в целом или продажу им этих ценных бумаг.
Купить ЦБ можно у коммерческих банков и населения. Результат – резервы коммерч. Банка и хи способность к кредитованию увеличиваются, от коммерч к федеральным резервным банкам перешла ЦБ.
Необходимо понять два аспекта покупки ценных бумаг у населения:
1. Как и в случае с покупкой федеральными резервными банками ценных бумаг непосредственно у коммерческих банков, в результате этой сделки резервы и кредитоспособность системы коммерческих банков возрастают.
2. Покупка государственных облигаций центральными банками сама по себе увеличивает предложение денег (независимо от расширения денежного предложения, которое может произойти вследствие увеличения резервов коммерческого банка).
Когда федеральные резервные банки продают ценные бумаги на открытом рынке, резервы коммерческих банков сокращаются.
Схема проведения операций на откр. Рынке:
При излишке ден. Массы, ЦБанк предлагает гос. ЦБ, с увеличением предложения их рын. Цена падает, а процентные ставки по ним растут, скупка ЦБ приводит к сокращению банковских резервов, что ведет к уменьшению предложения денег. В случае недостатка денег в обращении, ЦБанк скупает ЦБ, увеличиваются банковские резервы и денежное предложение.
2)Резервная норма. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов, которые должны держать банки. В подобной ситуации либо банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создать деньги путем кредитования, либо же резервы кажутся недостаточными, что вынуждает уменьшать чековые депозиты и тем самым денежное предложение.
Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать новые деньги путем кредитования.
3)Учетная ставка. Федеральные резервные банки назначают процент по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Такая процентная ставка называется учетной ставкой.
Получение коммерческим банком ссуд в федеральных резервных банках увеличивает резервы коммерческих банков, усиливая тем самым их способность расширять кредит.
Повышение учетной ставки ослабляет заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных резервов путем заимствования у центральных банков. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных ведомств ограничить предложение денег, и наоборот.
Различают политики:
1)«Дешевых» денег; В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с целью увеличения совокупного спроса и занятости. Набор политических решений:
- Покупка ценных бумаг - увеличение резервов коммерч. Банка.
- Снижение резервной нормы - обязательные резервы станут избыточными.
- Снижение учетной ставки - коммерческие банки простимулированы для заимствований у федеральных.
2)«Дорогих» денег; Ее цель – ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию. Набор политических решений:
- Продажа ценных бумаг.
- Повышение резервной нормы.
- Повышение учетной ставки.