Самосохранения и его проявления.
В жизни каждой организации наступает такой момент, когда она оказывается на грани банкротства. На любую организацию действуют вн.и вн.факторы.
внутренние – философия организации,принциаы её деятельности, использование ресурсов и технологий.
3 причины неудач: неопытность менеджеров, злоупотребление, старение персонала.
Внешние-демограф.ситуация. полит. И эконом.положенеи в стране, развитие культуры.
Меры повышения развития организации:*иметь в запасе передовые технологии*пост.овышение професс.персонала*иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретн.людьми*иметь своих информаторов в среде конкурентов и гос.чиновников.
Если в организации наметился спад, необходимо активизировать функцию управления, безопасности
Закон: каждая матер.ситема стремится сохранять себя или выжить и использует для этого весь свой потенциал.
3 варианта проявления закона:
1,Все не знают о законе, он развивается стихийно.(стихийное действие, пока организация находится на этапе роста и зрелости никто не задумывается о законе. Закон не проявляет себя. Как только начинают нарастать отриц.воздействия, коллектив начинает спонтанные действия, в том числе и криминальные по сохр.организации. негативные последствия)
2,Рук-ль знает, подчиненные нет.(пока в организ.все нормально никто кроме руководителя не беспокоится. КА только организация перемещается в наблагоприятную среду. Коллектив активизируется,часть наиболее квал.персонала стремится уволится, для их удержания водятся льготы, повышение з/пл; предлагаются непродуманные варианты спасения-крах организации. Руководитель ничего не может изменить)
3,Все знают.(наиболее благопр.вариант, в коллективе проводится идея о цикличности развития п/п, конкрентные условия для создания доп.ресурсов. это типичная доброс.работа. проф.подоход к деятельности организ.всех её членов.)
Страхование -1 из элементов 3 подхода к проявлению закона.Это д-ть по обеспечению от возможного ущерба путем периодич.взносов в спец.учреждению. Все орг-ции подлежат страх-ию, но не все ее элементы страхуются. Наиб.проработанной явл-ся страх-ие имущества.
11. Проектирование организационных систем.
Приоритеты функционального и структурного подхода.
В сист. управл-я рассм-ют 2 элемента: – ф-ции, как элемент и их организ-ое оформление в виде структур(к-то управленческих). Эти 2 элемента нах-ся в диалектическом единстве, т.е. одно наслаивается на другое. При созд-ии новой орг-ции ф-ии выст-ют основой для формир-я структуры. При совершении и диверсификации пр-ва и управл-я основой служит стр-ра, кот. и будет опред-ть диапазон изменения набора ф-ций. Таблица: взаимод-е ф-ций и стр-ры.
Новые орг-ции.
1) Если собст-ник или учредители создали новую орг-цию, зарегистр-ли ее, то им придется столкнуться с проблемой созд-я эф-го упр-я. Многие исп-ют метод аналогии, т.е. как в аналогичных ситуациях строится упр-е др орг-ций. 2)Управленец или учредитель б. созд-ть орг-цию и стр-ру упр-ния под конкретного рук-ля, используя существенные приемы и методы упр-ия. Первый вариант более быстрый, более дешевый. Вариант дост-но хорошо срабатывает в некот сит, но в дальнейшем появл-ся минусы, в ряде случаев персонал не загрузили, переплачивают. Второй вариант предусм-ет профессио-ый подход, кот. не могут реализ-ть сами, м. восп-ся услугами консультирующих фирм, чтобы создать команду, под те ф-ции, кот необх.
Этапы: а) формир-е временной группы по созд-ю орг-ции; б) сост-е необх-х ф-ций упр-я пр-ва; в) проверка набора ф-ций упр-я методом функционально стоим-го анализа (все ф-ции разбиваются на 3 группы по принципу ABC, те все ф-ции разбився на 3 вида, просчитыв-ся затраты на реал-цию этих ф-ций, самый лучший вариант, когда А или В соотв-ет затратам на С); г) распред-е этого набора ф-ций по 4 группам и их анализ: первая группа – активизирующие ф-ции напр-ны на реализ-ю текущих программ собств-ка; вт. группа – тормозящие ф-ции - дань старым подходам, традициям, в ряде случ – играют важную, позитив. роль; третья группа – потенциальные – напр-ны на реализ-ю стратег-х программ собств-ка; четвертая группа – нейтральные – ф-ции, влияние кот. на процесс пр-ва и упр-я минимальны. Эти ф-ции важны и с соц. стороны. д) созд-е функц-ной стр-ры упр-ния исходя из принципа «скалярной цепи»(т.е. цепочка: руководит-бригадир-рабочие); е) созд-е организ-ной стр-ры упр-я на базе функц-ной(отделы, структ подразделения, кот возглавляют из цепи).
Действующие орг-ции.
Больш-тво прошло сущест-ное реформир-ние (приватизация). В действ-щих орг-циях за долгие годы их существ-ния появились лишние отжившие свое время ф-ции упр-я, однако, к кот. люди привыкли. Наличие этих ф-ций приводит к неоправданному росту числ-сти персонала сверх нормы, усложняются линейные и функц-ные связи в системе упр-я. Новый собст-к, увидев, что есть лишние люди, ломает существующую стр-ру упр-я, сокращая должности и целые подразд-ния и в рез-те м. наступить функц-ный кризис(определенная несогласованность ф-ций м\д собой). На практике чаще всего сокращают тормозящие, нейтральные, а иногда и потенц-е ф-ции, оставляя активизирующие (кот. вып-ют гл. процессы сегодня). Внеш. среда меняется и активизирующие ф-ции, неизбежно начинают перераспред-ся на 4 группы. В рез-те такого перераспр-я активизирующих ф-ций становится меньше и это может обернуться дестабилизацией в работе орг-ции. Вывод: все перечисл-е группы ф-ций д. присутствовать в общем наборе ф-ций процветающей орг-ции. Только нужно устан-ть м/у ними правильные пропорции. Для действующих орг-ций профес-ный подход вкл-ет след-е этапы:
1) созд-е группы развития орг-ции;
2) составл-е набора необх-х ф-ций упр-я и пр-ва;
3) проверка набора ф-ций упр-я по методике функц-стоим-го анализа;
4) распред-е этого набора по 4 группам и его анализ;
5) составл-е функц-ной стр-ры упр-я;
6) сравнение этой стр-ры с существующей;
7) внесение коррективов в набор ф-ций;
8) внесение корректив в стр-ру упр-я орг-ции.
Экономика отраслей АПК
1.Особенности с-х – как отрасли и его структура.
Аграрная экономика – это часть общей экон.теории. Как и в др.отрасли экономики в АПК действуют общие закономерности эк.развития, но в с/х-ве многие рын.законы проявляются в более чистом виде, чем в др.отраслях. Это связано с тем, что в АПК действует большое количество автономных отноительно друг друга товаропроизводителей.
С/х-во имеет ряд особенностей требующих отдельного рассмотрения этой отрасли:
1) Наличие большого числа с/х-ных производителей которые не способны монополизировать сектор. На рынке с/х-й продукции всегда достаточно продавцов, ни один из кот. Не может существенно повлиять на цены (рыночное ценообразование, лизкое к рынку своб.конкуренции). Не смотря на госуд.вмешательство вход и выход на с/х-ый рынок достаточно свободный.
2) В Аграрном секторе земля используется как средство производства и предмет труда.
В отличие от др.отраслей экономики в с/х-ве используется особое свойство земли – плодородие, кот. является важнейшей характеристикой земли, как ресурса. Земля – ограниченный ресурс, что порождает феномен земельной ренты.
3) Сезонный характер производственного процесса (особенно в растениеводстве)-неравномерное распределение раб.силы.
4) С/х-ое производство крайне зависимо от погодных условий.
5) Ограничена возможность диверсификации (возможность разложения рисков) продукции.
В с/х-ве технический прогресс сопровождается выведением более совершенных сортов растений и пород животных без изменения вида.
На протяжении всей истории развития аграр.сектора существует диспаритет (нарушение соотношения цен, показывающих сколько с/х товаров можно приобрести с/х-ный производитель за единицу своего товара) цен на продукцию с/х-ва и средства производства.
Конечным продуктом с/х-го производства и продовольственного сектора является продовольственные товары.
Ценовая эластичность на продукты питания низкая.
Т.о. специфика экон.отношений в аграр.секторе довольно ярко выражена что обуславл.необходимость спец.курса аграр.экономики.
С/х-во тесно связано с др.отраслями оказывающими на его развитие существенное влияние.
Совокупность взаимосвязей отраслей называется комплексом.
Наиболее распространенной является след.структура:
1) Фондообразующие (фондопроизводящие) отрасли:
Тракторостроение*машиностроение*производство мин.удобрений и средств защиты *
комбикормовая промышленность
*микробиологическая*добыча торфа для с/х-ва
2) Сельское хозяйство (комплексообразующая отрасль):
*растениеводство
*животноводство
3)Сфера хранения, переработки, доведение продукции до потребителя:
*первичная переработка
*пищевая промышленность
*молочная и мясная промышленность
*мукомольно-крупянная
*торговля прод.товарами
4)Отрасли производства и социальной инфраструктуры:
*производственная (транспорт, связь, складское хоз-во, агрохимич. и ветеринарн.служа, научно- иформац.обеспечение);
*социальная (мед.обслуживание, образование, жилищное и пенсионное обеспечение)
*рыночная (биржи, посреднич.организации, банки, складское).
В России:
1)валовой сбор зерна в росии позволяет обеспечить не только свои потребности но и поддерживать относительно высокий экспорт зерна
2)в тоже время мы закупаем зерно. приимущ.твердых сортов, которые либо ограничены либо невозможны из за погодных условий
3)большая часть с/х продукции производится на с/х предприятиях
4)сохраняется тенденция уменьшения поголовья скота
5)большая часть жив.прожукции за исключением молока и яиц-в ЛПХ
В Кир.обл:уменьшенеи посевных, поголовья скота при одновременном росте урожайности и продуктивности
Основные проблемы:1)сокращение и старение Маш-тра.парка2)низкйи уровень применения удобрений,средств защиты 3)большое кол-во убыточных п/п 4)более половины-ЛПХ 5)процесс уменьшение поголовья скота продолжается 6)ухуд.соц.сферы
Меры:
1)льгот.ердитование.на приобретние техники,ст-во жив.помещений
2)создание и развитие системы потребкооперации
3)выплата подъемных мпециалистам
4)привлечение инвесторов
5)совреш.кадров
6)расширение применение совр.технологий
2 Св-ва особенности и показатели исп.земли – как основного фактора пр-ва в с-х.
Земля как фактор производства включается в капитал предприятия и относится к недвижимому имуществу. Как природный ресурс земля имеет ряд специфических особенностей:
*Земля является предметом фактического бессрочного пользования при условии норм.эксплуатации ее как ресурса;
*Земля невоспроизводима трудом количество земель ограничено и как следствие совершен.неэластичность площади земли;
*Земельные участки значительно различающихся по качеству и следовательно по разному реагируют на одни и теже вложения труда и средств;
*Земля м.б. использована на разл.цели
Важнейшим свойством земли как фактора агр.производства является ее плодородие.
В экономике выделяют 3 вида плодородия:
1) естественные (природн.);
2) искусственные (создаются человеком в процессе улучш.земли);
3) экономическое – это средство естеств. и искусственного плодородия кот.характеризует качество земли как произв.ресурса.
В любой стране земля рассматривается как национальное достояние, поэтому ее использование охраняется и регламентируется законодательством по охране земли (земельный кодекс) 2001г. с необходимостью поддержания качественного соотношения земель связан их мониторинг.
Информация о состоянии земель отражается в земельн.кодастре, кот.необходима для эффективного использования и охране земли, а также для определения уровня налогообложения собственников земельных угодий. В зем.кодастре отражается:
1) правовое положение земель (регистрация землепользования и землевладений);
2) дается описание количества и качества земель;
3) данные о бонировке почв;
4) экон.оценка земель.
Экономическая оценка использования земли:
Наличие земли как основного средства производства в с/х-ве в знач.мере определяет объемы выпуска продукции растениеводства и животноводства. Важное значение имеет структура земельных угодий – это размер отд.видов угодий и их соотношение.
Общая земельная площадь (ОЗП) – это площадь земли которая располагает хозяйство
1)с/х-ые угодья – это земельные угодья где непосредственно производится продукции, в их состав включается:
- Пашня, - пастбища, многолетние насаждения, - сенокосы, - залежи;
2)прочие виды угодий – это земли под дорогами, постройками, т.е. земли не пригодные для производства с/х продукции.
3)Размеры производства продукции зависят также от плодородия почвы.
Значительные различия в плодородии земель и структуре угодий значительно сказываются на эффективности использования земли.
Показатели эффективности использования земли:
1 группа.
Показатели характеризующие количественное изменение размеров площадей различных видов угодий. Данные показатели необходимо рассматривать в динамике.
1) коэффициент использования земельных ресурсов Кз.р.=Sс/х угодий/общую земельную площадь
2) коэффициент использования с/х угодий Кс/х угодий = Sпашни/Sс/х угодий
3) коэффициент использования пашни Кпашни=Sпосева/Sпашни, Sпосева=Sпашни-Sч.пара
2 группа
Показатели характеризующие выход того или иного произв.эффекта на 1 ед.площади:
А) натуральные (урожайность, выход продукции в нат выражении на 100 га с/х угодий или пашни (выход молока на 100 га с/х угодий) = Вал.производство молока/ Sс/х угодий*100%
Б) условно-натуральные показатели – это показатели выхода продукции на ед.площади, выраж. в кормовых единицах и перевариваемом протеине (для оценки корм.угодий).
В) стоимостные показатели:
- стоимость валовой продукции на 100 га с/х угодий или пашне Впна 100 га с/х уг.= ВП/Sс/х уг.*100%;
товарная продукция на 100 га, ВД, ЧД или прибыль на 100 га с/х угодий или пашни
Формы интеграции в с-х.
Под агропромышленной интеграцией понимается усиление взаимосвязей и органическое соединение сельского хозяйства и обслуживающих отраслей. Основой интеграции является повышение эффективности авансированного капитала, развитие производительных сил, углубление общественного разделения труда, специализация и кооперирование производства.
при объединении производственных единиц в условиях рыночной экономики используются два основных направления: горизонтальная и вертикальная интеграция, причем первая считается более примитивной формой, характерной для ранних стадий развития рынка.
Первой, самой простой формой горизонтального объединения является картель.Она создается несколькими предприятиями одной отрасли и предполагает заключение соглашений о ценах, рынках сбыта, квоте (доле каждого участника в общем объеме производства), обмене партнерами и т.п. В России картелю соответствует союз или ассоциация (они не являются субъектами предпринимательской деятельности).
Создание к. наиболее эффективно в условиях перепроизводства с/х-ной продукции и, соответственно, риска снижения цен на потребительском рынке. Картели способствуют минимизации убытков и уменьшению количества разоренных фермеров.
Синдикат (горизонтальная)– форма объединения хозяйствующих субъектов. Объединение в синдикат предполагает, что при сохранении полной юридической и экономической состоятельности хозяйствующие субъекты объединяют свою коммерческую деятельность, создавая при этом единые конторы по сбыту продукции. В начале 20 в. именно синдикаты заняли ведущее место в экономике России. В российском гражданском законодательстве синдикату более соответствует форма договора простого товарищества (совместной деятельности), при котором обязанности по реализации продукции могут быть возложены на одного из участников, участие же остальных сводится к передаче части денежных средств и готовой продукции для реализации без предварительной оплаты.
Трест (горизонтальная)-высшая форма промышленных монополий, предполагающая объединение сбыта, производства и финансов отдельных предприятий. При этом отдельные хозяйствующие субъекты фактически теряют экономическую и юридическую самостоятельность. Цель создания треста – монополизация производства какого-либо вида продукции с целью установления монопольно высоких цен и, как побочный эффект, снижения затрат на управление, реализацию, рекламу и т.п.
В последнее время все большее распространение получает вертикальная интеграция. (2 основные формы) комбинированная более высокая форма:
Концерн (вертикальная) –крупная многоотраслевая корпорация, объединяющая несколько последовательных, взаимосвязанных производств различных отраслей. Понятие концерна можно свести к понятию комбината, действующего по одному из возможных направлений – последовательная переработка сырья вплоть до получения готового продукта.
Конгломерат (вертикальная)–форма вертикальной интеграции, объединение предприятий разных отраслей, не имеющих между собой никаких производственных ли функциональных связей. Главная цель – получение дополнительной прибыли за счет игры на курсах акций объединяемых предприятий или на скачках цен в результате временного нарушения баланса спроса и предложения на рынке.В ГК нет, но создание законом не запрещено, например Довгань.
В настоящее время в с/х-ве широко используется след.формы внутрихозяйственной и межхозяйственной интеграции:
Агропромышленное предприятие – низшая ступень интеграции, которая характеризуется объединением в рамках одного хозяйствующего субъекта нескольких технологических процессов (заготовка, упаковка, хранение).
Агрофирма – более сложная форма интеграции. В ней объединяются предприятия и организации осуществляющие технологич.процессы, например Дороничи.
Агрокомбинат – форма интеграции, схожая с агрофирмой + сбыт например Красногорский.
Агропромышленное объединение – форма интеграции, при которой предприятие и производства объединяются по территориальному, а не производственному признаку в рамках административного района.
4 .Основные методики исчисления с/с продукции. Группировка затрат и их распределение.В соответствие характера учета применяемых в Российской практике предприятия осуществляет калькуляцию затрат и исчисления полн.себестоимости разл.видов продукции. Это предполагает распределение свех косвенных затрат как производственного, так и непроизводственного характера. Такой подход создает ряд проблем связанных с объективностью распределения затрат по видам продукции.
В с/х-ве косвенные затраты распределяются след.образом:
1) Общепроизводственные и общехозяйственные расходы - пропорционально сумме прям.затрат на производство за минусом стоимости семян и посад.материала в растениеводстве, кормов в животноводстве, сырья и п/фабрикатов в пром.производствах;
2) Затраты по тракторам – пропорционально объему выпол.работ для отд.культур в условиях эталон.гектарах.
3) По почвообрабатывающим машинам- пропорционально обрабатывющим площадям соотв.культур.
4) По машинам д/внесения удобрений– пропорционально физ.массе внесенных под соотв.культуру удобрений.
К специфич. Особенностям исчисления с/с-ти продукции в с/х-ве относится необходимость распределения затрат между несколькими видами продукции, кот.м .давать одна отрасль.
В с/х-ве всю продукцию принято делить на:
1) ОСНОВНУЮ – ради кот.организовано производство;
2) СОПРЯЖЕННУЮ – эта продукция м.иметь как товарное значение так и используется д/продолжения процесса производства.
3) ПОБОЧНАЯ – как правило не имеет существ.товарное значение. Она используется во внутрихозяйственном обороте.
При исчислении с/с-ти продукции важно рассчитать затраты между основной, сопряженной, и побочной продукцией.
При этом м.применяться след.подходы:
1) Распределение затрат с помощью спец.коэффициентов, позволяющих перевезти всю продукцию в условную, при этом коэффициент 1, используется в отношении осн.продукции (сейчас не используется);
2) Распределение затрат пропорционально стоимоси реализованнной продукции (применяется в льноводстве между льносоломкой и семенами);
3) Распределение затрат путем уменьшения общ.суммы затрат на возможную стоимость побочной продукции.
4) Распределение затрат пропорционально количественному значению одного из признаков общего для получаемых видов продукции (используется при исчислении с/с зерна).
5) Распределение затрат на основе фактически сложившегося их соотношения за предшествующие периоды.
В международной практике существует иной подход к калькуляции с/с-ти продукции, при этом все затраты за отчетн.период делятся на производственные, связанные непосредственно с организацией производств.процесса (прямые затраты) и косвенные, к которым относят затраты на организацию производства и управление и затраты связанные с реализацией продукции.
В конце отчетного периода в расчет с/с-ти продукции включается только произв.затраты, затраты связ.с реализацией, и по организац.производства и управления целиком списываются на уменьшение выручки от реализации (т.е. калькулируется не полная с/с-ть).
Такая калькуляция является основой разл.систем управления издержками.
5 Основные направления и инструменты ценовой политики. Проблема соотношения цен на продукцию и ресурсы в с-х.
Государственное регулирование цен имеет 2 основных направления:
1. административное регулирование, предполагающее прямое воздействие на цены;
2. косвенное регулирование (экономическое), предполагающее влияние на факторы, определяющие характер формирования и уровень цены, либо создание условий такого формирования.
В условиях рынка государственное регулирование цен в значительной мере опирается на государственную собственность, на отдельные товары, услуги и факторы производства. Различных мер и инструментов государственного регулирования достаточно много. Также можно выделить некоторые ключевые группы мер, на основе которых вырабатываются все их разнообразие в конкретных условиях.
В части административного или прямого регулирования можно выделить следующие направления или группы мер:
1.замораживание цен, фиксация их на определенном уровне. Обычно применяется по отношению к огромной группе товаров и услуг социально-значимого состава. Эта мера в условиях рынка применяется как крайняя в очень редких случаях на очень короткий срок в условиях тяжелой социально-экономической ситуации.
2. контроль за ценами монополий и крупных предприятий. В числе мер возможны: регламентация порядка калькуляции затрат или контроль за издержками; регламентация уровней рентабельности; ограничение на долю рынка.
3. установление или введение максимальных, минимальных цен или коридора их изменения. В этом случае фактическая цена фиксируется на максимальном, минимальном уровне, либо может измениться только в определенных пределах. Минимальные цены устанавливаются в интересах продавца или самого государства. Уровень ее превышает уровень равновесной цены.
Последствие введения минимальной цены – это излишек товаров на рынке, его затоваривание. Это требует у государства затрат по изъятию этих излишков. Очень часто мера применяется в защиту аграрного сектора, что связано с высоким уровнем конкуренции на с-х рынках и установление, и формирование цен на слишком низком уровне. В России минимальная цена – на спиртные напитки. Государство пополняет бюджет за счет акцизного сбора.
Теневой оборот, особенно по тем видам продукции и
услуг, где существует масштабный спрос, очень емкий рынок.
Максимальная цена устанавливается в защиту покупателя. Уровень ее ниже уровня равновесной цены. Последствием введения максимальной цены является дефицит товара на рынке и возникновение черного рынка, что требует от государства разработки дополнительных мер по смягчению негативных последствий. В аграрной сфере такая мера может вводиться при поставке с-х техники, удобрений, других видов дорогостоящих материальных ресурсов.
4. установление коридора установления цен, мягкая мера, т.к. позволяет цене колебаться в обе стороны. Эта мера чаще применяется на денежных рынках (валютном, ценных бумаг).
5. соглашение между правительствами или местными органами власти и товаропроизводителями, предусматривающее обязательства последних не менять цены в течение определенного периода времени. Устанавливают их на желательном уровне.
С административным регулированием цен тесно связаны проблемы санкций за нарушение введенной государством дисциплины цен. Виды и формы санкций могут быть самыми разными. Наиболее часто применяемые – изъятие в полном объеме незаконно полученного дохода + штраф за нарушение. Могут быть применены и более жесткие меры, вплоть до закрытия предприятия (очень редко).
Косвенное или экономическое регулирование цен. В этом комплексе мер можно выделить следующие основные направления:
1. Мероприятия по поддержанию определенного уровня прибыли в какой-либо отрасли или сфере производства. Конкретными мерами могут быть: а) налоговая политика в части: снижение ставок налога на прибыль или доходы; налоговые каникулы на определенный период; полная отмена налога.
б) льготное государственное кредитование, что увеличивает возможности расширения производства и увеличивает массу получаемой прибыли;
в) финансирование научно-исследовательских работ и внедрение новых технологий;
г) субсидии при реализации товара на рынок. Такие субсидии покрывают разницу между более низкой ценой продажи товара и более высокой установленной государством ценой.
3. Воздействие на издержки производства или себестоимость. К числу мер относятся:
а) установление льготных тарифов на государственные услуги (транспортные) или снижение цен на принадлежащие государству товары и ресурсы.
б) несение государством некоторых видов затрат, например, затрат в мелиорацию, затрат по созданию инфраструктуры (дорог) и так далее.
в) субсидирование издержек представляет собой покрытие разницы между более высокой рыночной ценой на ресурс и более низкой установленной государством.
3. Воздействие государства на спрос и предложение, а также на факторы их формирования. Воздействие на факторы, определяющие размер и динамику спроса и предложения в основном носит долгосрочный характер. Например, размещение государственных заказов, что увеличивает спрос и заранее формирует предложение.
Государственная политика а области доходов обеспечивает формирование спроса на уровне экономии цен.
В краткосрочном периоде государство может непосредственно воздействовать на спрос и предложение. Примером служат товарные инвестиции, которые применяются на сырьевых рынках, конъюктура которых особенно неустойчива, имеют место резкие скачки цен, их постоянные перепады. Такая мера возможна, если государство обладает значительными резервами и средствами на их создание, а сырье имеет достаточно длительные сроки хранения.
Если на рынке в текущий момент предложение резко превышает спрос и создается угроза значительного падения цены, а значит и доходов массы продавцов, государство выступает в качестве крупного покупателя, обеспечивая соответствующий спрос на данный товар, в результате падения цен земедляется и угроза конкретной отрасли предотвращается. В противоположном случае, если спрос превышает предложение в значительной мере, создается угроза резкого роста цены, а значит и затрат покупателей товаров.