Определение безубыточного объема продаж и зоны

БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Критический уровень постоянных расходов предполагает определение допустимой величины постоянных расходов, который сможет быть покрыта маржинальным доходом

При заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на ед. продукции.

Если постоянные затраты привысят этот уровень то предприятия будет работать убытачно.

Н=К(Ц-Рпер)=К*Дс=В*Ду

* Пример: Цена изделия – 50000 р., переменные затраты на ед.- 30000 р., возможный объем продукции – 5000 р., определить критический уровень постоянных затрат.

Н=5000(50000-30000)= 100000 р.

При такой сумме постоянных изделий предприятие не будет иметь прибыль или убыток.Если затраты окажутся выше, то предприятие не сможет их покрыть за счет их выручки.

* докажем: затраты = 110000 р. Определим при этих условиях точку безубыточности.

Тк= Н/(Ц-Рпер)=110000/(50000-30000)=5500.

Критический уровень цены реализации– это такой её уровень, при котором Ц=с/с ед. продукции, а прибыль = 0 .

Для расчета используется след.формула : Цкр=Н/К+Рпер

*пример: При объеме производства 4000 ед. в сумме переменных затрат на ед. продукции 35000 р. И сумма постоянных затрат в размере 120000р. Определить минимальную Цену реализации. 120000/4000+35000= 65000

30. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА (МА) В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

МА – это обоснование управленческих решений в бизнесе, основанное на изучении соотношения между 3 группами важнейших экономических показателей: затратами, объемом и прибылью. Данный метод управленческих расчетов разработан в качестве метода обоснования безубыточного объема производства.

В основу методики положено деление расходов на переменные и постоянные в зависимости от изменения объема и использование категории маржинального дохода, который представляет собой выручку за минусом величины переменных расходов, т.е. включает в себя прибыль и постоянные расходы предприятия.

Методика маржинального анализа требует соблюдения ряда условий: 1)все расходы необходимо правильно разделить на переменные и постоянные; 2)переменные издержки должны меняться прямо пропорционально объему производства; 3)постоянные издержки не измен. в пределах значимого объема производства; 4)тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода, т.е. запасы готовой прод. существенно не должны изменяться; 5)эф-ть производства, уровень цен на продукцию и потребляемые ресурсы не должны подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.

Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка, это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль или объем продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить предприятию прибыль. Разница между фактическим кол-вом реализ. прод-ции и безубыточным объемом продаж представляет собой зону безубыточности, или зону прибыли, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безубыточности используется графический и аналитический способ. Рассмотрим на примере. Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, кот. продаются по цене 20 тыс.руб. за 1шт. Объем производства=Объему реализации=> его величина составит 1000*20000=20млн.руб. Величина постоянных расходов=4млн.руб., переменных расходов на 1 продукции=12000руб.=>на весь выпуск=12000*1000=12млн.руб. При таких условиях прибыль от реализации составит=4млн. руб. Графический метод:

Аналитический способ:требует выведения ряда формул:Т-точка безубыточного объема продаж (точка безубыточности); Дм-маржинальный доход; Ц-цена единицы продукции; Н-независящие, или постоянные, затраты; Зпер-переменные затраты; П-прибыль; К-кол-во проданной прод. в натур. единицах; Рпер-удельные переменные затраты, т.е. на единицу продукции.

Дм=П+Н=Выручка-Зпер. Т/Н=Выручка/Дм.

Т=(Выручка*Н)/Дм=(20*4)/8=10млн.руб.

Натуральный объем можно рассчитать: Т=(К*Н)/Дм=(1000*4)/8=500шт.

Определение объема реализации для получения определенной суммы прибыли:

К=(Н+П)/(Выручка-Зпер). Зона безопасности: ЗБ=(Выручка-Т)/Выручка.

Критический уровень постоянных расходов предст. собой максимально допустимую величину постоянных расходов, которые покрываются маржинальным доходом, при заданном уровне цены, переменных расходов на 1 продукции и объеме продаж. Если постоянные расходы превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным: Н=К*(Ц-Рпер).

Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже с/с продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственная мощность используется недостаточно полно.

Методика МА позволяет обосновать экономическое решение по поводу ситуации приобретения услуги или продукции на стороне или производства ее собственными силами. В основе расчета лежит определение точки «безразличия», при которой затраты по производству или приобретению на стороне будут одинаковыми.

1.СОДЕРЖ-Е ФИН-ВО-ХОЗ-ГО К-ЛЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ. СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ К-ЛЯ

Общ-во как в целом, так и отдельные его части, в т.ч. и субъекты хоз-вания, явл.системами разл. управления. В каждой из этих системфункц-руют две подсистемы: управляющая и управляемая. Управ-щаяне может норм-но функц-ть без пост-го получ-я инф-ции о деят-сти упр-мой подсистемы. А для того, чтобы получать такуюинф-цию, необх-мо непрерывно контр-вать управляемуюподсистему, а рез-ты кон-ля передавать упр-щей подсистеме.

Контроль-неотъемлемая часть системы упр-ния, заключающаяся впроверке исполнения тех или иных хоз-ных решений с целью устан-ния их достов-сти, законности и эконом. целесообр-сти.

К-ль явл-ся самост-ной ф-цией упр-ния по выявл-ю нарушений и откл-ний в намеч-ных целях для принятия коррект-щих мер.

К-ль помогает скорр-вать деят-ть орг-ции или ее структурных подразд-ий, дает возможность установить службы и направления их деят-сти, кот-е способствуют достижению намеченных целей и повыш-ю результат-сти деят-сти орг-ции в целом.

Cистема кон-ля-сов-сть субъекта, объекта и ср-в кон-ля, взаимодейств-х как единое целое для достиж-я пост-ной цели и вып-ния конкр-х задач.

Система кон-ля включ. след. элементы:субъект, объект, предмет, метод, приемы и способы кон-ля, принципы и процесс кон-ля, сбор и обработка исх-ных данных для провед-я кон-ля, рез-т кон-ля и зат-ты на его осущ-ие, субъект, принимающий решения по рез-там кон-ля, принятие решения по рез-там кон-ля.

Принципы к-ля-общепризнанные правила действия в процессе кон-ля. Они воплощают экономич-е, соц-е и др. законом-сти сферы кон-ля, опред-ют требов-я, согласно кот-м формир-ся и функц-ет подсистема кон-ля в системе управл-я произв-вом, общ-вом.

Общие принципы кон-ля:1-Объективность-непредвзятое вып-ние контр-х ф-ций и освещ-е рез-тов проверки в соотв-вии с факт-м сост-ем дел на субъекте к-ля; 2-Гибкость-необходима для достиж-я эффект-сти, несмотря на непредвид-ные изменения в планах.3-Экономичность- осущ-ние кон-ля с миним-ной числен-ю раб-ков, владеющих научными методами орг-ции труда, достижение максим-го эффекта контр. деят-сти при миним-х затратах на ее проведение.4-Всеобъемлемость- распростр-ние кон-ля на весь хоз-ный механизм, все сферы обществ-го воспроизв-ва, все стороны фин.–хоз-ной деят-сти контролир-мых орг-ций.

5-Внезапность-осущ-ние контр-ных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами кон-ля.

6-Непрерывность:систем-кое вып-ние контр-х ф-ий обусл-но непрер-ым хар-ом процессов расшир.произ-ва.Пер-д к-ля,осущест-го в опред.момент врем., всегда начин. с момента оконч. пред.проверки

7-Действенность- активное воздействие кон-ля на процессы фин-во-хоз. деят-сти субъектов проверки путем выявл-я недост-ков и др. негатив. отклон-й,предупр-ния их в дальн.работе контрол-мых орг-ий

8-Плановость- выполнение контр-х ф-ций, осущ-е этапов к-ля в соотв-вии с заранее разраб-ми и утвержд-ми планами контр-х действий.

9-Научность- применение достижений науки и передового опыта в осущ-нии кон-ля с целью разработки научно обосн-ных предложений по использ-ю выявл-х резервов.10-Гласность- своевременное информир-ние заинтерес-х должн-х лиц и спец-тов как субъекта кон-ля, так и его контрол-щих органов о рез-тах проведенных контр-ных действий.

11-Массовость- участие всех спец-тов и др. привлеч-ных лиц в осущ-нии кон-ля на опред-ном уровне.

2.КЛАССИФ-ЦИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ФИН-ВО-ХОЗ-ГО К-ЛЯ

Вид – сост-я часть, выражающая содержание целого и в то же время отличающаяся от др. частей субъектами, объектами конт-ля, что предопределяет и отличия в методах осущ-ния контр-х действий.

Классификация финансово-хоз-ного контроля:

1)По организац-ным формам: госуд-ный (вневедомств-ый), ведомств-ый, аудиторский, внутрихоз-ный и общественный.

2)По целевой направленности госуд-ный кон-ль под­разд-ся на общегосуд-ный, отраслевой и специальный.

3)По подведомственности: вневе­домственный и ведомственный.

4)В завис-сти от времени проведения: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

5)В завис-сти от источников инф-ции, используемых при выполнении контр-х функций: документальный и фактический.

Применяемые методы кон-ля и система контр-х действий позволяют организ-ть проверку, используя для этих целей след. формы:

1)Ревизия-документ-я и фактич-я проверка фин–хоз-ной деят-сти орг-ции за опред-ый период времени.

2)Аудит-это независ-я экспертиза состояния БУ, бух.баланса и фин-вых отчетов.

3)Анализ - это системное и пофакторное исслед-ние отдельных во­просов предприним-кой деят-сти субъекта хозяйств-ния.

4)Тематическая проверка. Цель: получение исчерпывающих данных, характериз-щих состояние дел по изучаемой тематике, и выявление неиспользуемых в орг-ции резервов.

5)Обследование- ознакомление с состоянием контролир-го объекта на месте.

6)Служебное расследование-проверка соблюдения работниками орг-ции должн-ных обязанностей, а также соблюдения должн-ных док-тов, регулирующих произв-ные отношения.

7)Хозяйственный спор-способ устан-ния соблюд-я законности и обеспеч-я законных прав предприятий в хоз-ных взаимоотношениях.

Элементы контроля: предмет, объект, субъект, сфера деятельности, принципы, процесс, метод (методика), техника и технология, механизм, сбор и обработка исходных данных (инф-ция) для проведения контроля, рез-т, принятие решения по рез-там контроля.

3.СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОГО И ВЕДОСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Вневедомственный контроль осуществляется органами общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности. Основные задачи:

1) своевременное предупреждение, выявление и присичение нарушений законодательства;

2) принятие мер по сохранности, целевому и эффективному использованию имущества гос. организаций;

3) контроль за полнотой и своевременностью поступления средств в бюджет, их целевым использованием.

Высший специализированный орган вневедомственного контроля в РБ – Комитет госконтроля РБ (КГК). Он осуществляет госконтроль за исполнением республиканского бюджета, использованием гос собственности, исполнением актов Президента РБ, Парламента, Правительства РБ и др. гос органов. Его деятельность регламентируется Законом РБ «О КГК РБ»/

Особая роль отводится Департаменту финансовых расследований.Он осуществляет непосредственное руководство системой органов фин расследований КГК РБ.

Широкими полномочиями в области вневедомственного контроля наделено Министерство финансов РБ, которое контролирует своевременность поступления доходов и целевое их использование на уровне гос бюджета. В системе Минфина исключительно контрольные функции выполняет Главное контрольно–ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах.

К специализированным органам вневедомственного контроля относится Министерство по налогам и сборам РБ.Основная задача - контроль за соблюдением законодательства о налогах, что подрозумевает правильное их исчисление, полноту и своевременность их перечисления в бюджет.

Вневедомственный контроль в РБ также осуществляет Национальный банк РБ.Он контролирует наличие денег в обращении, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль как непосредств-но, так и через уполномоченне банки в соотв-вии с законод-вом РБ.

Вневедомственный контроль за соблюдением в республике законодательства о труде осуществляет Департамент гос инспекции труда Министерства труда и соц защиты РБ.

Для повышения эффективности контрольной деятельности в РБ образован Совет по координации контрольной деятельности в РБ.

Ведомственный контроль– контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), концернами и др. вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций.

Указом Президента РБ «О ведомственном контроле» определены следующиезадачи ведомственного контроля:

1)своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

2)принятие мер по сохранности и целевому использованию имущества подведомственных организаций;

3) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

ФУНКЦИИ ведомственного контроля:

1) координация деятельности структурных подразделений органа гос управления;

2) организация и проведение плановых, внеплановых, комеральных проверок, мероприятий по наблюдению, анализу и оценке причинно-следственных связей, влияющих на результаты деятельности;

3)обеспечение контроляза устранением выявленных ранее нарушений.

Ответственность за организацию и состояние ведомственного контроля в соотвующих органах гос управления возлагается на их руководителей.

Разработка методологии, организации и осуществления ведомственного контроля, а также надзор за его состоянием возложены на Министерство финансов РБ,в структуре которого выделенМетодологический совет по ведомственному контролю.

Контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, предприятий и учреждений осуществляется в форме ревизий, назначаемых руководителем вышестоящего органа.

4. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

Контроль - неотъемлемая часть системы управления, заключающаяся в проверке исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности.

Предмет фин-хоз контроля – планомерное и целенаправленное комплексное исследование различных сторон деятельности организации с целью всесторонней оценки результатов ее деятельности, предупреждение фактов бесхозяйственности, нецелевого использования фин ср-в и МЦ, изыскания резервов.

Субъекты фин-хоз контроля – организации, осуществляющие фин контроль в лице должностного лица (исполнителя контроля). Объекты фин-хоз контроля – носители прав и обязанностей (субъекты хозяйствования и граждане).

Метод фин-хоз контроля – диалектический подход к комплексному, всестороннему и глубокому исследованию фин-хоз деятельности организации, а также отношений, складывающихся в процессе контрольных действий с помощью совокупности специальных приемов и способов для установления экон-й эффективности, законности, достоверности и целесообразности хоз и фин операций на основе использования учетной, отчетной, плановой и др. экон. информации в сочетании с исследованием факт состояния объектов контроля.

Основные требования к выбору и применению методов и способов осуществления проверок определены в Инструкции о методах и способах осуществления проверок органами КГК РБ. В Инструкции выделено 2 метода проверки:

• метод документальной проверки, который заключается в проверке фин-хоз и иных операций, др. сфер деятельности проверяемого субъекта, в т. ч. в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности;

• метод фактической проверки, направленный на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, процесса или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить информацию о характеристиках этого объекта, процесса, события и их состоянии.

Инструкцией предусмотрен еще ряд способов (методов), которые могут быть использованы в ходе проведения проверки:

- проведение встречных проверок;

- использование чек-листа.

Приемы документального контроля:

1) Формальная проверка - проверка соблюдения применения типовых форм первичных учетных документов, последовательности, полноты и правильности заполнения в них реквизитов и др.

2) Арифметическая проверка - проверка правильности указанных в документах цен, наценок, скидок, произведенных подсчетов итоговых сумм и др. арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке форм первичных учетных документов.

3) Экспертная проверка направлена на выявление подделок в документах (дописка текста, цифр, зачеркивание, подделывание подписей).

4) Нормативно-правовая проверка - проверка, в процессе которой определяется соответствие отраженных в документах фин. операций и хоз. процессов действующим нормативным правовым актам.

5) Экономическая проверка – это проверка, цель которой - определение экон. целесообразности осуществленных хоз. операций, влияния полученных результатов этих операций на фин. результаты хозяйствования контролируемого субъекта.

6) Логическая проверка – способ изучения хоз. процессов посредством сопоставлений взаимосвязанных фин. и производственных операций

7) Встречная проверка – сличение первичных документов или учетных записей проверяемой организации с одноименными или взаимосвязанными данными у лиц, с которыми проверяемая организация имеет хозяйственные связи.

8) Сущность балансовых увязок движения материальных активовсостоит в проверке количественной информации о движении однородного материального имущества за межинвентаризационный период. Формула балансовой увязки: Остаток на начало месяца + Поступления в контрольном виде – Выбытие за контрольный период = Остаток на конец контрольного периода

9) Прием обратного счета(обратной калькуляцией) используется для проверки размера необоснованного списания сырья на пр-во при выпуске определенного вида ГП. Формула балансовой увязки: Количество фактически выпущенных изделий * Реальные нормы материальных затрат – Фактическое списание материалов = Отклонение

10) Оценка законности и обоснованности фин. и хоз. операций по данным корреспонденции счетов бу – сопоставление записей в учетных регистрах с оправдательными док-ами, а также данных учетных регистров с показателями отчетности.

Способы докуметального контроля:

1) Сплошной способ: проверяются все документы и записи в учетных регистрах за весь проверяемый период (кассовые, банковские операции, расчеты по возмещению материального ущерба).

2) Выборочный способ: проверка первичных документов и записей в учетных регистрах за определенные промежутки времени.

Приемы фактического контроля:

1) Инвентаризация - метод бу, осуществляемый путем непосредственной проверки наличия и состояния имущества и реальности фин. обязательств орг-ции.

2) Осмотр- непосредственное изучение определенных объектов учета, выполняющих в хоз. системе те или иные конкретные функции (денежные ср-ва, ценные бумаги, ТМЦ), а также (если это потребовалось) фиксацию важной информации об особенностях осмотренных объектов.

3) Обследование– продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными, с получением объяснений от ответственных лиц. Цель - изучение вопросов организационно-производственной деятельности, проверка целесообразности и эффективности данной деятельности, проверка обеспечения сохранности имущества проверяемой организации.

4) Контрольная закупка - искусственно созданная должностными лицами контролирующих органов ситуация приобретения ТМЦ без цели их приобретения или последующей реализации. Факт и результаты контрольной закупки отражаются в акте (справке) проверки.

5) Контрольная партия продукции – такая ее партия, выпуск кот орг-ется проверяющими со специальной, но заранее не объявляемой контрольной целью.

6) Контрольный запуск сырья в производство назначается для установления фактического расхода сырья и материалов для изготовле­ния единицы готовой продукции. Он производится специалистом организации в присутствии эксперта, проверяющего, МОЛ.

7) Контрольный обмерприменяется для определения объема вы­полненных работ с целью проверки обоснованности предъявленных к оплате документов по строительным, ремонтным, монтажным, проектным и др. работам.

8) С помощью лабораторного анализа качества материалов, това­ров, сырья и ГП имеется реальная возможность контролировать качество поступающих материалов, товаров, сырья, а также ГП и полуфабрикатов.

9) Устный опрос - фактическая проверка объектов контроля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах.

5. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТЫ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕВИЗИИ. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РЕВИЗИИ.

Ревизия - способ контроля, предусматривающий полное изучение фин-хоз деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершенных хоз. и фин. операций.

Объекты ревизии: активы организации, фин. операции, хоз. процессы и факты хоз. жизни организации, отраженные в первичных документах, учетных регистрах и отчетности.

Основные задачи, разрешаемые в ходе проведения ревизии:

1) проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

2) проверка законности совершенных хоз. и фин. операций и обеспечения соблюдения порядка распоряжения гос. имуществом;

3) своевренное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам государства, установление причин и условий, способствующих их совершению;

5) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности и экономической деятельности организации.

Классификация ревизий:

1) в зависимрсти от органов, осущестыляющих ревизию: ведомственные, вневедомственные, внутрихозяйственные.

2) по организационному признаку: плановые (не реже 1 раза в год), внеплановые.

3) от полноты проверки деятельности организации: комплексные, некомплексные, тематические.

4) от полноты проверки хоз. операций: сплошные, выборочные, комбинированные.

Процесс комплексной ревизии состоит из следующих этапов:

1) подготовка к проведению ревизии;

2) обследование и инвентаризация;

3) организация и проведение ревизии в соответствии с программой;

4) систематизация и оформление результатов ревизии;

5) реализация материалов ревизии;

6) контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Ревизия проводится на основании письменного предписания (распоряжения, приказа) руководителя контролирующего органа. В предписании указываются: наименование контролирующего органа, проводящего ревизию и наимение организации, в отношении которой проводится ревизия; ФИО проверяемого, его должность; тема ревизии; ревизуемый период, срок представления материалов ревизии.

На основании задач, поставленных перед ревизией, и по материалам, полученным в ходе изучения ревизуемой организации, контрольно-ревизионная служба составляет программу ревизии, которая содержит перечень основных вопросов, подлежащих проверке, и срок проведения. Руководитель ревизуемоной группы на основании полученной программы ревизии составляет рабочий план проведения ревизии, который утверждается руководителем ревизионной группы.

Проведению документальной ревизии предшествует проведение инвентаризации МЦ и обследование ревизуемой организации.

Документальное оформление!!! 1) Приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении инвентаризации. Комиссия (начальник цеха, главный инженер, механик, бухгалтер, который ведет учет) → 2) Инвентаризационная опись → 3) Сличительная ведомость результатов инвентаризации. МОЛ пишет объяснительную (вычеты из з/п). Покрытие убытков из кассы (р/с) или относится на убытки

Для этого руководителем ревизионной группы разрабатывается план проведения инвентаризации МЦ.

При этом им устанавливается: по всем ли МОЛ и в какое время проводилась в организации инвентаризация; передавались ли МЦ др. раб-кам при уходе МОЛ в отпуск и др. обстоятельства.

Результаты инвентаризаций оформляются справкой о проведенных инвентаризациях МЦ в период комплексной ревизии на определенную дату, которая прилагается к акту комплексной ревизии. Справка подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Выявлена недостача и её погашение:

Д – 94 К – 50 – из кассы

Д – 73 К – 94 – на виновное лицо

Одновренно с инвентаризацией МЦ проводится обследование ревизуемой организации. Для этого ревизионная группа изучает размещение функциональных отделов и служб, цехов и др. структурных подразделений, места хранения оборудования и ТМЦ и т.д.

С помощью обследования устанавливаются условия хранения МЦ и денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям; обеспеченность помещений для хранения ценностей охранно–пожарной сигнализацией и др. В процессе проведения обследования ревизор может выявить причины и условия, способствующие хищениям.

6. СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ ПО МАТЕРИАЛАМ РЕВИЗИИ.

Ревизия - способ контроля, предусматривающий полное изучение фин-хоз деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершенных хоз. и фин. операций.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то по ее результатам составляется акт проверки, а если нарушения не были выявленны - справка. В обоих случаях документ оформляется не менее чем в 2х экземлярах и подписывается проверяющим не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки.

По структуре акт проверки состоит из 2х частей:

1) вступительная. В ней отражается следующая информация:

• основание назначения проверки; дата и № предписания на ее проведение; должности, ФИО лиц, проводивших проверку;

• даты начала и окончания проверки;

• место составления акта;

• проверенный период;

• должности и ФИО лиц, чья деятельность проверялась;

• наименование проверяемого субъекта и его реквизиты;

• наличие книги учета проверок, информация о произведенной в ней записи;

• какие фин-хоз. операции, каким способом и за какой период проверены.

2) исследовательская (результативная) - систематизированный перечень нарушений, недостатков и злоупотреблений, выявленных в процессе проверки субъекта. Эта часть состоит из отдельных разделов, соответствующих наименованию и числу исследуемых вопросов.

После результативной части следует список приложений тех документов, которые были собраны проверяющим в ходе ревизии (ксерокопии).

Акт подписыают: руководитель проверки; руководитель проверенного субъекта; главный бухгалтер (бухгалтер, отвесающий за ведение определнного объекта учета).

Акт (справка) проверки в течение 2х рабочих дней, со дня его подписания руководителем проверки, должен быть вручен ответственному лицу со стороны проверяемого. В случае отказа должностных лиц проверенного субъекта от подписания акта (справки) в документах делается соответствующая отметка.

При наличии возражений, подписывающие его должностные лица проверенной орг-ции делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней после подписания акта должны представить в контролирующий орган возражения в письменной форме. Тогда, не позднее 10 рабочих дней, со дня поступлениявозражений, может быть назначена дополнительная проверка.

Завершающий этап ревизии – реализация ее результатов.

Основные формы реализации:

1) обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;

2) устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;

3) передача материалов ревизии правоохранительным органам;

4) принятие органом, назначившим ревизию, решения в виде письма, распоряжения или приказа;

5) рассмотрение результатов ревизии в ревизующей организации.

На основании материалов, содержазихся в акте ревизии, виновное должностное лицо или МОЛ должны быть привличены к ответственности. При этом разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям.

Материалы рассмотренных результатов ревизии как в ревизуемой, так и в ревизующей организации оформляются протоколами, которые состоят из констатирующей и приказной частей.

Для надлежащего контроля исполнения решений, принятых по результатам проверки, ведется журнал учета по результатам проведенной проверки и контроль выполнения принятых по ним решений.

7. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА В РБ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бу и бух (фин) отчетности и др. документов организаций, их обособленных подразделений, ИП.

Документ, регламентирующий аудиторскую деятельность - Закон РБ «Об аудиторской деятельности»

КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА:

1) По отношению к пользователям информации:

• Внешний аудит – проверка бу, бух. отчетности и др. документов аудируемых лиц, осуществляемая независимыми аудиторами на договорной основе. Объект – фин-хоз деятельность аудируемого лица.

• Внутренний аудит – проверка бу, бух. отчетности и др. документов аудируемых лиц, осуществляемая специалистами, работающими в этих организациях. Объект – хоз и производственная деятельность организации.

2) По отношению к требованиям законодательства внешний аудит:

• Добровольный – проводится по заказу заинтересованной стороны, если проверка не предусмотрена законодательством. Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента. Отличительная черта: затраты, связанные с его проведением, относятся за счет чистой прибыли аудируемого лица.

• Обязательный – предусматривается законом, и организация обязана для проверки фин-хоз деятельности приглашать аудиторов.

3) В зависимости от цели и решаемых задачь:

Аудит финансовой отчетности - проверка отчетности организации на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству и нормативным актам по вопросам ведения бух и составления отчетности с последующей выдачей аудиторского заключения установленной формы.

Спецальный аудит – это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности организации, имеющий целью подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хоз. процессов и фин. операций.

Аудит на соответствие требованиям определяет, соблюдаются ли в организации те конкретные правила, нормы, законы, инструкции, пункты договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или отчеты, а также те специфические требования, которые предписаны персоналу администрацией.

ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА В РБ

Аудиторская деятельность в РБ осуществляется в соответствии с Законом РБ от 8 ноября 1994 г. № 3374–XII «Об аудиторской деятельности». В соответствии с действующим законодательством аудиторской деятельностью в РБ могут заниматься физ. и юр. лица, т. е. аудиторы - ИП и аудиторские организации.

Для занятия аудиторской деятельностью физ. лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская организация.

Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора проводится в форме квалификационных экзаменов. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учреждениях высшего образования, имеющих гос аккредитацию, а также стаж работы по специальности не менее 3х лет. Для сдачи экзаменов претенденты представляют в Министерство финансов соотв-е документы. Квалификационный экзамен сдается в письменной форме. При успешной сдаче экзамена выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Аудитор обязан не реже 1 раза в 2 года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, повышать свою квалификацию в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку. Лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории РБ.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Основное условие создания – наличие не менее 3 человек, имеющих лицензии на осуществление аудиторской деят-сти, включая руководителя аудиторской организации.

Не менее 50 % работников аудиторской орг-ции должны составлять граждане РБ, постоянно проживающие на территории РБ, а в случае, если руководителем аудиторской орг-ции является иностранный гражданин, – не менее 75 %. Руководителем аудиторской орг-ции м/б только аудитор.

Обязательным условием для осуществления аудиторской деятельности для юр. и физ. лиц явл их включение в Гос реестр аудиторов и аудиторских орг-ций со дня принятия решения Минфином о выдаче лицензии.

Аудиторским организациям и аудиторам запрещается занятие др. видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

ГОС РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В соответствии с действующим законодательством гос регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом РБ, Советом Министров РБ, Министерством финансов РБ, Национальным банком РБ и др. гос органами.

Президент РБ устанавливает общий порядок гос регулирования аудиторской деятельности.

Совет Министров РБ определяет порядок выдачи, приостановления, продления срока действия и аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности (кроме банковской системы), ус-танавливает размер платы за выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности и утверждает предельные нормы расходов на проведение обязательных аудиторских проверок, относимых на себе-стоимость продуции, работ, услуг.

Министерство финансов РБ: разрабатывает методологию аудита; принимает нормативные правов<

Наши рекомендации