Экономические методы управления в менеджменте.
Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.
Основной экономический метод, применяемый при управлении подразделений предприятия, – внутрипроизводственный хозяйственный расчет, исходными положениями которого являются:
– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;
– предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;
– разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;
– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.
Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:
1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;
2) дополнительные выплаты;
3) штрафы.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
109. Экономика организации (предприятия) — наука об экономической эффективности производства в условиях ограниченных ресурсов. Понятия «организация» и организационно-экономический механизм функционирования организации (предприятия).
Экономика предпр – наука, изучающая варианты выбора эффектив-ного ведения хозяйства на предпр в условиях огранич ресурсов с целью удовлетворен потребностей. Критер-иями процесса пр-ва продук-ции и ее реализации предпр-ми явл. Пр-во конкурентоспособ и рентаб прод, получение макс прибыли, обеспечение финнансово-экономич стабильности предпр и расширенного воспроизводства.
Предметом исследования экономики предпр явл хозяйствование - принятие решений об использ огранич ресурсов на основе выбора альтернатив по достижению заданной цели. При этом предпр должно быть ориентировано не только на максимиз прибыли, покрытие затрат, снижение убытков, но и на повыш техн уровня оборудо и машин, улучшение качества продукции, совершен-ие оплаты труда, условий труда и отдыха, а также на предотвращ ущерба окруж среде снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьш. количества отходов и их переработка.
Содержанием хозяйствования явл выявление и устранен всех проблем предпр при помощи критерия эффективности. Этот критерий лежит в основе рациональных действий не только на предприятии, но также и во взаимоотношениях между предприятием, государством. Соотв-но целям предпр различают эконом,техн, соц и экологическую эфф-ть.
Эконом эфф-сть характ связь между кол-вом ед. ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе пр-ва, и получаемым какого-либо продукта. Большее кол-во продуктов, получ от данного объема затрат, означает повыш эфф-ти. Все стремятся эфф-но использ рес-ы. Они стараются получить максим кол-во товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов.
Предпр - самостоятельно действующий субъект, обладающий правами юр.лица, деятельность которого осущ-ся на свой риск и под свою ответственность для пр-ва прод, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ-ых потребностей и получ приб. Предпр в условиях рыночной экономики самостоятельно осущ свою деят: оно само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объём пр-ва продукции, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью.
Жизненный цикл предприятия вкл след этапы:- создание и юр оформление нового предпр;- функционирование предприятия; - реорганизация или прекращение деятельности предприятия
Ор-ция - устойч объединение людей, взаимодействующих между собой для достиж стоящих перед ними целей. Любая орг обладает определенной структурой, которая подраздел на три составляющие:1).техническая - это совокупность матер элементов орг (зданий, сооружений) 2).социальная- вкл в себя совокуп участников, формальн и неформальн группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния; 3).социотехническая вкл в себя рабочие места.
Определен стр-ры орг придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.
Суть экономич механизма управления предпр сводится к экономич обоснованию и выбору оптимального управленческого решения по развитию предпр.
110.Экономическая оценка и виды стоимости предприятия.Подходы к оценке стоимости предприятия. Затратный, сравнительный и доходный методы оценки.
Под оценкой понимают определение стоимости некоторого объекта, подлежащего оценке. Она может проводиться как по решению руководства предприятия собственными силами (внутренняя оценка), так и независимыми экспертами-оценщиками по заказу предприятия или решению суда (независимая оценка). В ряде случаев осуществляется оценка, обязательность проведения которой установлена законодательством (обязательная оценка).
Цель оценки определяется видом предполагаемой сделки пли управленческим решением, для которых она производится. Это может быть: -продажа конкретному покупателю;-внесение имущества в уставные фонды юридических лиц в виде неденежных вкладов;-продажа на торгах (аукционе), включая продажу имущества в процедуре банкротства; - разрешение имущественных споров; -возмещение ущерба;
Оцениваться может различное имущество, т.е. объектами оценки выступают:-предприятия как имущественные комплексы (бизнес); -капитальные строения (здания, сооружения); -изолированные помещения; -не завершенные строительством объекты; -земельные участки;-машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства материалы и другое имущество;
В зависимости от целей и методики оценки определяют разные виды стоимости: 1) Рыночная - стоимость, по которой наиболее вероятно продавец объекта оценки согласен продать, а покупатель объекта готов купить с учетом некоторых условий; 2) Балансовая- представляет стоимость имущества, отраженную в бухгалтерском балансе;3) Инвестиционная - определяется для конкретного инвестора или группы инвесторов, учитывает индивидуальные требования к инвестициям;4) Ликвидационная - определяется при тех условиях, что объект продажи необходимо продать за более короткий срок нежели по рыночной стоимости; 5) Остаточная стоимость - представляет собой стоимость объекта оценки, равную разнице между первоначальной стоимостью объекта оценки, стоимостью восстановления объекта оценки и накопленным износом ;6) Утилизационная - представляет собой стоимость объекта оценки, ранную суммарной стоимости частей (элементов, материалов, конструкции), на которые можно разделить объект оценки с учетом затрат на его разделение и утилизацию;7) Первоначальная стоимость - стоимость объекта оценки, отраженная в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством при вводе его в эксплуатацию; 8) Восстановительная стоимость - стоимость объекта оценки, определяемая при переоценке. 9) Остаточная стоимость - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта оценки за вычетом накопленной амортизации по бухгалтерскому учету на дату оценки.
Под оценкой поним определен стоимости некоторого объекта, подлежащ оценке.
Она может провод как по решению рук-ва предпр собственными силами (внутренняя оценка), так и независимыми экспертами-оценщиками по заказу предпр или решению суда (независимая оценка).
Существует 5 методов оценки стоимости предпр: 1) метод балансового накопления активов. Применяется в случае оценки предпр как имущественного комплекса и основан на данных бух баланса. И рассчитывается как разница между суммой активов предпр, доходов будущих периодов, прочими доходами и суммой расходов будущих периодов, стоимостью имущества не принадлежащие предпр на правах собственности. 2) метод кадастровой оценки. Метод с использованием сведений, содержащихся в государственных земельном и градостроительном кадастрах. 3) метод пересчета валютной стоимости. Заключается в определении стоимости объекта оценки в валюте по официальному курсу бел рубля установленного надоту оценки. 4) индексный метод. Метод оценки с использованием коэфф к восстановленной или остаточной стоимости объекта оценки. 5) рыночный метод. Проводится с применением одного или нескольких методов оценки: - затратного; -доходного; -сравнительного или аналогов.
Затратный метод определяет стоим предпр с точки зрения понесен издержек на его создание и основан на анализе активов и пассивов предпр. Стоим предпр рассчитыв как разница между суммой всех активов предпр и его заемными ср-вами. В рамках затратного метода оценки предприятия могут использоваться следующие методы расчета стоимости: -накопления активов; -скорректированной балансовой стоимости; -ликвидационной стоимости. Первый аналогичен с балансового накопления активов.Метод скорректир балансов стоимости представл собой метод определен стоимо предпр, при котором расчет рыночной стоим проводится не по всем активам, а выборочно. Выбор объектов оценки во необоротных и оборотных актинах провод по: значимости в производственном процессе предпр; -удельному весу в стоимости активов предприятия;Метод расчета ликвидационной стоимости представляет собой метод определения стоимости предпр, при котором из суммы рыноч стоимости каждого актива предпр вычитаются суммы настоящей стоимости затрат, связанных с ликвидацией предпр.
Доходный метод исходит из того, что 1) собственник не продаст предпр-ие по цене ниже настоящей стоимости прогнозируемых будущих доходов; 2) стоимость инвестиций в предпр-ие зависит от будущих выгод, которые получит от этого предпр инвестор; 3) потенциальный покупат не заплатит за долю в предпр больше, чем она может принести доходов в будущем. В этом методе величина стоим определ доходами, ожидаемыми от использ объекта оценки в будущ.
Сравнительный метод заключается в определении стоимости предприятия на основе данных о совершенных сделках, спросе или предложениях о продаже объектов-аналогов. Поиск объектов-аналогов основывается на сходстве с объектом оценки по отраслевой принадлежности, мощности и технологии производства, а также по структуре бухгалтерского баланса.