Жизненный цикл организации. Стадии и кризисы организационного развития
1 этап – зарождение, создание организации – нечёткие цели, свободный творческий процесс. Основная задача – выход на рынок и максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.
2 этап – рост. Формируется миссия. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов. Цель – кратковременная прибыль, ускоренный рост, выживание за счёт жёсткого и грамотного руководства. Захват части рынка.
3 этап – зрелость. Структура стабилизируется, вводятся правила, возрастает роль руководства. Цель - повышение эффективности. Задача – повышение имиджа и рост профессионализма сотрудников.
4 этап – упад или старение. Происходит в результате конкуренции и сокращения рынка. После этого этапа происходит либо ликвидация либо возрождение. Цель – возрождение и усиление своих позиций на рынке.
Планирование в системе менеджмента
Это процесс разработки плана, определяющего то, что нужно достичь и какими методами.
Задачи: выбор оптимальной стратегии, обеспечение устойчивости функционирования и развития организации, комплексное обеспечение выполнения планов.
Принципы: точность, гибкость, непрерывность, экономическая обоснованность, социальная ориентация плана, сбалансированность плана
Включает в себя: анализ ситуации, установление целей и задач, разработка стратегии, оценка альтернативных вариантов, определение необходимых ресурсов, доведение плана до всех кто его выполняет.
Бывает стратегическое (более детальное, составляется на год) и оперативное (основывается на основе бизнес-плана, который включает в себя краткое содержание, историческую справку, основные продукты, анализ рынка, производство, управление, организацию и персонал, собственность, риски и доходы, задачи и основные этапы). Бизнес-план разрабатывается в случае освоения новых сфер деятельности, создании новых сфер бизнеса, внедрения новых продуктов, решения вопроса выхода организации из кризиса.
Понятие и особенности организации как функции менеджмента
Задачи:
· деление организации на части и делегирование выполнения задач путём распределения полномочий и ответственности,
· формирование организационной структуры, налаживание взаимодействия её элементов, обеспечение деятельности организации всеми ресурсами.
Условия: непрерывность, наличие цели, разделение труда, делегирование обязанностей и полномочий.
Организационные структуры управления: типология, характеристика
Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы управления, обеспечивающих целенаправленное функционирования и развития организации.
Виды:
1. технологическая,
2. производственная, финансовая,
3. социальная, и
4. информационная,
5. организационная.
Бывает линейная, линейно-функциональная и функциональная.
Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации
1. Содержательная теория:
a) пирамида Маслоу:
2. Процессуальная теория:
a) Врум "Теория ожидания"- ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты умножить на ожидания, что результаты повлекут за собой вознаграждение умножить на ожидаемая ценность вознаграждения = мотивация
b) Стейси Адамс «теория равенства» суть – сравнение оценки своего труда с чужим.
6 реакций на неудовлетворённость:
1. сократить затраты труда,
2. может потребовать повышение зарплаты,
3. произвести переоценку своих возможностей,
4. изменить для себя объект сравнения,
5. перейти в другое подразделение, может повлиять на организацию,
6. добиваться уменьшения вознаграждения других.
15. Социальная ответственность и этика менеджмента(лекции!)
Социальная ответственность бизнеса – это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, берут на себя ответственность за влияние их деятельности на поставщиков, заказчиков, работников, акционеров.
16. Функция контроля: содержание, виды контроля, методы контроля(лекции)
Координация деятельности организации(лекции)