Характеристика промышленных предприятий
Речного транспорта
Промышленные предприятия речного транспорта имеют целый ряд особенностей (в сравнении с большинством предприятий других отраслей), которые приходится учитывать в пространственно-временных разрезах организации производства. Этими особенностями являются:
· крупные габариты выпускаемых изделий (ремонтирующихся и строящихся судов);
· наличие специальных построечных мест, транспортных средств и сооружений для ремонта и постройки (стапельные площадки, судоспускные и судоподъемные устройства (слипы, доки), специальные тележки, трансбордеры для передвижения судов по стапелю);
· значительная длительность производственного цикла при ремонте и постройке исчисляемая несколькими месяцами, а в некоторых случаях (капитальный ремонт, постройка судов) и годами;
· наличие двух фронтов работ: часть работ при ремонте и постройке выполняется в производственных цехах, а часть (монтажные, сдаточные)- только на судах, находящихся на стапельных площадках, у причалов или на акватории предприятия;
· единичный и мелкосерийный характер производства, обусловленный большим разнообразием типов и проектов ремонтирующихся и строящихся объектов;
· универсальность производства, требующая высокой квалификации рабочих;
· сезонность загрузки предприятий: плановый ремонт производится главным образом в зимний период, постройка судов и навигационный ремонт - во время навигации;
· необходимость выполнения в сравнении с изготовлением новой продукции дополнительных операций при ремонте судов (демонтаж, разборка, дефектация).
Промышленные предприятия речного транспорта специализируются в основном по предметному признаку: ремонт и постройка тех или иных видов флота (грузовой, буксирный и т.п.), типов или проектов судов. Повышение уровня специализации происходит по видам деятельности (судоремонт, судостроение, судовое машиностроение), а внутри судоремонта по видам ремонта флота.
Виды и объемы деятельности промышленных предприятий определяют их производственную структуру, под которой понимается состав производственных подразделений и их взаимосвязи в производственном процессе. Производственная структура изменяется по группам предприятий оставаясь внутри группы более или менее стабильной.
Так судоремонтные мастерские (СРМ) располагают участками по ремонту корпусов судов, механосборочными и деревообрабатывающими участками. СРМ, как правило, не имеют судоподъемных сооружений. Они производят средний ремонт несамоходного флота (без слипования), текущий и навигационный ремонты самоходных и несамоходных судов. СРМ могут быть плавучими и береговыми.
Судоремонтные заводы (СРЗ) имеют комплекс цехов основного и вспомогательных производств, судоподъемное сооружение (слип, док), акваторию для зимнего отстоя флота. СРЗ выполняют текущий, средний, капитальный, навигационный ремонты судов, изготавливают сменные и запасные части.
Судоремонтно-судостроительные заводы (СРСЗ) состоят из комплекса цехов основного и вспомогательного производств, судоподъемных сооружений и акватории. Выполняют все виды ремонта флота, а в летний период – постройку судов, навигационный ремонт и заказы судового машиностроения.
Судостроительно-судоремонтные заводы (ССРЗ) дополнительно имеют еще судокорпусные цехи, занятые судостроением, как летом, так и зимой. Доля судостроения в программе ССРЗ значительна.
Судоремонтно-механические заводы (СРМЗ), кроме комплекса для ремонта судов, имеют крупные цехи по изготовлению сменных и запасных частей, цехи машиноремонта (кооперированного).
Ремонтно-эксплуатационные базы флота (РЭБ флота) состоят из цехов основного и вспомогательного производств, судоподъемного сооружения. РЭБ флота могут иметь в своем составе подразделение занимающееся хозяйственным и техническим обслуживанием флота. В зависимости от мощности РЭБ могут выполняться либо все виды ремонта, либо только текущий и прочий неплановый.
Судостроительные верфи строят корпуса судов и насыщают их оборудованием, получаемым по кооперации. Имеют в своей производственной структуре судокорпусные, судомонтажные и деревообрабатывающий цехи, вспомогательное производство.
Типы производств
Как ранее было отмечено, одной из особенностей промышленных предприятий речного транспорта является единичный и мелкосерийный характер производства, обусловленный большим разнообразием типов и проектов ремонтирующихся объектов;
Под типом производства понимают организационно-технические характеристики производственного процесса, основанные на характере загрузки рабочих мест, масштабах производства, номенклатуре изготавливаемых изделий, повторяемости выпускаемой продукции.
По этим признакам различают единичные, серийные и массовые типы производств. Одной из характеристик типа производства является коэффициент закрепления операций , равный отношению числа всех технологических операций , выполненных или подлежащих выполнению в течение месяца в производственном подразделении, к числу рабочих мест , выполняющих эти операции.
(1.9)
Единичный тип производства характеризуется широкой номенклатурой изготавливаемых или ремонтируемых изделий и малым объемом их выпуска. Периодичность повторения процессов неопределенная. Коэффициент закрепления операций более 40.
Серийное производство характеризуется выпуском ограниченной номенклатуры изделий, изготавливаемых или ремонтируемых периодически повторяющимися партиями, и сравнительно большими объемами выпуска. Серийное производство подразделяется на мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное. Уровень серийности определяется коэффициентом закрепления операций:
мелкосерийное производство – свыше 20 до 40 включительно;
среднесерийное – свыше 10 до 20 включительно;
крупносерийное – свыше 1 до 10 включительно.
Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большими объемами выпуска изделий, непрерывно изготавливаемых (ремонтируемых) в течение продолжительного времени. Коэффициент закрепления операций равен 1.
Общие организационно-технические характеристики типов производства приведены в табл. 2. Сводка принципов, показателей и типов организации производства – в табл. 3.
Таблица 2
Организационно-технические характеристики типов производства
Тип производства | Характеристики типа производства | ||||
Повторяемость процесса | Объемы производства | Номенк- латура | Оборудо-вание | Коэффициент закрепления операций | |
Единичный | Неопределенная | Малые | Широкая | Универсальное | Больше |
Серийный | Периодическая | Значительные | Ограниченная | Специализированное | Свыше 1 до 40 включительно |
Массовый | Непрерывная | Большие | Узкая | Специальное |
Таблица 3
Сводка принципов, показателей и типов организации производства
Тип производства | Принципы и показатели организации производства | |||||
Пропорциональность | Непрерывность | Ритмичность | Специализация | Параллельность | Прямоточность | |
Массовый | Полная пространственная и временная пропорциональность и значительная синхронизация операций | Непрерывное движение предметов труда и непрерывная загрузка оборудования | Работа с заданным постоянным или переменным ритмом | Закрепление за рабочим местом одной операции | Параллельное выполнение операций на всех или большинстве рабочих мест | Строго прямоточное движение предметов труда по рабочим местам |
Серийный | Пространственная пропорциональность крупных цехов и участков | Движение предметов труда ци-кличное (парти-ями) и непреры-вная загрузка оборудования с переналадками | Выполнение одинакового объема периодически повторяющихся работ | Закрепление за рабочим местом нескольких операций | Последовательно-параллельное выполнение большинства операций | Возможно неоднократное движение предметов труда по рабочим местам |
Единичный | Неустойчивая пропорциональность крупных участков и цехов | Циклическая загрузка оборудования и существенное пролеживание предметов труда | Выполнение одинакового объема, но разных по содержанию работ | Невозможность постоянного закрепления операций за рабочими местами | Последовательное выполнение операций на рабочих местах | Многоразовое движение предметов труда по рабочим местам |