Европейская награда за качество.
В 1992 г EFQM (Европейский Фонд Управления Качеством) разработал и опубликовал положение о новой награде европейскому бизнесу — EQA. Первая премия была выдана фирме Xerox.Оценка претендентов на EQA производится по девяти критериям с различными их весовыми значениями, которые условно разбиты на две группы.
К критериям, оценивающим возможности компании, относятся:
• руководство;
• управление людьми;
• политика и страт;
• ресурсы;
• процессы.
Результаты деятельности компании оцениваются степенью:
• удовлетворения людей;
• удовлетворения потребителя;
• воздействия на общество;
• деловых результатов .
ПремияДеминга
Приз Демиига за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC (Всеобщий Контроль Качества) и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.
В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:
1. премия Деминга для крупных компаний ;
2. премия Деминга для малых предприятий;
3. премия Деминга для подразделений;
4. персональная премия Деминга отдельным лицам;
5. премия Деминга для зарубежных компаний.
Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателей, объединенные в шесть ключевых моментов в деятельности претендента:
1. политика и цели;
2. организация и администрирование;
3. образование и распространение знаний;
4. выполение;
5. результаты;
6. дальнейшиепланы.
Премия по качеству МэлкомаБэлдриджа
Национальная премия (награда) качества М. Бэлдриджа в США была учреждена и утверждена указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г. Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:
• бизнес (производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);
• образование;
• здравоохранение.
Премия М. Бэлдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Анализ претендентов на данную премию проводится в соответствии со следующими семью критериями:
1. Руководство (10 %).
2. Информация и анализ (7,0 %).
3. Стратегия планирования качества (6 %).
4. Человеческие ресурсы (15 %).
5. Уверенность в качестве товаров и услуг (14 %),
6. Результаты качества (18 %).
7. Фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий (30%).
Все эти семь критериев составляют важнейшую часть работы любой организации в области качества.
Премия по качеству Правительства РФ
Ежегодный конкурс на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения их конкурентоспособности
Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствует привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Лауреаты получают право использования эмблемы премии в своих рекламных материалах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
К дополнительным инструментам управления качеством относятся:
1. Метод "Модель Кано"
2. Дом качества
3. Методы Кайзен и Кайрио
4. Анализ формы и следствия отказа.
5. Инженерный анализ/Стоимостной анализ
6. Метод "Аутсорсинг"
7. Метод "Защита от ошибок"
8. Анализ задач подразделения
9. Персональные индикаторы характеристик сотрудников
10. Метод «Система 5S»
11. Методология шести сигм
12. Бенчмаркинг
13. Реинжинириг
Метод модель Кано
Данный метод применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей.
Теория привлекательного качества - инструмент, позволяющий описать, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, либо приводит его в восторг. Помогает выявить приоритетные потребности.Показывает взаимосвязь между качеством продукции и параметрами этого качества.
Цель метода:
• определение и распределение всего диапазона потребностей (требований) потребителя по приоритетам;
• разделение требований потребителей по составляющим профиля качества.
Модель Кано выделяет три составляющих профиля качества:
1. Базовое или основное качества (обязательные характеристики продукции);
2. Желаемое качество, требуемое качество (соответствующие качественным характеристикам продукции);
3. Привлекательно качества (соответствующие сюрпризным характеристикам продукции, вызывающим восхищение).
Модель Кано используется на этапе разработке, проектирования, более того, может быть использована на этапе маркетинга.
Дом качества
Дом качества демонстрируется как развитие развертывания функции качества, показанного на рисунке.
В вертикальных столбцах матрицы эта же информация переработана в инженерные характеристики.
Например, требование покупателя “без турбинного шума” коррелируется с “шумом при работе”, “сбалансированностью ротора” и другими факторами.
В диаграмме рассматриваются также взаимосвязи между инженерными факторами, что отображается на “крыше” матричного “дома”, чем и объясняется, в какой-то степени, название, которое получила все диаграмма.
Метод Кайзен и Кайрио
Улучшение качества может быть двух видов: крупным или состоящим из серии мелких улучшений.
Эти пути называются по-разному:
• революционные и радикальные;
• постоянное улучшение и коренное улучшение;
• кайзен-преобразование и кайро-преобразование.
Сочетание этих путей обеспечивает развитие организации (предприятия). Пример в нашей жизни: переход от аналогового типа передачи к цифровому (телефоны).
Кайрио (крупное улучшение). Особенности:
• не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции;
• только несколько специалистов вовлечены в систему улучшения;
• необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий;
• подход используется для решения только поставленных целей.
Система Кайзен (маленькие шажки). Особенности:
• требуется большие усилия людей, без больших вложения;
• все вовлечены в систему улучшение;
• необходимо большое число мелких шагов;
• система соответствует философии ВУК.
Рис. 4.20 Метод Кайрио и Кайзен
Анализ форм и последствий отказов (FMEA)
Анализ форм и последствий отказов является инструментом обеспечения качества, используемым на этапе проектирования.
Делается попытка определить скрытый смысл возможных форм отказов и того, как они могут отразиться на потребителе или пользователе.
В задачу анализа формы отказа, его последствий и степени критичности входит выяснение последствий каждой из возможных форм отказа.
FMEA (FailureModeandEffectsAnalysis) - систематизированная совокупность мероприятий, позволяющих:
• выявить потенциальные дефекты и варианты отказов, которые могут возникнуть при применении продукции или функционировании процесса;
• определить основные причины их появления и возможные последствия;
• выработать действия по устранению этих причин или предотвращению возможных последствий.
План действий:
1. Распознавание и оценка потенциальных дефектов и (или) отказов продукции или процесса и их последствий.
2. Определение действий по устранению или уменьшению вероятности возникновения потенциальных дефектов и (или) отказов.
3. Документирование всех этих мероприятий.
Особенности метода:
Технология проведения FMEA-анализа включает два основных этапа:
• этап построения компонентной, структурной, функциональной, потоковой моделей объекта анализа и диаграммы Исикавы;
• этап исследования моделей.