Основные направления современной экон. мысли.

Неолиберальные и либер.теории- ограничение или полное исключение гос вмешательства в экономику.

Неолиберальные теории: монетаризм, эк теория предложения, неоинституц. Объединяет критическое отнощение к гос вмешательсту.

Либеральное направл: неоавстрийская школа против любого воздействия гос-ва на рыночную систему, школа рациональных ожиданий.

Посткейниацы: важная роль гос-ва (Давидсон, Клауэра), невозможно достичь равновесия без гос-ва. Несовершенство инф, неэластичность эк. реакций.

Маржинализм (Фридман) – теория перманентного дохода (потребление на протяжении длительного времени сохраняет свое постоянство, нет недостатка эффективного спроса),

Неоавстрийская (Мизес, Хайек) Любое вмешательство в эк, приводит к появлению ошибочных рыночных сигналов, дезориентация эк агентов. В основе – поведение отдельных индивидов.

Эк теория предложения (Лаффер) – стимулирование предложения. Добровольная безработица – главная проблема. Безраб прямопропорциональна соц расходам гос-ва. Негативное влияние на занятость – налоговое бремя, оно снижает склонность к труду.

Маржинализм.

- базируется на новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.

Экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами. Применяются математические методы. Основная идея — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе всего хозяйства (макроэкономика).

Период: Вторая половина XIX в. (завершение промышленного переворота,кризис 70-80-х)

Первый этап 70-

это 80-е гг. XIX в:

Менгер-Самые насущные блага — потребительские (блага первого порядка).

Джевонс- При рациональном потреблении степень полезности приобретенных товаров пропорциональна их ценам.

Вальрас- Общая теория микроэкономического равновесия- равновесие-когда эффективный спрос и предложение производительных услуг равны.

Второй этап сер.80-х -конец 90-х гг. 19в.:

Маршалл- проблема свободного ценообразования на рынке. С понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается. Маршалл-экономикс- исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Парето (оптимум Парето: принять оптимальное решение по максимизации прибыли

Институциональная экономика

Нормы, правила, институты

-это действия, направленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, рассматривается как последовательность актов принятия решений.

Нормы – это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения для поддержания порядка в системе взаимодействия.

Правила – общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают действия одного индивида в отношении другого.(формальные и неформальн.)

Институт-сов-ть формальных правил,создав.людьми, а также механизмов, обеспечивающих соблюдение и исполнение данных правил.Институт- движущ.сила эк.развития.

Экономическая теория прав собственности

В 1960г. Коуз выпускает «Проблема соц издержек», проблема внешних эффектов – деятельность какого-либо участника рынка может наносить вред другим эк агентам, кот. не учитывается при анализе изд пр-ва. Причина возникновения вн эффектов – не в провалах рынка, а в отсутствии четко определенных и защищенных прав собственности на все ресурсы. Вн эффекты – нарушение неучтенных прав собственности в силу их неучтенности. Если права собственности четко определены и транс. издержки равны 0, то распределение пр-ва будет оставаться неизменной в распределении прав собственности. Не требуется вмешательство гос-ва.

Теория эк организаций, основанная на их концепции прав собств Алчиана и Демсеца. Собств. – не однородное понятие, включает набор прав (пучки прав) по владению, использованию, передаче того или иного рес. В рез-те различные права на один и тот же рес могут быть разделены между различными эк агентами. Обмен этими пучками суть всех эк операций.

Теория контрактов

Контракт (договор) — соглашение об обмене правомочиями и их защите» являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.

Классический контракт (производен от контр продажи), носит безличный характер, четко оговоренные пункты. Упор делается на юридических правилах, четко оговариваются санкции за нарушение условий.

Неоклассический контракт -долговременный контракт в условиях неопределенности. Споры по нему разрешаются не судом, а третейской стороной в лице органов арбитража

Отношенческий» (или обязательственный) контракт, складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Неоформальные условия имеют перевес над формальными пунктами. Споры решаются в ходе неформальных переговоров

Теория фирмы

Неоклассическая теория:

понятие фирмы сливалось с понятием производственной функции, не возникало вопросов о причинах существования фирм, особенностях их внутреннего устройства.Фирма- совокупности индивидов, объединенных для достижения определенной цели, имеющих соответствующую функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение

Теория Коуза: он объяснил существование фирмы необходимостью в институте, который обеспечивал бы распределение риска. Работники фирмы не склонны к риску, и владелец фирмы платит им относительно стабильную заработную плату, а риски, связанные с колебаниями результатов деятельности, берет на себя, работники же оказываются изолированными от этих колебаний.

Принципал-агент – теория: Возникновение фирмы Алчиан и Демсетц объясняют выгодами от работы командой. Работа командой — это производство, в котором:

-используется несколько типов ресурсов;

-продукт работы команды - это нечто большее, чем сумма результатов каждого включенного в команду ресурса.

-ресурсы, используемые в производстве, не принадлежат одному лицу. (Проблема принципала и агента – угроза манипулирования агентом принципала при выполнении поручений и предписаний последнего. Введение)

Наши рекомендации