Грузопоток состоит из различных грузов, структура которых подразделяется на три вида: отраслевую, групповую и родовую.
Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например, продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности.
Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.).
Родовая структура характеризуется распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.
Грузооборот– основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период.
Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1 т груза на расстояние 1 км).
Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.
Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств. Суточный грузооборот:
,где Q – грузооборот в плановом периоде, т; k – коэффициент, учитывающий неравномерность грузооборота; Fдн – число рабочих дней в плановом периоде.
Расчет количества транспортных средств
Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле
где Q – грузооборот за расчетный период, т; qч – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч; ТТ – время работы транспортного средства в течение планового периода.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле
где qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т; Kгр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства; Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
Основные направления совершенствования транспортного хозяйства: внедрение нового и совершенствование старого оборудования; внедрение единых транспортных систем; совершенствование планирования (оптимальное планирование); использование стандартной сборно-разборной тары; совершенствование техобслуживания; совершенствование управления транспортным хозяйством.