Инструменты управления экологической безопасностью
1. Инструменты правового регулирования;
2. Инструменты прямого административного принуждения;
3. Инструменты прямого экономического принуждения;
4. Инструменты косвенного экономического принуждения;
5. Инструменты экономического стимулирования.
И-1. Инструменты правового регулирования Первым инструментом правового регулирования является – введение экологического законодательства, в том числе и включение положений об охране окружающей среды в хозяйственное, административное, уголовное, налоговое, таможенное законодательство, банковское дело, законоположение о приватизации, об иностранных инвестициях, землепользовании, градостроительстве и региональном развитии;
Второй инструмент - установление стандартов, определяющих и регулирующих уровни загрязнения ОС, а также лимитов использования природных ресурсов.
Третий инструмент — применение процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы как средства предупредительного контроля за разработкой и осуществлением всевозможных проектов и выявления негативных последствий реализации этих проектов для ОС и здоровья населения.
Четвертый инструмент — экологическое лицензирование и экологическая сертификация.
Из всего многообразия инструментов Правового регулирования рассмотрим четыре процедуры:
Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной, военной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
ОВОС — процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.
Экологическое лицензирование — процедура выдачи разрешения государственными органами частным лицам и организациям на ведение определенного вида деятельности. ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia) — свобода, право, разрешение Экологическая сертификация соответствия – действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.
И-2. Инструменты прямого административного принуждения Данная группа инструментов охватывает широкий круг механизмов управления прямого действия:
- разрешения, - нормы и стандарты предельно-допустимых значений К числу принудительных мер наказания за нарушениеприродоохранного законодательства относят:
— различного рода запреты, штрафы и компенсационные выплаты за нанесенный ущерб;
— обязательное получение государственного разрешения на строитель-ство и модернизацию объектов, служащих источниками загрязнения ОС;
— подготовку правовых, административных санкций и иных мер наказания, приостановление действия или отзыв разрешений (лицензий и сертификатов), а также прекращение деятельности, нарушающей природоохранные требования.
И-3. Инструменты прямого экономического принуждения Это инструменты (механизмы), которые вступают в действие при нарушении, либо несоблюдении экологических нормативов, норм и стандартов субъектами природопользования.
Главным рычагом экономического принуждения являются АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ, которые предъявляются как юридическим, так и физическим лицам.
Порядок применения механизмов прямого экономического принуждения определен законодательно Кодексом об административных правонарушениях.
И-4. Инструменты косвенного экономического принуждения Среди инструментов экономического принуждения основное место занимают платежи и налоги за загрязнение и использование природных ресурсов.
Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы - за выбросы или сбросы, - а также за владение, пользование и другие законные действия с природными ресурсами.
Уровень платежа должен соответствовать социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю.
И-5. Инструменты экономического стимулирования.
В условиях рынка, без экономического стимулирования нельзя избавиться от изношенного и поэтому особенно опасного в экологическом плане оборудования.
В качестве меры экономического стимулирования охраны окружающей среды может выступать установление налоговых и иных льгот природопользователям.
К данному виду налоговых льгот относится:
— необлагаемый минимум объекта налога;
— изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
— освобождение от уплаты налога;
— понижение налоговых ставок;
— вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
— целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов), например для малых предприятий.
Могут устанавливаться и другие виды экономического стимулирования, такие как:
- введение специального налога на экологическую продукцию;
- введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию;
- освобождение экологических фондов от налогообложения.