Инструменты управления экологической безопасностью

1. Инструменты правового регулирования;

2. Инструменты прямого административного принуждения;

3. Инструменты прямого экономического принуждения;

4. Инструменты косвенного экономического принуждения;

5. Инструменты экономического стимулирования.

И-1. Инструменты правового регулирования Первым инструментом правового регулирования является – введение экологического законодательства, в том числе и включение положений об охране окружающей среды в хозяйственное, административное, уголовное, налоговое, таможенное законодательство, банковское дело, законоположение о приватизации, об иностранных инвестициях, землепользовании, градостроительстве и региональном развитии;

Второй инструмент - установление стандартов, определяющих и регулирующих уровни загрязнения ОС, а также лимитов использования природных ресурсов.

Третий инструмент — применение процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы как средства предупредительного контроля за разработкой и осуществлением всевозможных проектов и выявления негативных последствий реализации этих проектов для ОС и здоровья населения.

Четвертый инструмент — экологическое лицензирование и экологическая сертификация.

Из всего многообразия инструментов Правового регулирования рассмотрим четыре процедуры:

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной, военной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

ОВОС — процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

Экологическое лицензирование — процедура выдачи разрешения государственными органами частным лицам и организациям на ведение определенного вида деятельности. ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia) — свобода, право, разрешение Экологическая сертификация соответствия – действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

И-2. Инструменты прямого административного принуждения Данная группа инструментов охватывает широкий круг механизмов управления прямого действия:

- разрешения, - нормы и стандарты предельно-допустимых значений К числу принудительных мер наказания за нарушениеприродоохранного законодательства относят:

— различного рода запреты, штрафы и компенсационные выплаты за нанесенный ущерб;

— обязательное получение государственного разрешения на строитель-ство и модернизацию объектов, служащих источниками загрязнения ОС;

— подготовку правовых, административных санкций и иных мер наказания, приостановление действия или отзыв разрешений (лицензий и сертификатов), а также прекращение деятельности, нарушающей природоохранные требования.

И-3. Инструменты прямого экономического принуждения Это инструменты (механизмы), которые вступают в действие при нарушении, либо несоблюдении экологических нормативов, норм и стандартов субъектами природопользования.

Главным рычагом экономического принуждения являются АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ, которые предъявляются как юридическим, так и физическим лицам.

Порядок применения механизмов прямого экономического принуждения определен законодательно Кодексом об административных правонарушениях.

И-4. Инструменты косвенного экономического принуждения Среди инструментов экономического принуждения основное место занимают платежи и налоги за загрязнение и использование природных ресурсов.

Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы - за выбросы или сбросы, - а также за владение, пользование и другие законные действия с природными ресурсами.

Уровень платежа должен соответствовать социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю.

И-5. Инструменты экономического стимулирования.

В условиях рынка, без экономического стимулирования нельзя избавиться от изношенного и поэтому особенно опасного в экологическом плане оборудования.

В качестве меры экономического стимулирования охраны окружающей среды может выступать установление налоговых и иных льгот природопользователям.

К данному виду налоговых льгот относится:

— необлагаемый минимум объекта налога;

— изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

— освобождение от уплаты налога;

— понижение налоговых ставок;

— вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

— целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов), например для малых предприятий.

Могут устанавливаться и другие виды экономического стимулирования, такие как:

- введение специального налога на экологическую продукцию;

- введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

- освобождение экологических фондов от налогообложения.

Наши рекомендации