Функции управления экологической безопасностью
Функции управления - это виды действий, осуществляемые органами управления.
Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении следующих основных семи функций:
1.Функция учета природных ресурсов (ведения государственных кадастров).
2.Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов.
3.Функция распределения и перераспределения природных объектов
4.Функция воспроизводства природных объектов.
5.Функция пространственно-территориального устройства природных объектов
6.Функция контроля за использованием и охраной природных объектов.
7.Функция разрешения споров о праве природопользования
КАДАСТР (франц. cadastre), систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом. Различают кадастр земельный, кадастр водный, кадастр лесной, кадастр месторождений полезных ископаемых, кадастр животного и растительного мира.
Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:
— учет природных объектов ведется, как правило, в натуральной форме (т.е. объекты описываются количественно и качественно, и при этом оценивается их потенциал в единицах учета);
— кадастровый учет производится по определенной процедуре, включающей особую, установленную законом систему построения учетных данных, наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуществлять данный учет, специальные сроки обновления и предоставления кадастровых данных;
— кадастровые системы функционируют в режиме периодической непрерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов.
Ф-2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов.
Планирование рационального природопользования осуществляется в форме целевых комплексных программ (ЦКП). В ЦКП - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей упорядочивается в виде дерева целей, т.е. строится четкая иерархия целей с определением критериев и показателей степени достижения целей по каждому этапу реализации.
Ф-3. Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для обеспечения рационального природопользования необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на данные природные объекты. Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на праве владения либо пользования, либо аренды.
Помимо распределительно-перераспределительных функций законом предусмотрена функция отнесения тех или иных природных объектов к категориям, видам и группам, что изменяет правовой статус данных объектов. После получения того или иного статуса природный объект не может использоваться иначе.
Ф-4. Функция воспроизводства природных объектов.
Данная функция осуществляется в управлении природопользованием по следующим направлениям:
— установление специальных правил по воспроизводству природных объектов;
— контроль за соблюдением этих правил и стимулирование к соблюдению правил мерами экономико-правового воздействия;
— установление такого режима природопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их природных функций.
Ф-5. Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью, в силу чего природные объекты невозможно поменять местами или переместить, как этого часто требует хозяйственная целесообразность и потребность в организации природопользования.
В функции пространственно-территориального устройства происходит увязка экологических и экономических интересов.
Территориально-пространственное устройство выражается в рациональном (с экономических и экологических позиций) отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности.
Ф-6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов.
Данная функция распределена между значительным числом государственных уполномоченных органов в сфере охраны окружающей среды. Направления контрольных управленческих функций урегулированы специальными нормативно-правовыми актами. В случае нарушения законности вмешивается прокуратура, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах.
Наряду с государственным контролем немалую роль играет общественный контроль, осуществляемый как общественными организациями, так и гражданами.
Ф-7. Функция разрешения споров о праве природопользования реализуется судебными органами государства.