Предпосылки возникновения рынка, его сущность
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения; это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда.
Не менее важным условием возникновения рынкаявляется специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
Причины возникновения рынка:
- неограниченные потребности человека;
- естественная ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.
Общие закономерности становления рынка:
1. наличие независимых товаропроизводителей,
2. свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;
3. свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;
4. конкуренция товаропроизводителей;
5. свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;
6. образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;
7. наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;
8. открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.
Функции и принципы рынка.
Функции рынка:
1. Формирует конкурентную среду и воздействует на эконом интересы субъектов хозяйствования.
2. Стимулирующая функция. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
3. Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.
4. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
5. Санирующая функция. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
6. Социальная. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства.
Принципы рынка:
1) Свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью
2) Неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду
3) Полная информированность его участников о состоянии рынка: о ценах сырья, о конкурентах, о полит обстановке
4) Мобильность ресурсов (подвижность, способность к быстрому и скорому передвижению, действию): материальных, трудовых.
Классификация рынков
Рынок имеет многообразную структуру:
1.По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.
2.В пространственном разрезевыделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; всемирный, мировой рынок, охватывающий все страны мира.
3.По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
4.В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.
5.По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки