Формы собственности их изменение и развитие в процессе исторического развития

Различают два типа собственности: частную и общественную.

Частная собст­венность- это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо Характерный признак частной собственности передача имущества по наследству. Трудовая собственность развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ве­дения собственного хозяйства и других форм, в основе которых лежит труд данного лица. Нетрудовая собствен­ность возникает вследствие получения имущества по на­следству, дивидендов от акций, облигаций и других цен­ных бумаг, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудо­вой деятельностью.

Общественная собственностьозначает совместное присвоение средств и результатов производства. Она вклю­чает две формы собственности: коллективную и государст­венную. Коллективная собственность - такая собствен­ность, при которой права собственника на имущество осуществляет коллектив людей, совместно владеющих им. Формами коллективной собственности в Беларуси являют­ся:

1. арендная,

2. кооперативная,

3. акционерная,

4. собственность хозяйственных обществ и хозяйственных ассоциаций,

5. об­щественных и других организаций и объединений.

Государственная собственностьявляется достоянием всех людей данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осущест­вляют органы государственной власти.

В Республике Беларусь государственная собственность существует в двух формах: республиканскойи коммуналь­ной (муниципальной). Республиканская собственность яв­ляется достоянием всех граждан республики. К ней отно­сятся земля, ее недра, республиканские банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяй­ственные комплексы, учебные заведения, другое имущест­во. Коммунальная собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в облас­тях, районах и других административно-территориальных образованиях. Права собственника здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и быто­вого обслуживания, транспорт, промышленные и стро­ительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество.

Разгосударствление –общий процесс, включающий децентрализацию управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления, а также смену форм и отношений собственности.

Приватизация –форма разгосударствления, предусматривающая преобразование государственной собственности в иные формы со сменой собственности.

Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление - совокупность мер по преобразованию

государственной собственности, направленных на устранение

чрезмерной роли государства в экономике.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам.

Приватизация и разгосударствление в Беларуси.

Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

ЦЕЛИ

 формирование слоя мелких и средних собственников;

 сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

 перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Особенностями начального этапа приватизации в Беларуси (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Прогноз процесса приватизации в Беларуси показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.


Наши рекомендации