Формы собственности их изменение и развитие в процессе исторического развития
Различают два типа собственности: частную и общественную.
Частная собственность- это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо Характерный признак частной собственности передача имущества по наследству. Трудовая собственность развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и других форм, в основе которых лежит труд данного лица. Нетрудовая собственность возникает вследствие получения имущества по наследству, дивидендов от акций, облигаций и других ценных бумаг, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудовой деятельностью.
Общественная собственностьозначает совместное присвоение средств и результатов производства. Она включает две формы собственности: коллективную и государственную. Коллективная собственность - такая собственность, при которой права собственника на имущество осуществляет коллектив людей, совместно владеющих им. Формами коллективной собственности в Беларуси являются:
1. арендная,
2. кооперативная,
3. акционерная,
4. собственность хозяйственных обществ и хозяйственных ассоциаций,
5. общественных и других организаций и объединений.
Государственная собственностьявляется достоянием всех людей данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осуществляют органы государственной власти.
В Республике Беларусь государственная собственность существует в двух формах: республиканскойи коммунальной (муниципальной). Республиканская собственность является достоянием всех граждан республики. К ней относятся земля, ее недра, республиканские банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяйственные комплексы, учебные заведения, другое имущество. Коммунальная собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях. Права собственника здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество.
Разгосударствление –общий процесс, включающий децентрализацию управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления, а также смену форм и отношений собственности.
Приватизация –форма разгосударствления, предусматривающая преобразование государственной собственности в иные формы со сменой собственности.
Разгосударствление и приватизация
Разгосударствление - совокупность мер по преобразованию
государственной собственности, направленных на устранение
чрезмерной роли государства в экономике.
Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам.
Приватизация и разгосударствление в Беларуси.
Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
ЦЕЛИ
формирование слоя мелких и средних собственников;
сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Особенностями начального этапа приватизации в Беларуси (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Прогноз процесса приватизации в Беларуси показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.