Методы диалектической логики.
2 крупных блока: взаимосвязь и развитие
Единичного и общего | 1) Переход количественных изменений в качественные |
Частного и целого | 2) Единство и борьба противоположностей |
Причина и следствие | 3) Отрицание |
Сущность и явление | |
Содержание и форма | |
Необходимость и случайность | |
Возможность и действительность |
Метод диалектической логики означает:
1. Восхождение от абстрактного к конкретному.
2. От общего к частному.
3. Единство исторического и логического в исследовании.
Экономические модели оказываются абстракциями, то есть такое понятие, в котором исключены частные моменты.
На основе построения определенных моделей, законов вырабатывается экономическая политика. И насколько политики будут близки к этой модели, настолько эффективней будет политика.
(5) Основные этапы развития экономической теории.
1) Экономическая теории как наука возникла в 16-17 вв. и первая экономическая школа называлась МЕРКАТЕЛИЗМ. Объектом исследования явилась торговля. Торговля и деньги – главный источник богатства. Главным выразителем МЕРКАЛИЗМА было купечество. Основная политика – протекционизм (недопущение иностранных товаров).
2) Классическая политическая экономика (17-18 вв.)
1. У. Бетти 2. П. Буагильберг 3. А.Смит | 4. Д. Рекардо 5. К. Маркс 6. Ф. Энгельс |
Представители этого направления центр исследования перенесли сферу торговли в сферу производства.
1 и 2 считали только земледелие, (и назывались Физиократами), остальные – считали промышленность. Классическая экономическая теория, особенно Маркс и Энгельс рассматривали капиталистические отношения в идеализированном виде с точки зрения классовой борьбы.
3) Неоклассическое направление. Нео – новое. Неоклассики исследовали необъективные экономические законы, а субъективное действие людей в экономике.
4) Кейнсианство – Д.М. Кейнс, нач. 2/3 20 в. (после экономического кризиса). Главная суть – усиление роли государства.
5) Монетаризм – Фридмен, 2/3 20 в. Главное – свобода рынка, но определяющим фактором экономики – количество денежной массы.
6) Новая классическая экономика.
7) Теория общественного выбора.
8) Институцианализм.
(8) Рыночный механизм и его участники.
1. Сущность и функции рынка.
2. Основные агенты рыночной экономики.
Кругооборот ресурсов и товаров, доходов и расходов.
3. Взаимодействие экономических агентов в передаче прав собственности.
1. Рынок является формой обмена, соответствующий товарному производству. Товарное производство возникло в условиях разделения труда и экономического обособления производителей. В отличие от натурального производства товарное ориентировано не на собственное потребление, а на обмен путем купли-продажи. Можно сказать, что рынок – это экономический механизм, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей.
Производство Распределение Обмен Потребление
Рынок выполняет следующие функции:
1) Ценообразующая – ведущая функция, так как она опосредует осуществление всех остальных функций. Цена складывается как равнодействующая величина противоречивых интересов продавцов и покупателей. Поэтому цена отражает и затраты на производство товара. (трудовая теория стоимости) и пользу для потребителя (теория предельной полезности). При этом цена формируется не до обмена, а в процессе обмена.
2) Информационная. Цены дают информацию о необходимом количестве и видах товаров. Рост цен может быть и сигналом роста спроса. Фирму, цена информирует о верхнем пороге затрат на производстве.
3) Регулирующая. Она проявляется в решениях фирм об изменении объемов производства. Выпуск одних товаров уменьшается, других растет. При этом перераспределяются и ресурсы.
4) Посредническая. Рынок связывает экономических участников, обособленных в производстве и обеспечивает наибольшие возможности для выбора.
5) Санирующая (оздоравливающая). Она проявляется в отборе экономических агентов, не выдержавшие конкуренции фирмы разоряются. Рынок – это жесткая система, но не обеспечивающая наибольшую эффективность.
Рыночная система прошла длительную историческую эволюцию: от рынка как места территории (базар) до современной системы рыночного хозяйства (Интернет). Сегодня в этой системе выделяют структуру и инфраструктуру. Структура рынка образуется путем его классификации по следующим признакам:
- по объектам купли-продажи. Это рынок потребительских товаров и услуг, и рынок ресурсов. В свою очередь каждый из них делится на рынки конкретных вещей;
- по географическому признаку: локальные, региональные, национальные, международные (мировые);
- по характеру сделок: оптовые и розничные;
- по законам послушности (по легитимности) рынков, поэтому различают легальный и нелегальный бизнес.
Инфраструктура рынка – совокупность служб и организаций, обеспечивающих работу рынку (биржи, банки, ярмарки, страховые компании).
(9) Основы теории спроса и предложения
1. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
2. Предложения. Закон предложения.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.
4. Эластичность спроса и предложения.
1. Спрос (D) – потребность в каком-либо товаре, продукте, подкрепленная денежными ресурсами. Это платежеспособный спрос.
Спрос находится на стороне потребителя.
Объем спроса (Q) – это максимальное количество товара, который покупатель готов купить при данных рыночных условиях при данной цене за определенное время.
ФУНКЦИЯ СПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.
QDA -объем спроса товара А
QDA=f-функция(PA -прайс цена, PB,PC …I-доход покупателя,T-вкусы и предпочтения…)
Среди других товаров B,C и др. выделяются товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные) товары.
Допущения: все факторы, кроме цены данного товара (PA) неизменны.
См. стр. 17
Делая это допущение, мы выходим на закон спроса. Суть: с повышением цены товара, объем спроса падает. (Закон падающего спроса).
См. стр. 17
Причины:
1) Чем меньше цена, тем меньше желание потребителя покупать товар.
2) При более высоких ценах уменьшается покупательная способность (эффект дохода).
3) Высокие цены побуждают покупателей. Потребление более дешевых товаров (заменителей) – эффект замещения.
4) Полезность каждой последующей единицы потребляемого блага меньше, чем полезность предыдущей единицы, что связано с насыщением потребности.
Поэтому приобретать дополнительное количество благ покупатель будет по более низким ценам. По законам спроса есть реальные и мнимые исключения.
Реальные исключения – цена растет и спрос растет.
Мнимые исключения – это эффект престижного потребления (эффект Вебрена). Эффект ожидаемой динамики цен. Восприятие цены товара как показателя качества.
Важно различать понятия спрос и объем спроса.
На графике изменение в объеме спроса определяется движением точки по кривой спроса (D) и зависит это движение от всех факторов, кроме цены данного товара.
Изменение в спросе определяется на графике сдвигом кривой спроса (влево, вправо) и зависит от изменения всех факторов, кроме цены данного товара.
Индивидуальный спрос – это спрос отдельного конкретного потребителя на конкретный товар.
Рыночный спрос – это сумма объемов спроса отдельных потребителей на данный товар при данном значении цены.
При снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя. Поскольку все больше начинают предъявлять спрос потребители с меньшими доходами.
Изучение рыночного спроса имеет большое практическое значение:
1) Оно позволяет принять верное решение о регулировании производства в отрасли госсектора.
2) Дает возможность в условии совершенной конкуренции при решении вопросов развития производства в частном секторе ориентироваться на уровень рыночных цен.
3) Возможность прогнозировать спрос.
(10)