Антиинфляционная политика государств
Антиинфляционная политика
1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, сдерживание инвестиций и т.п.
2) регулирование цен и доходов (индексация доходов)
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер
инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие, раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
35.Доходы населения: их содержание и механизм формирования
Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом на конкретный момент времени.
Необходимо различать следующие виды доходов:
- номинальный доход, который представляет собой всю сумму денежных поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен;
- располагаемый доход – т.е. доход, который может быть использован наличное потребление и личное сбережение (он меньше номинального на сумму налогов и других обязательных платежей);
- реальный доход - совокупность материальных и нематериальных благ, которые может приобрести население на располагаемый доход с учетом изменения розничных цен и тарифов.
В зависимости от источников формирования доходы населения могут быть в денежной и натуральной форме. Денежныедоходы населения являются основным индикатором уровня жизни. Они включают все поступления денежных средств: в виде оплаты труда работающих, пенсий, стипендий, различных пособий, доходы от собственности в виде процентов по вкладам и ценным бумагам, дивидендов, ренты. В них входят доходы от предпринимательской деятельности, страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости, скота, продуктов сельского хозяйства, различных изделий и других товаров, оплата оказанных на сторону различных услуг и другие доходы. Натуральные доходы представляют собой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках домашних хозяйств (доходы от ведения личного подсобного хозяйства, предоставление населению со стороны государства бесплатных услуг или товаров и услуг по ценам ниже себестоимости).
Величину доходов нельзя использовать для сопоставления уровня благосостояния разных государств, областей, регионов, а также для оценки изменений уровня жизни населения с течением времени, так как количество населения в каждом случае будет различным. С целью получения сопоставимых данных подсчитывается средний доход на душу населения как отношение всех доходов, полученных в обществе, к количеству населения на данный момент времени.
Существуют и другие показатели дохода:
- модальный доход (мода в статистике – величина признака, чаще всего встречающегося в совокупности единиц или вариационном ряду);
- медианный (если все население по уровню дохода разместить на одной вертикальной оси, то медианным будет доход, выше и ниже которого находится одинаковое число людей).
Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него факторов производства и итогов экономической деятельности. Принято различать функциональное и персональное распределение доходов.
Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов национального производства (труда, капитала, земли, предпринимательства). В этом случае мы интересуемся, какая доля «национального пирога» приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль. Персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются. В этом случае мы анализируем, какую долю национального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.
В условиях рыночной экономики доходы населения формируются в соответствии с собственностью отдельных лиц на те или иные факторы производства.
Труд – заработная плата
Капитал - %
Земля – рента
Предпринимательство-прибыль
36.Понятие социальной справедливости и социальная политика государства
Взгляды на социальную справедливость в распределении доходов:
1) Эгалитарный взгляд – полное равенство в доходах
2) Роулсианский взгляд – неравенство допускается, но при условии, что оно будет способствовать улучшению положения беднейшей части населения (антимонопольное законодательство)
3) Утилитарный подход – благо должно достаться тому, кто может извлечь из него большую полезность
4) Рыночный подход – то есть блага достаются тем, кто может за них заплатить
Социальная политика государства – это деятельность Правительства, направленная на ослабление дифференциации доходов и предотвращения социальных конфликтов в обществе.
Типы государственной социальной политики:
1. Остаточная – выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок, это ограниченная по масштабам и контингенту социальная политика, преимущественно пассивная (американская модель)
2. Институциональная – политика государства играет важную роль в обеспечении населения социальными услугами (образование, медицина), это конструктивная перераспределительная политика (шведский вариант).
Обе политики различаются не наличием или отсутствием каких-то компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства.
Формы социальной защиты:
1. Активная – это финансовая поддержка системы подготовки и переподготовки кадров, а также создание новых рабочих мест
2. Пассивная – это механизм выплаты социальных трансфертов, пособий, дотаций и другие виды социальной помощи