КОНКУРЕНЦИЯ – ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Сущность конкуренции и ее значение. Конкуренция (от лат. concurrere — бежать вместе) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция — экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одной временно весьма действенный механизм стихийного регулировании пропорций общественного производства. Конкуренция представляй собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она Стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержи производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обострят i противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливав! экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает pod непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном итоге означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась. Появилась возможность усиления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
МАРКЕТИНГ, ЕГО СУЩНОСТЬ
Маркетинг (от английского market - рынок) ¾ комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг.
Главное в маркетинге — двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции; с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Этим определяется основа маркетинга, содержание его главных элементов и функций (к числу наиболее важных относятся: комплексное изучение рынка, планирование товарного ассортимента, разработка мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей, выявление неудовлетворенного спроса, потенциальных потребностей, планирование и осуществление сбыта, воздействие на организацию и управление производством). Каждый из этих элементов важен сам по себе, однако именно их увязка и комплексное применение в совокупности представляют собой сущность маркетинга.
Таким образом, применять маркетинг — значит реализовать системный подход к управленческой деятельности с четко поставленной целью, детализированной совокупностью мероприятий, направленных на ее достижение, а также использовать соответствующий организационно-экономический механизм.
Цели, задачи и функции маркетинга сфокусированы на том, чтобы вся разносторонняя деятельность предприятия была основана на :
1)точном и выверенном знании потребительского рынка
2)тщательной, экономически взвешенной оценке и учете всех условий производства и сбыта в ближайшей и более длительной перспективе
3)выявление новых потребностей или новых форм удовлетворения уже известных
4)оценка конкурентов, выработка стратегий и тактик в борьбе за потребителя
Сущность маркетинга: “Найти потребность и удовлетворить ее”.
По Котлеру: “Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”.
Маркетинг включает в себя:
- изучение рынка и анализ потребностей покупателей;
- проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка;
- приспособление производства под выявление требования рынка под возможности производства;
- определение оптимальной цены, отражающей характер товара и спроса на него;
- выбор путей и методов сбыта продукции, характер рекламы.
В зависимости от ситуации на рынке фирма выбирает одну из стратегий маркетинга: концентрированный (ориентация на один узкий сектор рынка, например, продажа велосипедов) или дифференцированный (ориентация фирмы на широкий или несколько широких секторов ). В зависимости от состояния спроса различают виды маркетинга:
1.конверсионный (способствует преодолению отрицательного спроса)
2.стимулирующий (возбуждает отсутствующий или недостаточный спрос)
3.развивающий (выявляет скрытый спрос и превращает его в реальный)
4.ремаркетинг (оживляет падающий спрос)
5.синхромаркетинг (стабилизирует колеблющийся спрос)
6.поддерживающий (сохраняет уровень спроса, предотвращает его спад)
7.демаркетинг (снижает чрезмерный спрос)
8.противодействующий (уменьшает спрос на нерациональные потребности).
МЕНЕДЖМЕНТ ФИРМЫ.
Менеджмент 1)достиж целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей;2)это особый вид деят-ти,превращ-й неорганиз толпу в эфф-ю, целенаправ и производит группу(организацию);3)это процесс планир,организации, руководства контроля для достиж целей орг-ции,посредством скоординир использ человечи матерресурсов.Общие черты:обязат налич цели при управлении;особый, интеллект хар-р этого вида деят-ти; управл имеет место в организации. Сущность мен-та сост-т управление орг-цией в усл-х рынка,с учетом использ методов и механизмов хоз-я в рыночн эк-ке.Особенн мен-та,определяющей его содержание,явл постоянная адаптация деят-ти предприятия и управления к внешн среде.Составляющая мен-та-направленн управления на постоянн повыш эфф-ти произв-ва за счет получ лучш рез-в с наименьш затратами. Мен-т--самостоят вид професс деят-ти,направл на достиж намеч целей предприятия в ходе люб хоз деят-ти в рыноч условиях,путем рацион использ матер и труд ресурсов,ф-ций и методов механизма мен-та.Научная база мен-та--общая теория управления и систем, исслед и достиж в обл матем,включая колич методы исслед операций и моделир,психология, социология, информатика,инженерные и экономич науки. Содержание менеджмента включает совокупн действий, направл на детальное представл желаем результата и реализац достиж предприятием этих целей.
Под эк-кой поним рациональн ведение хоз-ва.Основа эк-ки--предприятие.Рын эк-ка —эк-ка,базирующаяся на эк-кой самост-ти и ответст-ти субъектов хозяйствования. Главн производственн структура в рын эк-ке--фирма — экономич и юридич самост субъект хозяйствования.Субъекты хозяйствования работают на принципах самоокупаемости.Они могут осущ деят-ть на основе всех форм собственности: частной,кооперативн,гос-й и собственности общ-х организаций.
менеджмент классифицир по признакам: уровням управлен и функциональным областям управленч деят-ти.По уровням управлен общий мен-т, рассматрив на трех уровнях руководства предприятием:1)высший уровень управления; 2)средний уровень управл; 3)нижний (операционный или технологический) уровень управления.
Высший уровень управления организацией формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов, освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем.Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством.Нижний уровень менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.
По специфике управления предприятием различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:1)производственный или операционный менеджмент (отражения практической деятельности конкретного предприятия);2)маркетинговый менеджмент (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку);3)инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные преимущества и эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде);4)финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью предприятия);5)управление персоналом.