Главные задачи переходной экономики и пути их решения

Создание эк-й системы нового типа, преодолев-й недостатки прежней командно-плановой и обеспеч-й рост эффектив-и хозяйств-я, довольно слож процесс. Слож-ть обусловлена не только грандиозностью задач по реформир-ю сущ-ей эк-й системы, но и необход-ю одновремен-о преодоления криз-х явлений, обостр-я вследствие вступления общества в перех-ю эк-у. Эти криз-е явления (резкое сокращ-е промышл-о производ-а, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в опред-й мере обусловлены деформацией функционир-о в условиях план-й системы хозяйс-о мех-а. Одной из основ преград к росту эффектив-и - отсутст-е инициативы и предприимч-и, вследст-е чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся эк-м условиям и достижениям НТП. Эк-я свобода не может быть обеспечена лишь законодат-ми мерами. Важ основой преобраз-я существ-й эк-ой системы явл создание развит системы соц-й защиты и соц-х гарантий .Соврем эк-е нужна эффектив система соц-й защиты, кот позвол бы использ-ть труд-й и инновацион-й потенциал кажд чел-а, независимо от его соц-о-эк-го статуса.

Необходимо одноврем решать многообраз и разноплан задачи:1-ых, задач, связ с кризисным состоянием эк-и и др сфер общ-ой жизни:2-ой, задач перехода от плановой системы хозяйствов-я к рыночной;3-их, задач перспектив-го стратегич-го развития в направлении создания соци-о ориентиров-й эк-и. Сочетание этих задач опред-т своеобразие содерж-я переходной эк-и и следующ пути их решения: 1.Осуществление финансово-кредитной стабилизации эк-и посредством проведения жест денежно-кредитной политики;2. Разгосударствление и приватиз-я эк-и и разв-е на этой основе предпринимател-а и конкуренции. От темпов преобраз-я отношений собств-и зависит процесс развития конкуренции в переход-й эк-е; 3. Демонополизация эк-и, явл-ся важн-й предпосылкой для развития рыноч конкуренции. Ее эффективн проведение в рамках переход эк-и предпол-ет:1-ых, разработку системы огранич-й на слияния и иные межфирм-е соглашения, ведущие к сущ-ому росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции;2-ых, проведение разукрупнения сложившихся предприним-их монополий;3-их, создание конкуренции в монополизиров-ых отраслях, поощрение действ-их предприятий в др отраслях к производ-у монополизиров-х видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др;4. Либерализация цен, переход к их формир-ю в соответ-и с рыноч механ-ом. Свобод рыноч цены уравнов-ют спрос и предложение, ликвид-ют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкур-ой борьбы. Сущ-ют два осн способа перехода к рыноч ценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основ элем-ом реализации так называемых шоковых эк-их реформ; б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.5.Формир-ие рыноч инфрастр-ы — системы эк-их институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуж-ть развивающийся механизм рыноч связей производ-а и потребления.;6Создание сильной системы соц-ой защиты населения ;7 .Достижение соц-ой переориентации эк-и на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производ-а потреб-их товаров и услуг. Трансформация административно-командной системы в рыноч эк-у может быть осущ-а 2-я путями: эволюц-ым или путем шоковой терапии. Различие заключ в сроках проведения систем-х преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыноч-и механизмами народ-го хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др. Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

Фирма, ее цели и функции

Фирма- первичное хозяйственное образование, предпри­ятие, компания или другая хозяйственная организация, пре­следующая коммерческие цели. Термин «фирма» произошел от итальянского пгта, что означает «подтверждающая под­пись на деловом документе».

В развитой рыночной экономике предприятия многооб­разны. Все они классифицируются но следующим признакам:

характеру деятельности (производственные и непроиз­водственные);

отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохо­зяйственные, строительные, торговые, транспортные, реклам­ные, юридические и т.д.);

формам собственности (государственные, коллективные, частные и совместные);

количеству видов производимой продукции (специализиро­ванные (выпускающие ограниченное количество продукции) и многопрофильные (производящие много видов продукции));

целям хозяйственной деятельности (коммерческие и не­коммерческие (бюджетные)). Предприятия, целью которых является извлечение прибыли, называются коммерческими. Некоммерческие предприятия создаются для обеспечения занятости населения, оказания социальных услуг;

размерам капитала и производства (крупные, средние и малые). Основными критериями классификации предприя­тий по данному признаку могут быть численность работни­ков, объем капитала, объем производства или продаж. В ми­ровой практике, как правило, малым считается предприятие с численностью работающих до 100 человек, а крупным - с числом работников более 500 человек. В соответствии с за­конодательством Республики Беларусь к малым относятся предприятия в промышленности с числом работников до 200 человек, в строительстве - до 50 человек, в отраслях непро­изводственной сферы - до 25 человек.

Экономическая деятельность, требующая привлечения собственных средств для создания необходимого потребите­лям продукта, принятия ответственности и хозяйственного риска, называется бизнесом. В качестве неотъемлемых атри­бутов бизнеса, признаются стремление каждого участника ре­ализовать свой интерес, достигая наилучшей позиции с точ­ки зрения производства и рыночных условий; необходимость взаимовыгодного обмена; инициативность.

Фирма, осуществляя свою деятельность в сфере бизнеса, ориентируется на получение максимума дохода. Средством достижения этой цели выступает рыночно-конкурентный тип хозяйствования, для которого характерны гибкость, новатор­ство, риск и развитие взаимовыгодных связей, нахождение но­вых, наиболее эффективных способов соединения ресурсов.

Основные функции предприятия сводятся к удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизации прибыли. Последнее в то же время является и целью хозяйственной деятельности предприятия, потому что в условиях рыночной конкуренции именно полу­чение определенной величины прибыли дает возможность предприятию удерживать и укреплять свои позиции на рынке. Эта цель может быть достигнута только при опти­мальной комбинации применяемых производственных фак­торов, инновационной политике, хозяйственном риске.

От многообразия форм собственности и направлений хозяйственной деятельности зависит функционирование различных видов предприятий.

Предприятия, целью которых является максимизация доходов, называются коммерческими. Предприятия, не преследующее цель максимизации прибыли, относятся к некоммерческим. Таковыми могут быть государственные предприятия, созданные для обеспечения занятости насе­ления, выполнения определенных общественных работ, оказания социальных услуг населению и т.п., а также предприятия, создаваемые общественными организация­ми, различными фондами.


Наши рекомендации