Условия и причины возникновения рынка
Рынок — это сово-ть эк-х отношений производства и обмена товаров при помощи денег (оздействие спроса и предложения) Основой стихийности рынка явл участие в конкуренции мн-ва самост-х, незав-х товаропроизводителей, у кот разн условия произв-а, обуслов-е индивид-и характ-и товара.Монопольное начало предпол наличие у узкой группы производителей конкрет товара элем-в сговора; определ-о единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий. Для кажд конкр-х условий таким оптимумом явл max конкуренции при min-е монополии. Рыноч механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспеч-т соответствие структуры производства структуре общ-х потреб-й, стимулирует внедрение нов техники и технол-и, поощряет лучших производителей, наказ худших. Важ условием возник-я рынка явл общ-е разделение труда. Выд 3 уровня раздел-я труда: внутри предприятия (единичное); между предприят-и (частное); в масштабах общ-а (общее — разделение труда на промышл-й и сельскохоз-й, умств-й и физ-й, квалифицир-й и неквалифиц-й, ручной и машин-й). Так достиг-я обмен деятел-ю - работник опред-о вида конкрет-о труда получ возможн-ь пользов-я продуктами люб другого конкрет вида труда. (Основополож науч теории раздел труда-А.Смит) все глав типы раздел-я труда-в пределах отдел мануфактуры, м/у отраслями, м/у городом и деревней, м/у трудом, м/у различ-и регионами и нац-ыми хозяйст-и.Обществен разделение труда позвол расширять производ-е возможности и преодол-ть ограниченность эк-х ресурсов для выпуска разнообр-х товаров. Огранич-ть ресурсов и производ-х возмож-й вынужд-т людей выбир-ь м/у относительно дефицитными, необход-и для потребления товарами: выпуск одних из них означает отказ от выпуска других. Условием возник-я рынка явл и специализация труда. Спец — это форма общ-о разделения труда как м/у различ-и отраслями и сферами общ-о производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различ стадиях производственного процесса. 3 основ формы специал-и:1)предметную ( автомобил-е, тракторные заводы);2)подетальную ( заводы шарикоподшипников); 3)технологич-ю (стадийную) ( прядильная фабрика).Важн причин возникн-я рынка явл огранич-ь ресурсов. Занятость работника в данн отрасли - не занятость во всех остальных. Производител-е возмож-и огранич возможн-ми организма и специализацией труда применительно к какой-либо одной отрасли производ-а или виду работ(земля, техника, сырье). Их общее кол-о имеет пределы, а применение в одной сфере исключ возможности такого же производств-о испол-я в другой. В эк-й теории это явление получ название закона огранич-х ресурсов. преодол-я людьми посредством обмена одного продукта труда на другой, т.е. через рынок.2-й прич-й формирования рынка явл эк-я обособлен-ь товаропроизводителей, их возможн-ь свободно распоряж-я результ-и своего труда. Благами обмен-я полностью независ-е производители. Только сам производ-ь решает:что,как,кому и где продавать созданную продукцию. (на базе частной собств-и - высок уровня частная собств-ь и рыноч-е отношения достигли при капитализме.3-я прич становления рынка-самостоят-ь производителя, Закон огранич и запрещ те виды эк-й деятел-и, кот представ-т реал опасность жизни, свободе людей, общ-й стабильности, противоречат нормам морали.Субъекты и объекты рынка.Субъ-и рыноч-х отношений явл участники рыноч-х сделок, купли-продажи. Это,1-ых,покупатели, продавцы, предприним-и и другие физ лица.2-ых, юридич-е лица, к кот относ-я предприятия, организации, ассоц-и, кооперативы, акционерн общества, фирмы, госуд-о.По выполняем на рынке фун-ям субъекты рыночны отношений дел на продавцов и покупателей,по формам собств-и-субъекты, хозяйствующие на базе индивид-ой, частной собст-и.Бизнес-деловое предприятие, фун-ющее с целью получ-я дохода (прибыли), предполаг-е вложение в дело собс-о или заемного капитала и явл-я поставщиком товаров и услуг.Правительство представлено различ бюджет-и организ-и, кот реализуют фун-и госуд-го регулирования эк-и, оно само предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, наход-я в соб-и гос-а.Объекты рыноч отношений-все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Сюда относятся матер-е и нематер-е блага и услуги, факторы производства-ср-а производства, раб-я сила, капиталы (фонды), технич-е новшества и идеи.
ФУНКЦИИ РЫНКА.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. К
числу важнейших из них можно отнести следующие:
1. Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения,
происходящие в экономике. Если спрос на товар растёт, производители
станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение
рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет
постепенно сокращаться.
2. Стимулирующая. Так как каждый производитель непосредственно на себе
ощущают результаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее
рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
3. Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и
предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на
товары и услуги.
4. Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют
собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они
обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.
5. Информационная. Рынок даёт объективную и качественную информацию об
общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен.
Информация важна потенциальным участникам рыночных отношений.
6. Посредническая. В рыночной экономике с достаточно развитой
конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального
поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность
выбирать наиболее подходящего покупателя.
7. Санирующая. Рынок не даёт дотаций убыточным производствам, он их
предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет
посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от
экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно
поощряет развитие эффективных производств.
8. Дифференцирующая. Те производители, которые смогли обеспечить
высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, становятся
банкротами.
9. Гарантирующая. Рыночная система формирует и воспитывает человека,
для которого характерны расчётливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти ни риск,
нести личную ответственность за свои действия.
Рыночная инфраструктура.
Для нормального функционирования рынка необходима чётко налаженная
работа различных специализированных учреждений, предприятий,
организаций и служб. Совокупность взаимосвязанных между собой таких
организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение
товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную
инфраструктуру.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Спрос - платежеспособная потребн-ь покупателей в том или ином товаре при данной цене(спросом явл только та потреб-ь, кот обеспечена наличием денег у покупателя) Зазлич-я понятие «потребность» и «спрос». Потреб-и чел-а, общ-а в принципе безграничны. Спрос огранич любая цена,поэтому он меньше потребн-и,но экстремальных эк-х ситуациях спрос может превыш потреб-ь, ибо отраж влияние др факторов (инфляция, паника, соображения престижа и др.).Спрос - объем возмож купли товара в зависимости от установившейся цены на него, т. е. спрос - это потенциал купля. Не отождествлять: индивид-й спрос-спрос отдел потреб-я или одной семьи. Рыноч с- спрос, предъявляемый на товар всеми покуп-и (потреб-ми). Чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относ-я к опред-у отрезку времени - дню, неделе, месяцу. На рынке-при высокой цене при прочих равных условиях приобрет-я меньшее колич-о товара, чем при низкой, и наоборот, чем ниже цена, тем большее колич-о товара люди готовы купить.Значит, сущ-т обратная связь между ценой и велич-й спроса, наз-я законом спроса.Цена является глав и определяющим при покупке товара фактором,но сущ мн-во неценовых факторов,основн , влияющими на спрос, явл следующие: предпочтение и вкусы потребителей; число покупателей на рынке; денеж доходы потребителей; цены на сопряженные товары; ожидания потреб.Названные факторы могут либо увеличивать спрос, либо ограничивать его, т. е. вызывают «изменения в спросе». Чтобы определить, насколько велика зависимость величины спроса от цены, используется понятие эластичности -мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.Эласт-ь спроса хар-ет степень изменения величины спроса при изменении цены. Эласт-ь спроса показ, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Если небольшое изменение цены товара вызывает значительное изменение величины спроса, говорят, что спрос на этот товар «эластичен». Если же ситуация обратная и очень большое изменение цены ведет к сравнительно небольшому изменению величины спроса, то такой спрос называется «неэластичным». Коэффициент ценовой эластичности спроса.
Спрос является одной стороной рыночных отношений, другой стороной выступает предложение.Предложение - это колич-о товара, кот производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкр-й цене в течение опред-о периода.Между ценой (при прочих равных условиях) и колич-ом предлаг-о продукта сущ-т прямая связь. С повыш-м цен соответственно возраст-т и величина предложения; со сниж-м цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь наз законом предложения.Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости величины предложения от цены товара. Основными неценовыми факторами явл: цены на производ-е ресурсы; изменения в технологии производ-а; налоги и субсидии; цены на другие товары; ожидания производителей; число продавцов.
Предложение может быть эластич или неэласт-м.( понятие эласти-и характ-т относит-е изменения цен. Предложение считается эластичным, если производители чувствительны к изменениям цен. Эту зависимость опред коэффициент ценовой эластич-и предложения (Кц.эл.предл.).При единич эластич-и предлож-я имеет место равновеликое изменение цен и кол-а предлагаемых товаров. В случае эластичного предложения незначит увеличение цены вызывает значит увеличения кол-а предл-х к продаже товаров.При неэласт-м предлож-и увелич-е цены не оказ какого-либо влияния на увелич-е колич-а предлаг-х к продаже товаров.На эластич-ь предлож-я влияют след основ факторы: ® отсутствие товаров-заменителей;® уровень товар-х запасов;® резервы производ-х мощностей;® эк-я конкуренция;® уровень конкуренции;® фактор времени.
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Содержание рыноч инфраструктуры.Рыноч инфраструктура-сист-а учреждений и организаций, обеспеч-х движение товаров и услуг на рынке.Организац-я база инфр-ы рынка включ снаб-женческо-сбытовые,брокерские и др посреднич-е организ-и, коммерч-е фирмы крупн промышл-х предприятий.Материал база сост-т из трансп-х, банк-х и страховых систем,крупн самост банк-х и кредитно-сберег-х учреждений, а также различ по объему операций средних и мелких коммерч банков.Осн элем-ы инфр-ы рынка. Элем-ы рыноч инфр-ы: ярм: 1) регулярн рынок, кот организ-я в опред-м месте; 2) место периодич-й торговли; 3) сезон распрод-а товаров одного или многих видов В нач XX в. широк развитие получ междунар-е ярмарки, где заключ сделки в нац-м и междунар масштабе,(отраслевые (чаще технические),товаров шир-о потребл-я с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров)Аукц-ы имеют дело с продукц-й, кот на рынке недостат-о. Главн ориентиром здесь явл получ-е max-ой цены за к/л-о товар. На аукц-е происх-т публич продажа к/л-о товара в заранее установл-м месте,товары достаются за самую высок цену. Различ аукц-ы принудит-е, кот провод-я судебн органами,чтоб взыск долги с неплательщиков и добровол-е, кот организ-я по инициативе владельцев товаров.Биржа-место встречи покупателей и продавцов,где заключ-я сделки. Большинство-корпорации. Членами бирж только отдел лица, а от компаний- лица, имеющие право заключ на бирже контракты. Различ товарн биржи: функцион-т на рынках отдел товаров. По хар-у бирж сделки выступ-т в двух разновидн-х: 1) сд-и спот-сделки на реал товар-дают гарантии реализации того товара, кот им-я в наличии; 2) сд-и форвард, при кот продается не сам товар (он не произведен), а право на его получение. Разновидн-ь форвард сд-к - фьючерсные сд-и - сд-и на товар будущего:партнеры не рассчит-т передать друг другу реализ-е товары,цель – получ-е разности в цене за период м/у заключе-м контр-а и его исполн-м. Прод и покуп контр-ы на поставку товаров.(колеб-я спроса и предлож-я цены -устанавл так наз-е срочные цены, товар биржа обеспеч производит-м и потребит-min-ый ценовой риск.(в Бел-и нач функц-ь с 1 апр 1991 г.,но фьючер сд-и не известны). На товарн биржах сделки заключ посредники—брокеры,в их роли выступ как высококвалифиц спец-ты, так и брок-е фирмы,источник дохода брок — комиссион-е вознаграж-е, предусмотр в уставе соответст-й фирмы. На фондовой бирже обращ-я 2 вида ценн бумаг: 1) акции предпр-й, комп-й, фирм; 2) облигации, выпуск-е правит-м страны, органами мест самоуправл-я, коммунал-и предприят-и,част компаниями. Здесь опред-я реал рыноч цены на акции и облигации тех компаний,кот завис от уровня ссудн-о процента,размеров дивиденда и процентов, выплач-х их держателям. Получ-е высок дохода на курсовой разнице цен бумаг в бирж-й практике наз бирж-и спекуляциями. (крупнейш фондов бирж-и в мире- в Нью-Йорке, Лонд, Токио, Париже;в Бел-и создание фондов биржи только нач-яСоврем фонд биржа- сверхмощ комп-й центр, имеющ связи практ во всем мире, сделки вводятся в память машины- б инфор-я о рынке распростр-я в считан секунды. Бирж труда-организ-я, специализ-я на выполн-и посредн-х опер-й м/у предприним-и и раб-и с целью купли-продажи раб силы. Она позвол упоряд-ь наем предприят-и раб силы и сокр-ь гражданам время поиска места работы, биржи тр оказ услуги лицам, желающим перемен место работы, изуч спрос и предлож-е раб силы, собир и распростр инф-ю об уровне занятости. По закону больш стран вакантн места должны регистр-я на мест биржах, они обеспеч матер-ю поддержку раб-в в случае вынужд безраб-ы,в Бел-и права и возмож-и безраб-о регулир-я сист законодательных актов.
Элем-м инфраст-ы рынка выступ кредитн система, включ банки, страхов комп-и, фонды профсоюзов и др организ-й, облад-х правом коммер деятел-и. В кредит сист-у вход все, кто способ мобилизовать временно свобод ср-ва, преврат их в кредиты, а потом и в капиталовложения. Ядро-банк сист-а, включ в себя централ (государст-й), коммерч-е(осущ прием вкладов и превращ-е их в кредит),ипотечные(дают деньги под залог недвижим-и), инновац-е (кредитуют разработку технол-х нововведений) и инвестиц-е (специализ-я на финансир-и и долгосроч-м кредитовании различ предпр-й и целых отраслей) банки.В рыноч инфр-у вход и госуд-е финансы. Их основу составл центр-е и мест бюджеты. Через госбюджет происходит перераспред-е доходов, финансир-е производ-х и соц-х программ.Система финансов строится в соответ с госуд-м устройством и Конституцией страны