Цели и основные формы организации предпринимательства
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, обладающая статусом юридического лица, владеющая определенным набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг, с целью получения прибыли.
Основная цель предприятия - максимизация прибыли, которая достигается только при оптимальной комбинации, производственных факторов, при инновационной политике и хозяйственном риске.
Свобода в принятии решений, принимающихся с учетом рез-та анализа внутренней и внешней среды предприятия.
Внутренняя среда предприятия - это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: произв. процессы, реализация продукции, финансовое, матер и кадровое обеспечение, а также методика управления предприятием.
Внешняя среда предприятия - экономическая, социальная и правовая среда, в кот предприятие работает, являясь частью национального хозяйства.
Организационные формы предпринимательства:
I. По формам собственности
1. частные кот существуют как полностью самостоятельные фирмы так и в виде монополист объединений и их составных частей
2. государственные - капитал и управление полностью подлежат государству.
3. смешанные - когда государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении
II. В зависимости от целей деятельности:
1. коммерческие - целью которой является получение прибыли и ее максимизация.
2. некоммерческие - целью которой не является получение прибыли. Можно отнести общ рели организации, центр занятости
III. В зависимости от размеров:
1. малые;
2. средние;
3. крупные
IV. В зависимости от характера деятельности :
1. промышленные
2. с/х ;
3. добывающие;
4. обрабатывающие;
5. транспортные;
6. посреднические;
7. страховые
V. По признаку доминирующего фактора производства:
1. трудоемкие (с большим удельным весом ручного труда);
2. капиталоемкие (для создания и функционирования требуется ограниченный капитал);
3. материалоемкие (затраты на сырьё и матер превалирует над собственностью продукции);
4. наукоёмкие (необходимость новых технологий, квалифицированных работники)
VI. По формам организации:
1. гос предприятия, которые создаются и функционируют за счет гос бюджета в базовых отраслях инфраструктуры;
2. совместные предприятия - создаются на основах хозяйственно-правового сотрудничества с иностранным капиталом и общей собственностью на производимые товары;
3. арендные- создаются и функционируют на основе договорного владения трудовым коллективом гос.собственностью на условиях возмездности и возвратности;
4. коллективные - которые основываются на собственности трудовых коллективов;
5. хозяйственные товарищества и общества - основывается на добровольном объединении граждан и их имущества для совместного ведения хоз.деятельности (полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО, ОАО, ЗАО, производственные кооперативы);
6. некоммерческие организации - относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.
Стратегия развития компании. Менеджмент
Стратегия фирмы - это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов необходимых для достижения этих целей.
Типы:
Оборонительная
Направления:
· имитационное - когда фирмой делается акцент на снижение риска от внедрения нововведений за счет заимствования резервов научно.-технических достижений, имеющихся у конкурентов. Компания следит за рынком, ждет появления нового продукта и концентрирует ресурсы на производстве аналогичной продукции.
· Стратегия выжидания – используется фирмой, которая планирует быстро перестроить производство в случае если конкурент успешно внедрится на рынке
Наступательная стратегия
Стратегия рационализации предусматривает рост ресурсов для осуществления нововведений. В рамках данной стратегии осуществляется финансовая поддержка дочерних и венчурных компаний, на кот разрабатываются и внедряются новые технологии (венчурные – рискованные предприятия).
Стратегия дифференциации квоты, т. е. кол-во выпускаемой продукции. Цель такой фирмы – сохранение значительной доли рынка при высокой прибыли, основой кот становятся постоянные инвестиции. С их помощью компания снижает издержки и цену продукции и увеличивают покупательский спрос.
Стратегия инновационная – предполагает обновление продукции или услуг и освоение новой продуктов и технологий.
Инновации делятся: а) продуктовые – позволяют фирме максимизировать прибыль через рост цены единицы нового продукта; б) технологические – максимизировать прибыль благодаря снижению себестоимости продукции или недопущению ее роста при повышении качества продукта.
Стратегия освоения и заполнения рыночной ниши связана с большими затратами на получение исследования разработки и с большим деловым риском.
Риск – вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом или планом.
В рыночной экономике управление компанией осуществляет менеджмент – система предприятия, принимающая и реализующая решения, направленные на достижение оптимального варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Менеджеры – наемные работники, которые за определенные плату занимаются организацией деятельности компании в целях получения прибыли акционерами или учреждениями.