Конкуренция как элемент рыночного механизма: сущность, формы и методы
Конкуренция(от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают:
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Современная экономическая литература рассматривает следующие формы конкуренции:
1.Совершенная конкуренция- это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
§ наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;
§ возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;
§ однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
§ хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает
2.Несовершенная конкуренция.В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.
§ монополия:
а) единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга);
б) нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
в) диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);
г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
§ монополистическая конкуренция:
а) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
б) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
в) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию;
г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
д) тип продукта дифференцированный;
е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
§ олигополия:
а) наличие нескольких фирм;
б) тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
в) контроль над ценой;
г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
д) типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Методы конкурентной борьбы:
1.Ценовые методы конкурентной борьбы, К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
2.Неценовые методыподразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продуктустремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянными покупателями.