Конкуренция как элемент рыночного механизма: сущность, формы и методы

Конкуренция(от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия произ­водства, купли и продажи товаров.

Различают:

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях произ­водства, из-за выгодного приложения капитала, перераспре­деления прибыли.

Современная экономическая литература рассматривает следующие формы конкуренции:

1.Совершенная конкуренция- это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

§ наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

§ возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

§ однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

§ хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает

2.Несовершенная конкуренция.В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

§ моно­полия:

а) единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга);

б) нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемле­мых альтернатив);

в) диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

§ моно­полистическая конкуренция:

а) существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

б) продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и различающимися условиями их продажи;

в) экономическое соперничество влечет за собой и цено­вую и неценовую конкуренцию;

г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

д) тип продукта дифференцированный;

е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

§ олигополия:

а) наличие нескольких фирм;

б) тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);

в) контроль над ценой;

г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

д) типична неценовая конкуренция, особенно при диффе­ренциации цен.

Методы конкурентной борьбы:

1.Ценовые методы конку­рентной борьбы, К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

2.Неценовые методыподразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продуктустремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоян­ными покупателями.

Наши рекомендации