Фирма в условиях чистой монополии. Проблемы максимизации прибыли
· На рынке присутствует 1 фирма, которая производит и продает однородный продукт для всех потребителей рынка.
· Товар уникальный, нет близких заменителей
· Контроль над ценами значительный
· Информация существенно ограниченна
· Вступление в отрасль блокировано
· Неценовая конкуренция – главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
· Пример – местные предприятия коммунального хозяйства и общественного значения
Различают несколько видов монополий:
1) Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, авторские права).
2) Естественная монополия– когда отрасль представлена одной фирмой. Данные монополии базируются на владении уникальными природными ресурсами и деление между несколькими фирмами, будет неэффективно. В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, т.к. эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы (компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы).
3) Открытая монополия –фирма становится единственным поставщиком продукта, но не имеет защиты от конкуренции.
Условия максимизации прибыли:
1. В условиях чистой монополии максимизируют прибыль, производя объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
24. Монополистическая конкуренция и фирма.
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
· Фирм – много
· Продукция дифференцирована
· Некоторый контроль над ценой, но в довольно узких рамках
· Доступ к информации имеет некоторые затруднения
· Условия вступления в отрасль сравнительно легкие
· Неценовая конкуренция – значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
· Пример – производство одежды, обуви, розничная торговля, кафе, театры, эстрада, парикмахерские, химчистки
25. Особенности ценообразования на рынках ресурсов. Индивидуальный, отраслевой и рыночный спрос на ресурсы.
Для производства товаров фирме необходимо приобрести ресурсы, и она выступает в качестве покупателя. Объектами купли-продажи являются факторы производства — труд, земля, капитал, а рынки, на которых они реализуются, называются рынками ресурсов (факторов производства). На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительском рынке, но они имеют свою специфику:
1. некоторые виды ресурсов продают и покупают сами предприниматели (нефть, лес, станки и т.д.). Земля же, труд и денежный капитал продаются домашними хозяйствами;
2.распределение ресурсов между отраслями и фирмами осуществляется в соответствии с ценами;
3. минимизация затрат на единицу продукта или максимизация его объема при тех же затратах осуществляется на основе оптимального сочетания различных ресурсов с учетом уровня их цен;
4.спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора.
Спрос на любой ресурс в этом случае будет зависеть от:
производительности ресурса, используемого для создания товара;
цены товара, созданного при посредстве данного ресурса.
Рыночный спрос на ресурсы –это сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него, а эластичность рыночного спроса по цене связана с эластичностью спроса по цене в каждой из отраслей, которые составляют рынок.
Отраслевой спрос на ресурс - это сумма объемов спроса на производственные ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на них.