Вопрос 46. Предложение денег, денежный мультипликатор.
Предложение денег (Мs) – наличность вне банковской системы и депозиты, которые экономические агенты могут использовать для совершения сделок.
Факторы влияющие на предложение денег – величина денежной массы (при росте денежной массы растет предложение денег), норма обязательных резервов, установленная ЦБ (при снижении нормы обязательных резервов растет предложение денег), величина избыточных резервов (рост избыточных резервов ведет к сокращению предложения денег).
Денежная база – наличность вне банковской системы и резервы коммерческих банков, которые хранятся в ЦБ.
Денежный мультипликатор(m) – отношение предложения денег к денежной базе (m=Ms/MB). Он показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной массы нВ 1 единицу. ЦБ может контролировать предложение денег через воздействие на денежную базу – это ведет к мультипликативному эффекту на предложение денег.
Вопрос 47. Мультипликативное расширение банковских депозитов.
Почему объем денежной массы быстро увеличивается? За счет чего происходит прирост? Ответ на эти вопросы заключается в том, что независимо от эмиссионной деятельности государственного банка, размер денежной массы возрастает за счет расширения кредитов коммерческих банков. Банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды.
Допустим, что банк 1 располагает активами 100 тыс. долл. Часть этих активов банк обязан хранить как резерв, который может быть использован отчасти на покрытие текущих расходов банка, но предназначен для снижения степени риска неуплаты по обязательствам. Минимальные размеры резервного фонда устанавливаются законодательно. Если уровень резерва составляет 10%, банк может выдать клиентам ссуду в размере 90 тыс. долл., а 10 тыс. долл. останутся в резервном фонде. При выдаче ссуды банк переводит эту сумму на текущий счет, которым в любой момент может воспользоваться клиент или выплачивает ее наличными. Результатом этих действий банка стало появление новых денег в размере 90 тыс. долл. Единственным ограничением создания новых денег банками являются резервные требования, за выполнением которых следит Центральный банк. В то же время необходимо учесть, что, когда срок ссуды истечет и 90 тыс. долл. будут возвращены банку клиентами, на столько же уменьшится количество денег в обращении. Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы.Однако процесс создания новых денег на этом не заканчивается. Первоначальная сумма денег на депозите в банке 1 приводит в конечном счете к мультипликационному эффекту создания намного большей суммы новых денег.
Допустим, что клиенты банка 1, получившие ссуду 90 тыс. долл., уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на депозит банка 2. Увеличение депозитов в последнем банке позволяет ему выдать новые ссуды. При этом необходимо направить в резерв 10% суммы депозитов (9 тыс. долл.). Новые ссуды будут предоставлены на сумму 81 тыс. долл., а общий прирост денежной массы составляет 171 тыс. долл.
На следующем этапе лица, получившие в качестве платежей эти 81 тыс. долл., вновь помещают их на депозиты в банк 3, который теперь может расширить объем выданных ссуд на 72,9 тыс. долл. (8,1 тыс. долл. должны быть оставлены в резервном фонде). Это увеличивает общую сумму новых денег, созданных банками, до 243,9 тыс. долл.
Логика рассуждений ведет нас к следующему выводу: процесс создания новых денег банками будет продолжаться, но до определенного предела. Этот процесс характеризует мультипликационный эффект расширения банковских депозитов и может быть рассчитан с учетом (в нашем случае) резервных требований.
Предел расширения банковских депозитов:
100 тыс. долл. + 90 тыс. долл. + 81 тыс. долл. + 72,9 тыс долл. +...=100 тыс. (1 + 0,9 + 0,92 + 0,93 +...) = 100 тыс долл./(1 - 0,9) = 1 млн. долл.
Таким образом, при уровне резервных требований 10% первоначальный депозит 100 тыс. долл. обернулся мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов на 1 млн, долл.
Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет мультипликатор денежного предложения,или банковский мультипликатор. Он рассчитывается по формулам:
, где r – обязательная резервная норма в %, или , где М – прирост депозитов, R — прирост резервов.
Следовательно, величина мультипликатора находится в обратной зависимости от обязательных резервных требований.
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков.
Вопрос 48.
Равновесие означает равенство количества активов, которые агенты хотят иметь в виде денег, количеству денег, которое предлагается всей банковской системой.
Процентная ставка превышает уровень равновесной (r1) в этом случае хоз. агенты не захотят иметь то кол-во денег которое предлагает банковская система, поскольку ставка процента повысилась, стоимость ценных бумаг упала при прочих равных условиях доходность их повысилась следовательно хоз. агенты предпочтут не денежные активы денежным, спрос упадет до Md1.
Со временим увеличение спроса на ценные бумаги сопровождается снижением их доходности для агентов, а приток дополнительных средств в банковскую систему снижает процентную ставку по вкладом в результате агенты переводят свой средства из не денежных активов в денежные, повышается спрос на наличность поскольку процентная ставка снижается до равновесного уровня (r2).
Монетористы считают что на изменение равновесия на денежном рынке оказывает влияние следующие факторы:
1) Изменение ВВП
2) Изменение цен на товары и услуги
3) Изменение объемов предложения
Поскольку на изменение состава денежного рынка влияет небольшое количество факторов они считают что регулирование денежного обращения позволит обеспечить стабильность эконом. развития в соответствие с монетарными правилами.
Денежное предложение должно расширятся ежегодно в соответствие с темпом роста реального ВВП.
ВОПРОС 49. Налоги. Принципы и формы налогообложения
Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.
Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на единицу объекта, независимо от ее стоимости.
Поскольку собственных налогов оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей местной администрации, то во многих странах действует система субсидий местных органов власти центральным правительством. Субсидии предоставляются либо в форме дотаций, либо в форме субвенций.
Стимулировать общую экономическую конъюнктуру можно, крупно сократив налоги. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.
Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис. 1).
На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс – поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (Ri) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (Yi). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при 100% налогообложения доход государства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции.