Вопрос 9. Эластичность спроса по цене.
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность по цене(Еd) (реакция спроса на изменение цены товара), которая рассчитывается как частное двух отношений: 1) изменения спроса к среднему арифметическому начального и конечного значений спроса и 2) изменения цены к среднему арифметическому начального и конечного значений цены. Величина Еd изменяется при перемещении по кривой спроса и принимает одно из следующих - 5 значений:
- коэффициент эластичности спроса по цене.
Эластичность спроса по цене: а) абсолютно эластичный спрос (прямая параллельна оси X, угол равен 0°; б) эластичный спрос (угол больше 0°, но меньше 450) в) спрос единичной эластичности (угол равен 450) г) неэластичной спрос (угол больше 45°, но меньше 90°); д) абсолютно неэластичный спрос (прямая перпендикулярна оси Х).
1) Ed ® ¥ абсолютно эластичный спрос: при уменьшении цены выручка уменьшается, при увеличении цены – выручка увеличивается;
2) Еd > 1 – эластичный спрос при уменьшении цены выручка увеличивается, при увеличении цены – выручка падает;
3) Ed = 1 – спрос единичной эластичности: при изменении цены выручка не из меняется;
4) Ed < 1 – неэластичный спрос: при уменьшении цены выручка уменьшается, при увеличении – увеличивается;
5) Ed = 0 – абсолютно неэластичный спрос: при любом изменении цены количество товара, на которое предъявляется спрос, остается постоянным.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу — это реакция спроса на изменение покупательной способности приобретателя данного товара, при этом если значение эластичности: а) больше «нуля», но меньше «единицы» - товар относится к предметам первой необходимости; б) равно «единице» - второй необходимости; в) больше «единицы» - к предметам роскоши.
Вопрос 10. Эластичность предложения–это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Е) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:
На рис. показаны три линии предложения с разной эластичностью.
1) ЕS<1 – неэластичное предложение (сильное изменение цены вызывает слабое изменение предложения);
2) ЕS=1 – слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение предложения;
3) ЕS>1 – эластичное предложение (слабое изменение цены вызывает сильное изменение предложения).
Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли, в другую и т. д.
Вопрос 11.
Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.
Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага.
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность, т. е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
На рис. на абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на ординате — общую полезность TU. По мере увеличения количества потребленного товара общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности (незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией товара сокращается, пока не дойдет до нуля.
На рис. в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.
Вместе с тем у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности.
При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что в конце концов предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы.
Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины.
Это условие потребительского равновесияможет быть выражено:
где MU — предельная полезность отдельных товаров, а Р – их цена.
Вопрос 12.
Вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному. Определим предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, с помощью которыхможет быть показано графически равновесие потребителя.
Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.
Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 1-а). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 — это лишь одна из бесчисленного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. 1-а пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В.
Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный денежный доход. Пусть он тратит 6 руб. в день, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар B – 1 руб. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб. На рис. 1-б прямая линия KL — это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия.
Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 1-в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена товара пропорциональна его предельной полезности.