Вопрос 1. Предмет экономической теории.
Вопрос 1. Предмет экономической теории.
Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Однако это слишком общее определение. Потребности людей безграничны, а наличные ресурсы для их удовлетворения ограничены. Экономика изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей.
Определение предмета экономики Л. Роббинса: «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».
Экономика тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др.
С точки зрения объекта исследования разделы экономики условно можно обозначить как «микроэкономика» и «макроэкономика».
Микроэкономикойназывается анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике.
Макроэкономикарассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной экономической политики.
Наиболее характерными функциями экономики являются: познавательная; методологическая; практическая, целью которой является формулировка экономических проблем и путей их решения как теоретической основы экономической политики.
Метод экономической теории
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции.Он состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели.
В связи с построением моделей важно подчеркнуть роль функционального анализав экономике. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать о функциональной связи между ценой и спросом. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Можно выразиться кратко: спрос есть функция цены. Однако аргумент и функция могут меняться местами: ведь чем выше спрос, тем выше цена. В таком случае мы говорим, что цена есть функция спроса.
Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых используются методы индукции и дедукции. Индукция — это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих положений к частным определениям.
Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ. Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него.
Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
Вопрос 2. Экономическая система — это система общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Различают следующие типы экономических систем: рыночную, командную, смешанную, традиционную.
Рыночная система—это такая совокупность рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей, которая позволяет: 1) складывающимся на этих рынках ценам распределять ограниченные экономические ресурсы; 2) обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
Командная система решает те же задачи, что и рыночная, непосредственно распределяя ограниченные экономические ресурсы.
Смешанные системы представляютсобой различные сочетания рыночного и командного начал. При этом полярными смешанными системами являются авторитарный капитализм (экономическая система, при которой основные ресурсы находятся в частной собственности, а правительство в широких масштабах направляет и регулирует экономический процесс), а также рыночный социализм (экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности).
Традиционная экономическая система — это такое архаичное общество, в котором экономические проблемы решаются согласно традициям и обычаям.
Вопрос 6. Закон спроса.
Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».
Спрос – это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Спрос – это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли – благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов – объемами предложения.
Каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость: Qd = f(P), - разумеется, при прочих равных условиях. Чем ниже цены – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса.
Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?
1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление товара делает его доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был «не по карману». А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар.
2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.
Экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов», возникающих при снижении цены на товар.
А. «Эффект роста выгоды». Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т. е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.
В. «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода.
С. «Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая «другие» товары подешевевшим покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Вопрос 7. Закон предложения
Совокупность товаров, выносимых производителем на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть «цена предложения».
То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);
3) труд (наемный);
4) капитал (производительный и денежный);
5) товары потребительского назначения, в том числе: I
а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);
б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);
в) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).
Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау).
Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения(Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен(Р). Закон предложения — это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот — уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом
Закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения т е Qs = f(P).
Таким образом, закон предложения — такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость «P=>Q». Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения.
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные из них:
1) цены на ресурсы;
2) уровень технологии производства;
3) налоги и дотации;
4) цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т. д.;
6) число продавцов.
Вопрос 11.
Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.
Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага.
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность, т. е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
На рис. на абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на ординате — общую полезность TU. По мере увеличения количества потребленного товара общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности (незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией товара сокращается, пока не дойдет до нуля.
На рис. в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.
Вместе с тем у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности.
При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что в конце концов предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы.
Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины.
Это условие потребительского равновесияможет быть выражено:
где MU — предельная полезность отдельных товаров, а Р – их цена.
Вопрос 12.
Вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному. Определим предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, с помощью которыхможет быть показано графически равновесие потребителя.
Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.
Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 1-а). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 — это лишь одна из бесчисленного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. 1-а пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В.
Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный денежный доход. Пусть он тратит 6 руб. в день, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар B – 1 руб. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб. На рис. 1-б прямая линия KL — это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия.
Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 1-в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена товара пропорциональна его предельной полезности.
Вопрос 17.
Концепция предельного продукта помогает решить проблему минимизации издержек производства, когда два фактора являются переменными — и труд, и капитал. Для этого необходимо сравнить физический объем предельного продукта труда с ценой труда, а физический объем предельного продукта станка с ценой станка. Замещение одного фактора производства другим целесообразно проводить до тех пор, пока физический объем предельного продукта фактора производства не окажется пропорциональным цене этого фактора:
Рациональное экономическое поведение предполагает, что «дорогой» фактор производства будет замещаться «дешевым». Приведенное равенство показывает пределы этого замещения.
Пример сочетания факторов в производственной функции
Кол-во средств произ-ва, К (капитал) | Кол-во рабочих, L (труд) | Затраты на капитал, долл. | Затраты на труд, долл. |
Любое сочетание факторов производства, например, 6К и 1L, ЗК и 2L, 2К и 3L, 1К и 6L обеспечит одинаковый физический объем продукции. Но какое сочетание будет самым дешевым для предпринимателя? Учитывая данные этой таблицы (рис. 2) построим кривую равного продукта,или кривую безразличияпроизводства (изокванту).Все точки этой кривой А, В, С, Д показывают различное сочетание факторов производства для выпуска 100 единиц продукции.
Соединим точки на оси абсцисс и оси ординат, в которых затраты на факторы производства будут равными. Эти линии называются изокосты;они являются линиями бюджетного ограничения для предпринимателя.
Теперь совместим кривую равного продукта с многочисленными линиями равных издержек. В точке С, где кривая равного продукта касается одной из линий равных издержек, издержки производства будут минимальными.
Вопрос 21
Цена на рынке совершенной конкуренции. В условиях рынка совершенной конкуренции каждая фирма производит столь незначительную часть общего объема производимой в отрасли продукции, что изменение объема производства фирмой не оказывает влияния на отраслевое предложение товара и на цену продукта при существующем спросе. Следовательно, фирма не может повлиять на цену, не может ее изменить. Конкурентная фирма соглашается с ценой, установившейся на рынке. Отдельная фирма уменьшает или увеличивает объем продаж, но реализует продукцию по одной и той же рыночной цене. Это означает, что спрос на продукцию фирмы совершенно эластичный и линия спроса — прямая линия, параллельная оси абсцисс (см. рис. 23.1, а).
Цена на продукт устанавливается в масштабах отрасли в результате взаимодействия отраслевого спроса и предложения. На рис. 23.1, б представлены кривые отраслевого спроса D и предложения S. С равновесной ценой Р', установившейся на рынке, соглашается каждая конкурентная фирма.
Рис. 23.1. Равновесная цена на продукт в отрасли определяет цену конкурентной фирмы: а — фирма, б — отрасль
Так как любая единица продукции конкурентной фирмы продается на рынке по одинаковой цене, то средний и предельный доход фирмы равны цене продукта. Валовой доход, или выручка, равен произведению цены продукта на объем выпуска: TR = PQ.
Производители постоянно сравнивают цену с издержками производства и в зависимости от их соотношения принимают решения о расширении или сокращении выпуска и даже о временном прекращении производства товара вообще.
Сравним цену продукта и средние валовые издержки. Если цена больше средних общих издержек, то фирма получает экономическую прибыль от производства каждого изделия. Общую сумму прибыли определяют вычитанием из валового дохода валовых издержек фирмы. Можно определить прибыль фирмы другим способом — перемножить величину прибыли, приходящуюся на единицу продукции, на общий выпуск.
Если цена меньше средних валовых издержек, то производство каждого изделия приносит фирме убыток, равный разности цены и общих средних издержек. Общий убыток фирмы определяют вычитанием из валового дохода, т.е. выручки, валовых издержек. Убыток — отрицательная величина. Существует обыденное представление, согласно которому фирма, терпящая убытки от своей деятельности, рано или поздно закрывается. В действительности же все гораздо сложнее.
Издержки фирмы делятся на постоянные и переменные. Если фирма прекращает производство, то ее переменные издержки равны нулю, а постоянные существуют и их величина не изменяется. Ибо по-прежнему надо платить проценты за полученный кредит, вносить арендную плату, осуществлять страховые и другие платежи. Поэтому если цена продукта равна средним переменным издержкам и, следовательно, не возмещает средние постоянные издержки, то фирме лучше приостановить производство, ведь ее общие убытки равны общим постоянным издержкам. Если же цена возмещает средние переменные издержки и часть средних постоянных издержек, то фирма получает убыток меньший, чем величина общих постоянных издержек. В такой ситуации фирма не прекращает производство, а стремится сделать убытки минимальными. В противном случае, при остановке производства, убытки равны общим постоянным издержкам.
Следует сказать особо о средних общих издержках. Конкуренция приводит к тому, что производители стремятся выпускать такой объем продукции, использовать такие технологии и организацию производства, при которых средние общие издержки фирмы соответствуют минимальным средним издержкам в отрасли.
По мере того как цена снижается и становится меньше минимальных средних общих издержек в отрасли, фирмы несут убытки, что заставляет сокращать производство, а некоторые из них покидают отрасль. Рассмотренный процесс имеет два последствия. Во-первых, в отрасли используется постепенно уменьшающийся объем экономических ресурсов, ресурсы переливаются из данной отрасли в другие. Во-вторых, сокращается производство, уменьшается предложение товара. Фирмы приспосабливаются к новой ситуации, складывающейся на рынке в результате взаимодействия рыночного спроса и изменившегося предложения. Постепенно снизившаяся цена начинает повышаться вначале до уровня минимальных средних общих издержек, а затем и превышает их. На рынке товара устанавливается равновесие, когда равновесная цена в отрасли, с которой «соглашаются» фирмы, станет равной минимальным средним общим издержкам.
Рис. 23.2. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли: а — фирма, б — отрасль
На рис. 23.2 Р' — равновесная цена, Q' — равновесный объем, определяемые отраслевым спросом и предложением. В состоянии равновесия равновесная цена равна минимальным средним издержкам, q — объем производства фирмы, экономическая прибыль равна нулю. Но в такой ситуации фирмы получают нормальную прибыль, процент или ренту. Если средние общие издержки некоторой фирмы превышают минимальные, то она не сможет в полном объеме возместить вмененные издержки.
Вопрос 22
Цена на рынке чистой монополии. Среди признаков чистой монополии — единственного производителя продукции, у которой нет близких заменителей, выделим и рассмотрим признак, «диктующий цену». Фирма-монополист представляет целую отрасль, контролирует общий объем предложения, т.е. может увеличивать, уменьшать предложение продукта при существующем спросе и, следовательно, изменять цену. Существование монополии обусловлено рядом причин — барьерами для вступления в отрасль других фирм, собственностью на важнейшие виды сырья, и др., и они создают монополисту возможность контролировать объем производства и цену и предопределяют характер этого контроля.
Расширяя производство, монополия увеличивает предложение товара в отрасли и, чтобы увеличить продажи при существующем спросе, вынуждена снижать цену. Кривая спроса на продукцию монополиста нисходящая (см. рис. 23). Это означает, что больше продукта можно продать по более низкой цене, а меньше — по более высокой цене. Монополисту приходится считаться со спросом потребителей. Монополист не может установить любую высокую цену, но может ее контролировать — понижать или повышать и при этом соответственно увеличивать или уменьшать объем продаж.
Рис. 23.Взаимосвязь спроса, валового и предельного дохода монополиста
Допустим, фирма увеличивает объем продаж, снижая цену. Предельный доход MR, полученный от продажи каждой дополнительной единицы продукта, уменьшается. Цена продукции (она определяется точкой на линии спроса) всегда больше того предельного дохода, который получает монополист от продажи дополнительной единицы продукции. Это означает, что линия предельного дохода чистого монополиста всегда расположена ниже линии спроса (см. рис. 23).
Между валовым доходом TR (выручкой) и предельным доходом монополиста существует зависимость, характер которой определяется эластичностью спроса. Валовой доход увеличивается при эластичном спросе и положительной величине предельного дохода. В случае неэластичного спроса, валовой доход уменьшается, а предельный продукт становится отрицательной величиной. Поэтому монополист выбирает объем производства, не превышающий Q' и соответствующую ему цену, что обеспечивает увеличение выручки.
Важным признаком чистой монополии является производство продукта или услуги, у которых нет близких заменителей. Если продукт невозможно перепродать, то фирма при сложившихся средних общих затратах с выгодой для себя может установить различные цены для различных групп покупателей на одном и том же или различных рынках. Продажа товара данного качества при конкретном уровне затрат по различным ценам различным покупателям называется ценовой дискриминацией. Способность монополии устанавливать цену является причиной ценовой дискриминации.
Различают три вида ценовой дискриминации. При (совершенной)ценовойдискриминации первой степени, каждая единица продукции продается по цене спроса,
Ценовая дискриминация второй степениимеет место, когда цена продукции зависит от объема покупки, но одинакова для всех покупателей. Ценовая дискриминация второй степени принимает форму различного рода скидок: чем больше объем покупки, тем больше скидка в цене
Проводя политику ценовой дискриминации третьей степени, монополист разделяет покупателей на группы и для каждой устанавливает свою цену реализации. Выделяются сегменты рынка.
Вопрос 23
Ценообразование в условиях олигополии
Тип рынка, при котором несколько крупных фирм захватывают производство, и сбыт основной массы продукции называется олигополией.
Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовойхарактер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п. Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен (рис. 7).
Рис. 7.
Графически кривая спроса фирмы - олигополиста имеет оригинальный характер «ломаной кривой». Из графика видно, что каждой фирме в условиях олигополистической структуры рынка кривая спроса DD1 (по отношению к точке Е, т. е. уровню установившейся цены Ро) представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) — отрезок ED. В сторону же понижения цены — неэластичной (более крутой) — отрезок ED1. Другими словами, в точке Е установившейся отраслевой цены кривая спроса фирмы - олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены.
Вопрос 24
Цена на рынке монополистической конкуренции. Чтобы проанализировать ценообразование на рынке монополистической конкуренции, назовем характеристики (параметры) этого рынка, влияющие на цену.
Известно, что точки на кривой спроса отмечают объем продукции, который желают и могут купить потребители, и соответствующую ему цену. Особенности линии спроса - ее форма и наклон к осям координат — определяются эластичностью спроса по цене. Сравним линии спроса на рынках совершенной конкуренции D1 чистой монополии D2, и монополистической конкуренции D3, представим их на одном рисунке.
Рис 23,7 Спрос на продукт монополистически конкурентной фирмы.
Линия спроса фирмы на рынке монополистической конкуренции менее эластична, чем на рынке совершенной конкуренции. Это объясняется тем, что фирма имеет меньше конкурентов и продукты их близкие, но несовершенные заменители. Но спрос монополистического конкурента более эластичен, чем спрос на продукт монополиста, а линия его спроса D3 имеет меньший наклон к оси выпуска, чем наклон линии спроса монополиста D2/ Это объясняется тем, что у монополиста вообще нет конкурентов, а продукты не имеют заменителей.
На рынке монополистической конкуренции, фирма продает здесь разновидность продукта, у которого есть заменители, и цена продукта зависит, с одной стороны, от уровня цен других конкурентов и от числа самих конкурентов. Продукция монополистического конкурента может быть дифференцирована по признаку размещения. Небольшие предприятия торговли успешно конкурируют с крупными супермаркетами потому, что располагаются вблизи покупателей, несмотря на несколько более высокие цены. Так как фирма продает дифференцированный продукт, то, с другой стороны, она является монополистом по отношению к своим постоянным покупателям и имеет определенную монопольную власть на рынке. Фирмы стремятся потеснить конкурентов путем повышения качества своих товаров, создания новых моделей изделий, а не путем понижения цен.
На уровень цены монополистически конкурентной фирмы оказывают влияние избыточные производственные мощности. Дело в том, что низкие барьеры для вступления фирм в отрасль и выхода из отрасли, ее открытость приводят к тому, что рынок бывает переполнен фирмами, производственные мощности которых полностью не используются. Кроме того, дифференциация продукта, ориентированная на удовлетворение вкусов достаточно ограниченного круга потребителей, предопределяет слишком малый объем производства отдельной фирмы и, как следствие, недоиспользование части мощностей, что увеличивает издержки производства товаров.
На рынке монополистической конкуренции используются методы неценовой конкуренции. Следующим после дифференциации продукта широко используемым методом конкуренции является реклама. Реклама применяется фирмой для того, чтобы увеличить объем продаж. На рекламу расходуются огромные средства. Экономисты называют аргументы, доказывающие необходимость применения рекламы, и доводы против рекламы.
Реклама убеждает покупателей в тех или иных достоинствах продукта, усиливает дифференциацию продукта в представлениях потребителей и монопольную власть фирмы на рынке. Все это позволяет фирме устанавливать более высокую цену и получать большую прибыль. Убеждая в исключительных достоинствах продукта фирмы, реклама может создать определенный барьер для возможных конкурентов, но может и содержать информацию, позволяющую создать заменители рекламируемого продукта и сделать производство более конкурентным. В таком случае появляются условия для снижения цены.
Общий вывод относительно уровня цены на рынке монополистической конкуренции состоит в следующем: цена на продукт на таком рынке более высокая, чем на рынке совершенной конкуренции, но ниже цены на рынке чистой монополии. Основными факторами, вызывающими удорожание продукта, являются дифференциация продукта и использование рекламы!
Вопрос 25
Вопрос 27
Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал,или производственные фонды. Производственные фонды являются капитальным благом,используя которое, можно в будущем увеличить поток доходов.
Капитал связан с понятием окольных методов производства,или сопряженного производства. Это методы производства, связанные с временным благом.
Категория чистой производительности капитала поможет нам объяснить такие важные в экономической теории понятия как доходность капиталовложений и спрос на капитал.
На графике видно, что под влиянием НТП сдвиг кривой Dc1 в новое положение, т е. Dc2, приведет к тому, что расширение инвестиционного спроса до уровня 12 приведет не к снижению, а, напротив, повышению уровня дохода на капитал: рост предельного продукта капитала от уровня MP1 до МР2.
Домашние хозяйства предлагают инвестиционные средства т. е. денежные суммы, которые бизнес использует для приобретения производственных фондов.
Графически предложение капитала можно представить в виде кривой, имеющей положительный наклон (рис. 3).
Объем инвестиций
Рис. 3. Предложение капитала как отражение издержек упущенных возможностей использования капитала
Чем большую сумму капитала вы предлагаете в ссуду, тем больше его предельная альтернативная стоимость, или предельные издержки упущенных возможностей Так, при I1 предельные издержки упущенных возможностей (МОС) равны величине MOC1, при I2 величина этих издержек равна MOC2.
Ставкой процента (нормой процента)называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах. Так, если вы дали взаймы 1000 долл. и получили годовой доход 50 долл., то ставка процента составит
При определении уровня ставки процента важную роль играет фактор риска.Сам риск в рыночном хозяйстве связан с неопределенностью как имманентной чертой рыночного процесса. Вы рискуете, предоставляя ссуду малоизвестной фирме или отдельному лицу, чье финансовое положение не досконально известно.
Рыночная ставка процента играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Предприниматель всегда сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал (ожидаемую рентабельность) с текущей рыночной ставкой процента по ссудам. Сами по себе инвестиции нельзя считать рентабельными или нерентабельными, если не принимать во внимание ставку процента.
Вопрос 28
Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой — это один из способов обоснования эффектности инвестиционных проектов. Другой способ, имеющий огромное значение и использующийся не только в сфере бизнеса — это процедура дисконтирования.Категория дисконтирования неразрывно связана с фактором времени и той ролью, которую вообще играет время при определении категории процента.
Проблема дисконтирования заключается в том, что при осуществлении инвестиционных проектов, необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов. Деньги в освоение проекта вы должны вложить сегодня, а доходы получите потом.
Процедура узнавания сегодняшнюю стоимость будущей суммы денег и называется дисконтированием. Э. Долан и Д. Линдсей определяют дисконтирование как «процедуру вычисления сегодняшнего аналога суммы, которая выплачивается через определенный срок при существующей норме процента»
- сегодняшняя стоимость будущей суммы денег, Vt — будущая стоимость сегодняшней суммы денег, t — количество лет, r — ставка процента в десятичных дробях.
Инвестиции