Максимизация прибыли предприятия, предъявляющего
Спрос на несколько факторов производства
Минимизация издержек при заданном объеме производства не означает, что данный объем обеспечивает предприятию максимальную прибыль. Минимизация издержек - это обязательное, но недостаточное условие для максимизации прибыли.
Правило максимизации прибыли для предприятия, предъявляющего спрос на несколько факторов производства: каждый фактор производства используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его предельным издержкам. Итак, если предприятие использует два переменных фактора, то максимизация прибыли будет обеспечена при таком объеме производства, когда
MRPx1 = MRCx1 и MRPx2 = MRCx2, т.е.
MRPx1 / MRCx1 = MRPx2 / MRCx2= 1.
В условиях совершенной конкуренции: MRPx1/ Рx1 = MRPx2/ Рx2= 1.
В долгосрочном периоде при увеличении объема выпускаемой продукции за счет всех используемых факторов производства действует эффект масштаба, который определяет зависимость между относительным изменением затрат по использованию факторов производства и относительным изменением объема выпуска продукции. По характеру действия эффект масштаба может быть положительным, отрицательным и постоянным.
Ситуация совершенной и несовершенной конкуренции. Сравнительная характеристика типов рыночных структур: чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Поведение предприятия в условиях различных рыночных структур. Условия оптимизации производства.
Предприятие существует в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации. В зависимости от отрасли, рынка, государственного регулирования предприятие оказывается в условиях той или иной рыночной структуры. И каждый раз перед предприятием встают стандартные вопросы: Следует ли производить ту или иную продукцию? Если да, то в каком объеме? На какую прибыль можно рассчитывать? Набор ответов на совокупность этих вопросов применительно к конкретной рыночной ситуации представляет собой модель поведения предприятия.
Под рыночной структурой понимается характеристика рынка с точки зрения его воздействия на положение и поведение отдельных производителей, а также воздействия отдельных предприятий на его состояние. Знание рыночной структуры необходимо производителям для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен и спрогнозировать поведение конкурентов в ответ на предпринимаемые шаги.
Сравнительная характеристика типов рыночных структур | ||||
Основные черты рыночной структуры | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция | ||
Количество предприятий и их размеры | Множество небольших предприятий | Одно крупное предприятие | Несколько крупных и средних предприятий | Относительно много небольших предприятий |
Типы продукции | Стандартизированная | Уникальная, не имеющая заменителей | Стандартизированная и дифференцированная | Дифференцированная |
Контроль над ценой | Отсутствует | Практически полный контроль | Значительный контроль | Ограниченный контроль |
Вид конкуренции | Ценовая | Отсутствует | Ценовая и неценовая | Неценовая |
Наличие барьеров для вступления в отрасль | Отсутствие каких-либо барьеров | Наличие непреодолимых барьеров | Наличие существенных барьеров | Наличие отдельных барьеров |
Поведение предприятия в условиях чистой (совершенной) конкуренции
В условиях совершенной конкуренции кривые рыночного (отраслевого) спроса и спроса на продукцию отдельного предприятия имеют разную форму. Кривая спроса на продукцию отдельного предприятия имеет форму горизонтальной прямой, что свидетельствует об его абсолютной эластичности и объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции цена продукции предприятия определяется самим рынком и не зависит от его рыночного поведения. Сколько бы предприятие не поставляло на рынок продукции, все равно это количество слишком мало для того, чтобы повлиять на цену, сложившуюся на рынке. Поэтому конкурентное предприятие называют «ценополучателем».
Равновесному положению предприятия соответствует оптимальный объем производства, при котором при возможности максимизируется прибыль или же минимизируются убытки. Оптимальный объем производства (Q*) определяется двумя способами:
1) путем сопоставления общего дохода и общих издержек:
Максимизация экономической прибыли, когда (TR – TC) максимальна, возможна при TR > TC, где TR = Q * P, TC = Q * AC.
Минимизация убытков, когда (TC - TR) минимальна, осуществляется при TR < TC.
Тот или иной вид поведения предприятия зависит от сложившейся на рынке цены продукции.
2) путем сопоставления предельного дохода и предельных издержек:
Условием равновесия предприятия является равенство предельных издержек и предельного дохода, т.е. MC=MR(P).
При MC < MR предприятию целесообразно расширять производство.
При MC > MR деятельность предприятия убыточна, производство следует прекратить.