Проблемы распределения доходов в рыночной экономике.
Распределение дохода является важной социально-экономической проблемой. Его рассматривают, прежде всего, с функциональной точки зрения, то есть распределения полученного совокупного дохода между факторами производства. Функциональное распределение дохода свидетельствует о том, какая доля национального дохода или богатства присваивается соответствующим факторам производства. Основная часть текущих доходов в рыночной экономике приходится на заработную плату (с включением в нее всей суммы социальных налогов и выплат, а также доходов индивидуальных предпринимателей, не использующих наемных рабочих). Заработная плата является основным фактором, побуждающим граждан к использованию всей совокупности рыночных ценностей как стимулов хозяйственного и социального прогресса.
В социально ориентированной экономике функциональное распределение национального дохода признается эффективным, если темп прироста желаемого в определенном структурном качестве реального национального дохода, взвешенный по показателю прироста инвестиционной емкости сбережений участников рынка и при требуемом объеме совокупной заработной платы является максимальным.
Кроме функционального, определяют еще распределение национального доходапо его величине в группах семей. Последнее характеризует распределение созданного в стране дохода между домохозяйствами.
Рыночное распределение дает владельцам факторов производства доходы, соответствующие эффективности их вклада, что является социально справедливым. Обязательным условием эффективного функционирования рыночной экономики является неравенство доходов, обусловленное различиями в способностях, образовательном уровне, во владении собственностью и создающее действенные мотивы к труду и инвестированию. Однако рыночное распределение доходов социально несправедливо по отношению к некоторым категориям граждан (инвалиды, безработные). Государство организует перераспределение доходов в пользу таких категорий населения.
Пределы государственного вмешательства в перераспределение доходов невозможно представить, используя количественные показатели, однако можно обозначить качественные критерии для определения минимальных и максимальных границ его участия.
На минимальную границу оказывают влияние уровень жизни в стране, текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования.
Максимальная граница определяется с учетом следующих положений:
1. Размеры социальных выплат должны согласовываться с реальными финансовыми возможностям государственного бюджета.
2. Размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства. (Собираемые налоги, перераспределяемые в пользу бедных и нуждающихся, уменьшают доходы владельцев факторов производства. За каждым таким доходом стоит стимул работать или вкладывать капитал. И чем он слабее, тем при прочих равных условиях меньше объем денежных и материальных ресурсов, который идет в перераспределение.)
3. При определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Следует отметить, что когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышение уровня налогообложения, то возникает макроэкономический эффект, связанный с дефицитом сбережений. Если налоги отнимают у потребителей все возрастающую часть доходов, то они уменьшают сбережения. Нарушается макроэкономическое равновесие инвестиций и сбережений на товарных рынках, ограничиваются возможности расширения производства.
Источником нелегальных (незаконных) доходов является теневая экономика, т.е. экономика, функционирующая в противоречии с действующими в стране законами. Главным признаком теневой экономики считается неуплата налогов. Существует два сектора теневой экономики. Первый имеет криминальное происхождение и практически не зависит от устройства экономики (например, коррупция). Второй зависит от существующих правовых норм.
Перераспределение доходов может осуществляться прямыми и косвенными методами. При прямом методе перераспределения государство, взимая налоги, аккумулирует денежные средства в бюджете, чтобы затем использовать их на социальные программы, пособия, выплаты и т.п. Подобные выплаты принимают форму трансфертных платежей. К числу последних относятся государственные пенсии, выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице, которые не являются платой за какие-либо текущие трудовые услуги, покупаемые государством в лице правительства.
Льготное налогообложение малоимущих слоев населения, благотворительные фонды, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и ряд других мер следует отнести к косвенным методам перераспределения доходов.
Исходя из распределения доходов по его величине, можно построить кривую, называемую кривой Лоренца, позволяющую судить об уровне неравенства. Каждая точка кривой Лоренца показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода.
Уровень неравенства определяется коэффициентом (индексом) Джини. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенств в доходах населения.
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности индивидуума. Такой показатель, как черта бедности отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать минимальный уровень жизни, гарантируемый государством.