Потребительский выбор в условиях равновесия с позиции теории кривых безразличия и линий потребительского бюджета.
В противоположность кардиналистскому подходу был выдвинут ординалистский или порядковый подход. Он базируется на предпосылке о возможностях сравнения потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для покупателя без измерения конкретной полезности.
Ординалистская функция полезности показывает порядок предпочтений потребителя при покупке им отдельных потребительских наборов:. U = f ( U1, U2, ... U k ), где U1, U2,... Uk - наборы потребляемых благ, причем U1 - наиболее предпочтительный набор, дающий потребителю наибольшую полезность, а Uk - наименее предпочтительный.
Ординалистская функция полезности может быть представлена графически с помощью аппарата кривых безразличия. Кривая безразличия – это линия на графике, которая показывает все возможные комбинации приобретения покупателем продуктов Х и У, дающие ему одинаковый объем полезности. Поэтому выбор таких комбинаций (наборов) безразличен для потребителя. Информации о конкретном количестве полезности кривые безразличия не содержат. Семейство кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя, называются картой безразличия. Это графическое изображение шкалы предпочтений потребителя, его желаний. Кривые безразличия обладают следующими свойствами:
1. Чем дальше от начала координат отстоит кривая безразличия, тем большую полезность наборов из двух благ она представляет.
2. Обычно кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
3. Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат.
4. Кривые безразличия, принадлежащие к одной карте безразличия, не пересекаются.
Движение вдоль кривой безразличия показывает, что при неизменности общей полезности различных наборов из двух благ происходит увеличение потребления одного блага и уменьшение потребления другого, т.е. в потреблении происходит определенная замена одного блага другим без потери общей полезности. Потребитель к таким заменам относительно безразличен.
По конфигурации кривых безразличия можно предварительно судить о возможностях замены одного блага другим в потреблении. Чем больше кривые безразличия напоминают прямые линии, тем замена одного блага другим осуществляется легче. Чем ближе форма кривых безразличия к прямому углу, тем замена идет труднее.
Количественно процесс замены одного блага другим иллюстрирует показатель предельной нормы замещения (MRS): MRS х у = -ΔY / ΔX , где ΔX и ΔY - изменения в потреблении товаров Х и У соответственно. Математически предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона кривой безразличия в данной точке.
Желания потребителя, представленные на карте безразличия, в реальной жизни сдерживаются определенными ограничителями. В качестве таких ограничителей выступают цены товаров и доходы потребителя. Названное ограничение в теории потребительского выбора называется бюджетным, а прямая линия на графике, которая показывает все доступные потребителю комбинации покупок двух продуктов (Х и У) при данной величине денежного дохода и данном уровне цен, носит название бюджетной линии.
Уравнение бюджетной линии имеет вид: I = Pх . Qx + Pу . Q y,
где Рх и Ру - цены товаров Х и У, Qх и Qу - их приобретаемые количества, а I -располагаемый доход потребителя. Отношение Рх/Ру называется угловым коэффициентом бюджетной линии. Это не что иное, как тангенс угла наклона бюджетной линии к оси абсцисс. Данный показатель демонстрирует условие замещения одного блага другим в рамках имеющегося дохода при сложившемся уровне цен.
При наложении бюджетной линии на карту безразличия получается графическое изображение модели потребительского выбора и определяется равновесие (оптимум) потребителя. Оптимум потребителя находится в точке касания бюджетной линии одной из кривых безразличия. В точке равновесия углы наклона бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, т.е. предельная норма замещения равна соотношению цен потребляемых товаров: MRS ху = ΔY/ΔX = Рх/Pу . Используя второй закон Госсена, можно утверждать, что в точке равновесия предельные полезности товаров также
равны соотношению их цен: MUх/MUу = Pх/Pу.