Внешние эффекты и их регулирование.
Внешними называют эффекты, возникающие в процессе рыночного производства и потребления, которые не выражаются в денежной форме и на которые не реагирует рынок. Внешние эффекты классифицируются: 1) по источникам возникновения – на производственные и потребительские; 2) по объектам воздействия – производство и потребление; 3) по характеру воздействия – на положительные и отрицательные. Государство выявляет внешние эффекты, «измеряет» их в денежной форме, принимает решения, компенсирует их воздействие на экономику. Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов: введение специального налога для последующего перераспределения в пользу пострадавших от них; установление государством цен, учитывающих внешние эффекты; отчисления в бюджет, аналогичные налогу Пигу; экспертиза проектов на экологическую безопасность; запрещение коммерческой эксплуатации невоспроизводимых ресурсов, применения вредных технологий; правовые и административные меры принуждения к инвестированию средств в восстановление природной среды.
Методы регулирования подразделяют на экономические и административные. Первые не сужают свободу выбора субъектов. Вторые ограничивают свободу выбора, иногда сводят ее к нулю. Влияние на рынок рекомендуется осуществлять экономическими методами, хотя допустимо использование административных мер. Административные меры оправданы, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается потерями для других и общества в целом. Областями эффективного применения административных методов регулирования являются; контроль монопольных рынков, регулирование последствий внешних эффектов, разработка экологических стандартов и контроль за их исполнением, определение и поддерживание минимально допустимых параметров благосостояния населения, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства.
Государственное регулирование рыночной экономики подразделяют на две формы: прямое участие в процессе производства и косвенное воздействие путем использования финансового механизма. Прямое участие осуществляется через государственный сектор.
Удельный вес государственного сектора в развитых странах значителен. Государство в них играет роль предпринимателя, крупного инвестора, организатора НИОКР, потребителя конечной продукции. Пути возникновения государственной собственности: строительство за счет бюджета; национализация, путем приобретения акций; развитие отраслей, связанных с НТП. В государственном предпринимательстве оказываются инфраструктура, добывающая промышленность, некоторые ведущие отрасли.
При высокой доле государственного сектора в экономике проводится разгосударствление. Разгосударствление повышает эффективность функционирования государственной собственности, оставшихся в госсекторе предприятий. Способами разгосударствления являются: денационализация с переходом государственной собственности в частные руки, к банкам, коллективам предприятий (приватизация); либерализация рынков; оздоровление государственного сектора; создание смешанных предприятий.
Косвенное регулирование экономики использует бюджетные и кредитные рычаги. Бюджет – совокупность государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная законодательно. Фискальная функция осуществляет перераспределение индивидуальных доходов населения через бюджет. Она гарантирует населению минимальный доход, обеспечивает приемлемым уровнем социальных услуг (здравоохранение, образование, занятость).
Кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Ее основные направления: изменение учетной ставки центрального банка, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке. Используются также методы селективного контроля за экономикой: предельная маржа (минимальный % наличности, устанавливаемый центральным банком, который вносит покупатель ценных бумаг) и ограничение потребительского кредита на ссуды для покупки товаров. Посредством регулирования курсов валют, государственного кредита и гарантий государства частному кредиту ведется регулирование движения капитала между странами.
Государством проводится также долгосрочная структурная политика, или политика экономического роста. Ее направления: контроль за состоянием равновесия экономической системы; развитие производной инфраструктуры; поддержание отраслей с низкой рентабельностью и важных для экономики; финансирование предприятий, связанных с НТП; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции; регулирование связей международной технологической кооперации. Роль долгосрочного регулирования возрастает, требует ориентации на открытость национальной экономики для внешнего мира, взаимной координации перспективных программ различных государств.