Основные черты централизованной системы.
- господство государственной собственности;- диктатура государственного плана;- административные методы управления;- финансовая диктатура.
Плюсы:
- стабильная экономика;- меньшее неравенство в обществе;- нет проблем с трудоустройством;- более стабильные цены.
Минусы:
- нет стимула к труду;- всеобщие дефициты и неэффективность экономики;- диктат производителей над потребителями;- безынициативность людей и неудовлетворенная работа государственной собственности.
3) Рыночная экономика – это система, основанная на прямых связях между покупателями и продавцами.
Характерные черты:
- частная собственность на ресурсы и средства производства;- саморегулирование экономики рыночными факторами;- свобода выбора экономических партнёров;- минимум вмешательства государства в экономику.
Плюсы:
- стимулирует выгодную предприимчивость у работников;- отвергает неэффективное производство;- не требует большого аппарата управления;- даёт больше прав и возможностей потребителям.
Минусы:
- усиливает неравенство в обществе;- нестабильность в экономике;- инфляция;- безработица;- отсутствие государственного регулирования.
4) Смешанная, которая использует все достоинства государственной и рыночной экономики и устраняет их недостатки.
Втоварном хозяйстве производимые продукты — товары — предназначены для потребления другими лицами, к которым они поступают через обмен, куплю-продажу. Таким образом,рынок связывает товаропроизводителей, а его основой служит товарное производство.
Деньги. Этапы развития и сущность современных денег. Функции денег.
Деньги и их функции.
Этапы развития денег.
Натуральный обмен. 2. Товарные деньги.
Выделение товара-эквивалента (всеобщего эквивалента). Например, шкуры зверей и т.п.
Бумажные деньги. 4. Банковские деньги.
Чеки, кредитные карты.
Чек –документ, удостоверяющий наличие текущего счета, средство передачи собственности на этот вклад.
Кредитные карты -тоже самое, но более автоматизировано.
В экономической наукеликвидность характеризует способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.
Абсолютной ликвидностью обладают выпускаемые государством наличные деньги. Чеки, векселя и различные ценные бумаги считаются менее ликвидными средствами. Товары обладают еще меньшей ликвидностью.
Функции денег:
1. Средство обмена. 2. Мера стоимости. 3. Запас ценности. 4. Масштаб отсроченных платежей.
Способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранные валюты во всех видах денежных операций по действующему валютному курсу называется конвертируемостью (conversion — превращение, обратимость). Различают внутреннюю, внешнюю и полную конвертируемость валюты. Внутренняя конвертируемость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без каких-либо ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с партнерами за границей. При внешней конвертируемости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц. Все расчеты в стране с зарубежными партнерами ведутся в национальной валюте. Полная конвертируемость включает внутреннюю и внешнюю.
Количественная теория денег. Определение денежной массы.
Различают:
- деньги в узком смысле - деньги в широком смысле.
Деньги в узком смысле (М1).
1. Наличные (бумажные и металлические деньги).
2. Чековые вклады (вклады до востребования).
Деньги в широком смысле (М2).
ПОМИМО М1 включают:
1. Общую сумму срочных вкладов. 2. Бесчековые сберегательные счета. 3. Ценные бумаги (гос.), находящиеся на руках отдельных лиц и частных фирм, исключая банки и другие финансово0крединтые учреждения.
Почти деньги –это определенные высоколиквидные финансовые активы, которые легко, с небольшими потерями, могут переводится в наличные.
Рынок. Понятие и структура.
Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Рынки можно классифицировать по ряду признаков:
1. По объектам купли-продажи различают:
- рынок товаров и услуг (общепринятым является разделение рынка товаров и услуг на потребительский рынок и рынок товаров и услуг производственного назначения);
- рынок ссудных капиталов и ценных бумаг (это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, ценных бумаг, акций, облигаций, векселей и т.п.);
- рынок труда или рабочей силы;
- валютный рынок.
2. По субъектам купли-продажи:
- рынок покупателя (рынок, на котором предложение превышает спрос, что порождает конкуренцию между продавцами, борьбу за потребителя, стимулирующую интенсивное обновление продукции, повышение ее качества и т.п.);
- рынок продавца (ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, характеризуется ограниченностью ассортимента и количественного предложения товара, что побуждает покупателя приобретать товар, не предъявляя особых требований к его качеству, технико-экономическим характеристикам).
3. По типу конкуренции:
а) рынок совершенной конкуренции – множество продавцов однородной продукции и множество покупателей; ни один из субъектов купли–продажи не может воздействовать на рыночную цену;
б) рынок несовершенной конкуренции - субъекты купли–продажи обладают той или иной степенью монопольной власти.
По характеру и степени монополизации рынка со стороны производителя различают:
- рынок дифференцированной продукции (много производителей, но и много различий в однотипном товаре);
- олигополистический рынок (несколько, ограниченное число продавцов);
- рынок чистой монополии (один продавец – вся отрасль).
По характеру и степени монопольной власти потребителя, выделяют:
- олигопсонию (несколько покупателей);
- монопсонию (один покупатель).
4. По территориальному признаку:
- внутренние рынки (обусловленные особенностями территориально - административного деления);
- внешние (международные) рынки.
5. По степени свободы или регулируемого управления:
- свободный рынок (рынок, на котором цены устанавливаются только согласно спросу и предложению, независимо от влияния каких-либо внешних факторов);
- регулируемый рынок (сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации).
Анализ спроса.
Различают спрос индивидуальный (спрос отдельного покупателя на товар или услугу) и рыночный (общий объем спроса на рынке той или иной страны).
В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса, выражаемая графически в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Изменение объема спроса демонстрируется движением вдоль данной кривой спроса в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях.
Изменение объема спроса следует отличать от изменения самого спроса. Изменение спроса – сдвиг кривой спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса помимо цены товара. К числу наиболее распространенных этих факторов относятся: доходы потребителей, цены на сопряженные товары, число покупателей на рынке, потребительские вкусы и ожидания. Повышение спроса вызывает сдвиг кривой вправо, а сокращение спроса – сдвиг кривой влево, что отражает, соответственно, увеличение или уменьшение объема спроса при всех возможных ценах.
закон спроса:
Снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему возрастанию величины спроса (количества). Напротив, повышение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему уменьшению величины спроса (количества).
Такой характер зависимости объясняется следующими обстоятельствами:
Эффект дохода
В условиях повышения цены потребитель фактически становится беднее, снижается покупательная способность его дохода. Он располагает меньшим реальным доходом, чем до повышения цен (номинальный доход – полученные деньги, реальный доход – то, что можно на них купить). Соответственно, он будет покупать товар в меньших количествах, чем раньше, или вообще будет потерян для потребителей данного товара. Напротив, снижение цен увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя. Каждое снижение цен может побудить каждого потребителя данного товара к новым покупкам + приносит новых потребителей. Это последнее обстоятельство связано с важной особенностью спроса на рынке:
Спрос формируется как сумма индивидуальных спросов, следовательно, снижение или прекращение спроса отдельного лица компенсируется продолжающимся расширением спроса других лиц, доход которых позволил им включиться в потребление данного товара сравнительно позже. Следовательно, сумма покупок на рынке будет возрастать.
Эффект замещения
При повышении цены данного товара потребитель стремится заменить его покупкой альтернативного взаимозаменяемого товара (пр. чай <=> кофе). Снижение цены дает противоположный результат.
Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание приобретать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.