Билет 11 Микроэкономика и ее проблемы.

МИКРОЭКОНОМИКА (ГРЕЧ. MICRO - МАЛЫЙ) - ЭТО ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА УРОВНЕ ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.

Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категориейявляется ЦЕНА.

Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой личный интерес.

Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.

Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл (1842-1924), который по праву считается основоположником микроэкономики.

Согласно его концепции, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др.

Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответствующая часть микроэкономики:

• в первой рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют, в том числе полезность',

• во второй анализируется предложение, в том числе издержки производства',

• в третьей исследуется соотношение спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции;

• в четвертой изучаются проблемы ценообразования факторов производства (труд, земля, капитал).

Итак, микроэкономика начинается с изучения спроса и предложения.

Билет 22 Спрос. Закон спроса.

Спрос. Закон спроса

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D.

Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P * Q,

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг.

Билет 11 Микроэкономика и ее проблемы. - student2.ru

На графике размещено семь вариантов спроса на товар в зависимости от его цены. В результате получим семь точек, каждая из которых выражает количество товара, которое потребитель решает купить по соответствующей цене. Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (DD). Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

1. снижение цен увеличивает число покупателей;

2. снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;

3. насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.

Итак, кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить приобрести товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос.

Их условно принято делить на ценовые и неценовые.

Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).

Наши рекомендации