Билет13 Сущность рынка, условия его возникновения ; Билет 14 Функции рынка
Рынок возник одновременно с товарным производством и является его обязательным и важным элементом.
Условия возникновения рынка– те же, что и условия возникновения товарного производства:
Ø специализация работников на основе разделения труда;
Ø экономическая обособленность товаропроизводителей.
Формирование рынка произошло с углублением разделения труда и переходом от натурального к товарному производству. Развитие товарно-денежных отношений привело к созданию в структуре общественного производства рынка как конкретной формы товарного обращения.
1. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и товарно-денежных отношений.
2. В „Экономикс”: рынок – это место, где осуществляется покупка и продажа товаров, где взаимодействуют покупатели и продавцы. Это – суть рынка как экономического явления.
3. Рынок как экономическая категория – это совокупность экономических отношений, которые возникают в сфере обращения в связи с реализацией товаров.
4. Рынок как система экономических отношений своим ядром имеет отношения собственности. В процессе покупки-продажи происходит реализация отношений собственности.
Рыночные отношения регулируются законами рынка:
Ø законом стоимости;
Ø законами спроса и предложения;
Ø законом конкуренции;
Ø законами денежного обращения.
Современный рынок – один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой переплетаются рыночные механизмы и многочисленные регулирующие институты.
Функции рынка
Технико-экономическая – обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и опосредует связь между производством и потреблением.
Регулирующая – сигнализирует о нарушении необходимых пропорций между объемом общественных потребностей в определенных товарах и объемом их производства, а, следовательно, о необходимости перераспределения ресурсов и труда между отраслями и видами производства.
Стимулирующая – стимулирует производство тех товаров, которые необходимы потребителю. Посредством конкуренции рыночные отношения активно влияют на уровень затрат на производство товаров, стимулируют научно-технический прогресс, оказывают содействие более полному удовлетворению потребностей потребителей.
4. Контролирующая – с помощью рынка осуществляется контроль со стороны потребителей за производством товаров; именно на рынке устанавливается, насколько нужен обществу произведенный продукт. Акт реализации товара (его продажа) означает, что произведена не просто потребительная стоимость (полезная вещь), а стоимость, что затраты труда на производство товара являются общественно необходимыми.
Субъекты рынка: государство, предприятие, население.
Объекты рынка: продукты труда, рабочая сила, ценные бумаги, природные ресурсы.
Билет 15Субъекты и объекты рынка
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.
^ Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций: