Ординалистский подход основан на том, чтобы установить отношения предпочтения или безразличия между разными товарами без количественного измерения полезности.
Смысл потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя совпадали с его возможностями. Анализ предпочтений и желаний потребителя в ординалистской теории ведется при помощи кривых безразличия.К.Б.-это линия, каждая точка к-рой представляет комбинацию двух товаров, к-рые имеют д/потребителя одинаковую общую полезность, а потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать. Отсюда произошло название - К.Б. При х-ке предпочтений потребителя важное значение приобретает вопрос о норме замещения одного товара другим при переходе от одного варианта набора товаров к другому. Если потребитель отказывается от одного товара в каком-то колич-ве в пользу другого товара, то эта разница называется предельной нормой замещения.
Предельная норма замещения хар-ет степень потери одного товара с тем, чтобы получить одну доп. единицу другого товара при одинаковой общей полезности набора обоих товаров (напр. А и В).Вторая сторона проблемы потребительского выбора-это возможности потребителя.(Потребление ограничивают 2 фактора: доход и цена.).Возможности потребителя хар-ют линии бюджетного ограничения. Линия бюджетного ограничения показывает, какие комбинации 2х товаров могут быть приобретены при данном уровне цен на эти товары и при данной величине денежного дохода у потребителя. Проблема окончательного потребительского выбора сводится к тому, чтобы при данных возможностях найти такой выбор товаров, к-рый принес бы максимальную полезность, наибольшее удовлетворение.. Правило максимизации полезности благ д/потребителя вытекает из 2-го закона Госсена,который позволяет сформулироватьправило потребительского поведения.: каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносит одинаковую предельную полезность.При анализе потребительского поведения особое значение приобретает фактор динамики(изменения) цен, к-рый порождает 2 последствия: эффект дохода(при понижении цены потребитель может купить больше данного товара, не уменьшая потребление другого, при неизменном денежном доходе уменьшение цены увеличивает реальный доход потребителя); эффект замены(при снижении цены появляется желание купить больше того товара, где ниже цена, взамен тех товаров, на которые цены остались прежними).Эрнст Энгельисследуя доходы разл. Семейных бюджетов выявил: чем меньше доход, тем больше его требуется для физического содержания, и меньше остается д/духовного развития. На основе этих исследований был выведен «закон Энгеля»: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары 1й необходимости, уменьшаетсяы, в то время как доля расходов на предметы роскоши и на духовное развитие увеличивается.
При анализе потребительского поведения следует учесть «парадокс Гиффена»: Ситуацию, при которой снижение цены приводит к уменьшениюобъема спроса, а её повышение увеличивает объем спроса на товар стали называть «парадоксом Гиффена», а сам товар низкого качества –«товаром Гиффена».(х-но д/бедной части населения, когда приходится отказываться от качественных товаров и по мере роста цен увеличивать потребление низкокачественных товаров). Прианализе потребительского поведения предполагалось, что покупатель имеет право свободного выбора, но обнаруживается, что свобода потребительского выбора далеко не абсолютна- это ограничение свободы и независимости потребителя часто исходит от окружающих его др. потребителей. Здесь влияют 3 эффекта: 1) присоединение к большинству,2) эфф. сноба (стремление выделиться, оригинальность; 3)эфф. престижного или демонстративного потребления (эффект Веблена-руководство не реальной, а престижной ценой.). «Закон о защите прав потребителей» -принят 07.02.1992г.но не оказывал существенного влияния на реальную защиту прав. 17.12.1999г приняли федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ о «Защите ……..»».в посл. Редакции было уточнено само понятие «потребитель»-это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары(работы, услуги) исключительно д/личных, семейных, домашних или иных нужд не связанных с осущ. Предпринимательской деятельности.» Необх. Ужесточить защиту потребительского рынка в России, т.к. много недоброкачественных продуктов, лекарств, и др. товаров.
12.Предпринимательская деятельность: её сущность, содержание, специфика.
Предприниматель-это менеджер-новатор, к-рый ведет собственное дело, как .индивидуальное, так и коллкктивное, имея в нем свою долю собственности. Он может быть собственником, но так же работать на заемном капитале. Нельзя путать с мелким бизнгесом, т.к. он может работать и на крупном предприятии. П. не обязан быть специалистом в своей сфере, этим он отличается от ученого или спреца в к. нибудь отрасли знаний.
Специфические черты предпринимательства: 1.П.-выступает как самостоятельно хозяйствующий субъект, ведущий собственное дело(это самост. функционирующий товаропроизводитель). 2. П. дея-ти присущ риск, т.е.вероятность возникновения убытков, недополучения доходов, разорения.(причины риска- непредсказуемость рыночной среды и новаторский х-тер предпринимательства. Осн. Форма избежания риска- предпринимательство.)._3. П. дея-сть предполагает материальную ответственностьза своё дело: она может быть в пределах всего имущества, пая, в объеме пакета акций.; 4. П. присущ динамичный стиль жизни, что обусловлено жесткой борьбой между самими П. и п. +наемный работник.; 5. П.Деятельность имеет цель, направленность на получение прибыли(Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). Социально-экономические аспекты направленности предпринимательской деятельности проявляются в функциях: 1) удовлетворение потребностей рынка, рост производства на имкро- и макро- уровне; 2) перераспределение ресурсов и создание такой структуры нац. хоз-ва, к-рая отвечает рыночным потребностям.; 3) появление и развитие новых направлений в различных сферах экономич. и социальной жизни;5) привлечение наемных работников к управлению. Осн. ф-мами предпринимательского новаторства явл.: 1) создание нового, неизвестного ранее блага, услуги, придание доп. качеств старому благу или услуге.; 2) внедрение новых методов производства, позволяющ. увеличить массу благ качественно и количественно.;3)освоение новых, неизвестных рынков сбыта; 4) выход на новые источники сырья и полуфабрикатов; 5) реорганизация производства, труда, управления. Результативность предпринимательской деятельности зависит от многих факторов, к-рые можно разделить на 2 группы: внутренние (идея заняться предпринимательством, наличие к.-либо преимущества-напр. Знание маркетинга, умение использ. Интеллектуальный потенциал работников, умение находить этот потенциал, рациональное использование времени, личные кач-ва: общительность, великодушие, смелость, и проч., искусство общения), внешние.-окружающ. рыночная среда, законодательные основы общества, экономич. и финансовая +налоговая политика гос-ва, общественно-политическая и морально нравственная маркоэкономич. среда.