Паутинообразная модель рыночного равновесия.
Паутинообразная модель-это модель рыночного равновесия позволяющего исследовать механизм ценообразования в течении нескольких производственных циклов.
Данная модель характеризует производство продукции в отраслях с фиксированным циклом.
Данная модель предполагает следующие допущения:
· величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода.
где — период времени
· функции спроса и предложения являются линейными,
где —положительные коэффициенты;
· функции спроса и предложения не меняются во времени
Возможны три случая:
· если , то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия.
· если , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;
· если , то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится
Основные теории фирмы.
Теории фирмы пополнялись и обновлялись вместе с развитием экономической науки и экономической теории в целом.
· Исторически первой была классическая теория, наиболее полно представленная А. Смитом. Причина возникновения фирмы связана, по мнению А. Смита, с развитием торговли, которая стимулирует разделение труда и рост производства. Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы; размер рынка вместе с тем служит естественным ограничением экспансии фирмы.
· В основе неоклассической концепции фирмы лежит теория предельной полезности, возникшей, с одной стороны, в качестве реакции на трудовую теорию стоимости и в частности прибавочной стоимости, с другой стороны как следствие нарушений в сфере обмена и участившихся кризисов перепроизводства.
Неоклассическая теория фирмы, возникнув в результате «маржиналистской революции», более чем какая-либо другая теория подвергалась изменениям.
· Формирование институциональной теории вызвано обобщением практики — развитием корпоративных структур, усложнением взаимосвязи между ними, увеличением масштаба деловых операций, ростом экономической информации, определяющих эффективность функционирования акционерных объединений. Дальнейшее развитие институциональной теории фирмы свя-шно с уточнением и конкретизацией понятия «трансакционныеиздрежки». Развитие этого направления в институциональной теории фирмы связано с именами Р. Коуза и Ф. Найта.
Пределы расширения фирмы институциональная теория связывает с запретительным ростом издержек управления и контроля. Если корпорация становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки могут снижаться до нуля. Однако в таком случае резко возрастут внутрифирменные ищержки; ослабление контроля над различными участками фирмы и их работниками приведет к снижению общих результатов.