Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар (шампунь)
2. Чем больше разнообразных возможностей использования данного товара, тем выше эластичность спроса на него (комбайн или соковыжималка + мясорубка)
3. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар
4. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него (очередь на авто)
5. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса (Агрегирование – это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы )
6. Спрос становится более эластичным с течением времени
Не зная величину эластичности спроса нельзя применять политику ценообразования. При неэластичном спросе выгодно повышать цену, при эластичном – понижать.
Ценовая эластичность предложения –это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.
Коэффициент ценовой эластичности предложенияпоказывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на один процент:
1 – Мгновенный (рыночный) период – период реализации уже произведенного продукта на рынке:
2 – Короткий (краткосрочный) период. В этот период предприятие не осуществляет никаких инвестиций в реконструкцию (модернизацию) производства:
3 – Длительный (долгосрочный) период:
Предложениев мгновенный период времени абсолютно неэластично.
Объем предложения можно изменить:
- загрузить все оборудование и людей;
- поставить дополнительные мощности и нанять дополнительный персонал.
Если расширяется производство и нанимаются рабочие – длительный период.
В короткий период предложение неэластично, т.к. после задействования всего оборудования и рабочих рост объемов производства остановится.
В длительный период предложение эластично. Чем длительнее период, тем эластичнее предложение.
Перекрестная эластичность
Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на определенны товар к изменению цены другого товара.
Коэффициент перекрестной эластичностипоказывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%:
Для анализа влияния цен, нужно сначала определить, какие это товары. С точки зрения зависимости товаров друг от друга есть 3 группы:
- дополняющие товары (один не нужен без другого);
- заменяющие товары (если растет цена на товар, потребитель отказывается от него по закону спроса и переключается на другой товар);
- нейтральные товары (спрос на них не зависит от цены на другие товары).