Предельная полезность товара
Каждый отдельный покупатель ищет ценность товара в его полезности для себя
Предельная полезность товара (блага) – это полезность (наименьшая польза) единицы из имеющегося запаса данного вида продукта.
Ценность единицы какого-либо блага определяется степенью важности той потребности, которая удовлетворяется с помощью этой единицы
Закон убывающей предельной полезности: Предельная полезность вещи для потребителя убывает с увеличением того ее количества, которое есть в его распоряжении в данный период времени.
Т.е при увеличении количества товара его предельная полезность уменьшается.
Анализируя предельную полезность товара, нужно учитывать не только количество этого товара, но и количество других товаров, удовлетворяющих этим потребностям.
9) Кривая безразличия. Бюджетное ограничение. Эффект замещения и эффект дохода
Кривая безразличия – геометрическое место точек, отражающих те или иные равноценные для данного потребителя наборы из двух товаров.
Полезность любых наборов товаров Х и Y на кривой D1 одинакова. Но она меньше полезности этих наборов на кривых D2 и D3.
Аксиома предпочтения: большее количество товаров, входящих в набор, всегда предпочитается меньшему их количеству, т.е. существует определенная иерархия предпочтений.
Бюджетное ограничение
При заданном уровне собственного дохода и при заданном уровне цен мы предпочитаем м аксимально возможный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного набора, а, следовательно, стремимся оказаться на максимально высокой кривой безразличия.
Но наши желания ограничены нашими возможностями. Поэтому, чтобы окончательно определить какой товар купить, нужно построить линию бюджетного ограничения.
Точка пересечения двух кривых – это точка равновесия. Она отражает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе.
Эффект замещения.
При изменении ситуации на рынке, мы постараемся увеличить количество подешевевшего товара и сократить количество подорожавшего, оставшись на той же кривой безразличия. Это эффект замещения.
Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цены при неизменном уровне дохода
Эффект дохода.
Эффект дохода – это изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах.
При изменении цены наклон бюджетной линии изменяется, при неизменных ценах – остается постоянным.
10) Характеристика товара. Основное свойство товара.
Товар – это не предмет сам по себе, а средство, комплекс для решения проблемы потребителя (клиента) наилучшим образом (по виду, сорту, удобству, времени, финансовым возможностям, уровню подготовки клиента, упаковки и т.д.).
Свойства товаров.
В процессе обмена у товара появляются два свойства:
1. Свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для потребителя, т.е. обладать общественной полезностью(потребительской стоимостью).
2. Свойство обмениваться на другой товар или деньги в определенных количественных пропорциях, т.е. обладать меновой стоимостью
11) Деньги, как особый вид товара. Функции денег
Обобщив все сказанное, мы можем ответить на вопрос - что же такое деньги?
Деньги – это особый товар, выделившийся из остального мира в результате исторического процесса развития производства продуктов для обмена и служащий всеобщим эквивалентом.
Функции денегБольшинство экономистов выводят сущность денег из выполняемых ими функций и считают, что деньгами может быть все, что принимается людьми за деньги и выполняет их функции.
Единодушно экономистами принимаются три функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления. Помимо этого называют также такие функции денег, как средство платежа и мировые деньги.
1. Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товара в терминах, известных каждому участнику товарообмена, - в национальных денежных единицах.
2. В функции средства обращения деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг (Т – Д – Т): осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).
3. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, он тем самым изымает деньги из обращения, накапливает их, образуя сокровища. В этом случае реализуется функция денег как средства накопления. Функция эта является следствием абсолютной ликвидности денег (владелец денег в любой момент может выполнить с их помощью любое финансовое обязательство).
Накопление денег в виде сокровищ определяется стремлением каждого товаропроизводителя иметь известный денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний рыночной конъюнктуры.
Накопление может также осуществляться в виде приобретения предметов роскоши, принимая «эстетическую форму сокровища».
Сокровища накапливают как частные лица, так и государство – в форме государственных (национальных) золотых запасов, хранящихся в центральном банке страны.
В условиях рыночной экономики сокровище как форма накопления богатства («праздно лежащие», «пребывающие в покое» деньги) имеет второстепенное значение, поскольку главное - это оборот, ускорение движения денег.
4. Товары не обязательно покупать и продавать только за наличные средства. В силу различных причин может возникнуть необходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа (у покупателя не всегда имеются наличные деньги, продавец иногда заключает сделки по продаже будущих товаров и т.д.).
При продаже товаров в кредит средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. По истечении срока действия обязательства заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательстве сумму. Исполняя роль средства погашения долгового обязательства, деньги реализуют функцию средства платежа. Эта функция может осуществляться не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств: выплате заработной платы, возврате денежных ссуд, уплате налогов.
Из функции денег как средства платежа возникает особая форма денег - кредитные деньги.
5. Функция мировые деньги выполняется деньгами в процессе обслуживания экономических связей между странами. Деньги в этом случае обращаются на мировом рынке и выступают:
международным платежным средством – при погашении долговых обязательств, возникающих между странами;
международным покупательным средством - при покупке товаров за границей за наличные;
всеобщим средством перенесения богатства из одной страны в другую – при предоставлении внешних займов, уплате контрибуций.
Как правило, в роли мировых денег выступало и выступает золото. Однако в современных условиях произошла утрата золотом своего монопольного статуса международного расчетного средства. Все шире используются в качестве мировых денег конвертируемые валюты.
Выполняя названные функции, деньги играют важнейшую роль в рыночной экономике: они опосредуют кругооборот доходов и расходов.
12) Спрос. Кривые спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос
Спрос.
Спрос –потребность в каком-либо товаре. Когда мы говорим о спросе, мы подразумеваем спрос, подкрепленный доходом (платежеспособный спрос).
Спрос выражается в денежной форме и определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам.
Объем спроса - это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.
Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами
QDA = F (PA, PB,…., PZ , неценовые факторы).
Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.
Функция спроса, зависящая только от цены QDA = F(PA), представляет собой кривую спроса (чем больше цена товара, тем ниже объем спроса).
Кривая спроса показывает какое количество товара приобрели бы потребители при различных уровнях цены.
Закон спроса: чем большее количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена.
Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.
Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.
Факторы, сдвигающие кривую спроса:
- Величина доходов (если увеличится доход, мы сможем покупать больше товаров и услуг, если мы в них нуждаемся);
- Вкусы и предпочтения покупателей;
- Качество (фактор, через который производитель может воздействовать на спрос).
13) Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение
Предложение.
Предложение– вся совокупность представленных на рынке в каждый данный момент времени товаров и услуг.
Предложение объединяет всех продавцов (производителей) и включает два элемента:
• готовность производителя к отчуждению данного товара или услуги;
• совокупность условий, при которых продавец готов продать этот товар или услугу.
Отчуждение – если цена на товар слишком низкая, продавец предпочитает его уничтожить.
Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени.
Функция предложения – это взаимосвязь между предложением товара и определяющими его факторами (цены нашего товара, цены на другие товары и неценовых факторов).
QSA = F (PA, PB,…., PZ , неценовые факторы)
Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.
Функция предложения, зависящая только от цены QDA = F(PA), представляет собой кривую предложения (чем больше цена товара, тем выше объем предложения)
Кривая предложения показывает какое количество товара производители продали бы при различных уровнях цены (т.е. это зависимость между предложением и ценой на товар при постоянных других факторах).
Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.
Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.
Функция предложения меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.
14-18) Понятие Эластичности. Эластичность спроса по цене. Виды ценовой эластичности спроса.
Спрос на разные товары по-разному чувствителен к изменению влияющих факторов.
Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.
Рассчитать эту эластичность можно с помощью коэффициента ценовой эластичности.
Коэффициент ценовой эластичности спросапоказывает, на сколько процентовувеличится (уменьшится) спрос приуменьшении (увеличении)цены на данный товарна один процент:
Абсолютная нечувствительность объема спроса к изменению цены
Малейшее снижение цены приводит к увеличению величины спроса до бесконечности________________
Рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение спроса
Рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % вызывает значительное изменение спроса
Рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение спроса.