Проблема экономического выбора.

Мир

       
  Проблема экономического выбора. - student2.ru   Проблема экономического выбора. - student2.ru

Проблема экономического выбора. - student2.ru

материальные и нематериальные блага (с развитием человеческого общества эта часть увеличивается)  

Экономика связана с производством материальных и нематериальных благ, с общественным производством (таким производством, в результате которого люди вступают в производственные отношения).

При создании материальных и нематериальных благ используются природные ресурсы.

Например, при создании хлебозавода требуются: зерно, оборудование, здание, рабочие, энергия, бухгалтерия, руководитель.

2) Виды экономических систем.

– Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

– Смешанная экономика – рыночная экономика с элементами вмешательства государства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.

3) Факторы производства, их характеристика

Факторы производства – ресурсы, необходимые для производства различных товаров и услуг.

– природные ресурсы (сырье, водные ресурсы, и т.д.)

– рабочая сила (способность к труду, совокупность знаний, умений, навыков и т.д.)

– капитал (неденежные средства, стоимость оборудования в денежном эквиваленте и т.д.)

– предпринимательская способность (способность принимать решения и нести за них ответственность)

Результатом производственного процесса являются материальные блага (экономический продукт). Экономический продукт подразделяется на товары и услуги. Каждый товар или услуга обладают полезностью.

Полезность – удовлетворение, которое получает человек в процессе потребления того или иного продукта.

Характеристикой полезности является потребность.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Потребность – стремление реализовать какие-либо нужды, испытываемые людьми.

Нужно помнить, что потребности человека безграничны, а ресурсы ограничены. А экономика как раз и занимается тем, что с помощью ограниченных ресурсов хочет удовлетворить потребности человека (достичь равновесия).

Факторы производства всегда кому-то принадлежат. А собственность на факторы производства приносит доход.

4,5) Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки

Альтернативные издержки.

Ответим на вопрос: Что производить?

Рассчитывая прибыль и издержки , нужно учитывать не только прямые издержки, но и альтернативные (мы могли бы производить что-либо, получая большую выгоду, чем у нас есть).

Их можно измерить. Так, например, в изолированном обществе: 1 початок кукурузы = 300 г муки. В современном обществе эти издержки измеряются в денежном эквиваленте, так как любой продукт можно выразить в денежном эквиваленте.

Альтернативные издержки – это сумма альтернативных денежных расходов и неполученных денежных доходов.

Однако, не все затраты, которые несет предприниматель, являются альтернативными. Например, есть участок. Но, помимо части, отведенной под посев, есть часть, на которой построен дом. Это необходимые затраты, без которых обойтись невозможно. Иными словами, издержки, без которых предприниматель обойтись не может, не считаются альтернативными. Из этого следует вполне логичный вывод: следует производить такой товар, альтернативные издержки в производстве которого минимальны.

Теперь встает вопрос: "как производить?"

Выбирая способ производства, мы всегда будем оценивать его экономическую эффективность.

Закон возрастания альтернативных издержек:

при замене производства одного блага производством другого блага (продукта) в условиях полной занятости ресурсов альтернативные издержки производства второго блага возрастают.

6) Экономический рост. Пути экономического роста

Экономический рост – увеличение производственных возможностей общества.

Существует 2 пути экономического роста – интенсивный и экстенсивный.

Интенсивный рост – это увеличение производственных возможностей общества за счет изменения количества используемых ресурсов без изменения их качества.

Экстенсивный рост – это увеличение производственных возможностей общества за счет изменения качества используемых ресурсов без изменения их количества.

Но эти два пути нельзя четко разграничивать, так как они зачастую пересекаются.

К разделу «Микроэкономика».

7) Понятие товара. Виды товаров

Любое общество должно учитывать следующее: есть товары потребительского и производственного назначения.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

а). Если мы выпускаем товары потребительского назначения то у нас не остается средств на развитие технологий.

б). Если общество предпочтет наладить выпуск производственных товаров, тем самым сократив потребительские товары, оно добьется большего экономического роста.

Понятие товара.

Товар– это продукт труда, произведенный для продажи с целью обмена на другие продукты труда или деньги.

Виды товаров

Всю совокупность товаров можно разделить:

1. По цели применения:

- товары производственного назначения (используются для производства других товаров);

- потребительские товары (удовлетворяют потребностям определенного человека).

2. По характеру потребления:

- товары краткосрочного пользования,

- товары длительного пользования,

- услуги (процесс оказания и потребления услуги происходят одновременно).

3. По поведению потребителей:

- товары повседневного спроса (покупаем там где привыкли, независимо от цены),

- товары тщательного выбора,

- престижные товары.

4. В зависимости от того, чьи потребности удовлетворяет тот или иной товар:

- недифференцированный товар (подходит всем),

- дифференцированный товар (характеризуется определенными свойствами, предназначенными для большой группы людей),

- концентрированный товар (товар для узкого круга людей).

8) Предельная полезность товара. Закон убывающей предельной полезности

Бюджетное ограничение

Проблема экономического выбора. - student2.ru При заданном уровне собственного дохода и при заданном уровне цен мы предпочитаем м Проблема экономического выбора. - student2.ru аксимально возможный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного набора, а, следовательно, стремимся оказаться на максимально высокой кривой безразличия.

Но наши желания ограничены нашими возможностями. Поэтому, чтобы окончательно определить какой товар купить, нужно построить линию бюджетного ограничения.

Эффект замещения.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Эффект дохода.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Эффект дохода – это изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах.

Свойства товаров.

В процессе обмена у товара появляются два свойства:

1. Свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для потребителя, т.е. обладать общественной полезностью(потребительской стоимостью).

2. Свойство обмениваться на другой товар или деньги в определенных количественных пропорциях, т.е. обладать меновой стоимостью

11) Деньги, как особый вид товара. Функции денег

Обобщив все сказанное, мы можем ответить на вопрос - что же такое деньги?

Деньги – это особый товар, выделившийся из остального мира в результате исторического процесса развития производства продуктов для обмена и служащий всеобщим эквивалентом.

Функции денегБольшинство экономистов выводят сущность денег из выполняемых ими функций и считают, что деньгами может быть все, что принимается людьми за деньги и выполняет их функции.

Единодушно экономистами принимаются три функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления. Помимо этого называют также такие функции денег, как средство платежа и мировые деньги.

1. Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товара в терминах, известных каждому участнику товарообмена, - в национальных денежных единицах.

2. В функции средства обращения деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг (Т – Д – Т): осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, он тем самым изымает деньги из обращения, накапливает их, образуя сокровища. В этом случае реализуется функция денег как средства накопления. Функция эта является следствием абсолютной ликвидности денег (владелец денег в любой момент может выполнить с их помощью любое финансовое обязательство).

Накопление денег в виде сокровищ определяется стремлением каждого товаропроизводителя иметь известный денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний рыночной конъюнктуры.

Накопление может также осуществляться в виде приобретения предметов роскоши, принимая «эстетическую форму сокровища».

Сокровища накапливают как частные лица, так и государство – в форме государственных (национальных) золотых запасов, хранящихся в центральном банке страны.

В условиях рыночной экономики сокровище как форма накопления богатства («праздно лежащие», «пребывающие в покое» деньги) имеет второстепенное значение, поскольку главное - это оборот, ускорение движения денег.

4. Товары не обязательно покупать и продавать только за наличные средства. В силу различных причин может возникнуть необходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа (у покупателя не всегда имеются наличные деньги, продавец иногда заключает сделки по продаже будущих товаров и т.д.).

При продаже товаров в кредит средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. По истечении срока действия обязательства заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательстве сумму. Исполняя роль средства погашения долгового обязательства, деньги реализуют функцию средства платежа. Эта функция может осуществляться не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств: выплате заработной платы, возврате денежных ссуд, уплате налогов.

Из функции денег как средства платежа возникает особая форма денег - кредитные деньги.

5. Функция мировые деньги выполняется деньгами в процессе обслуживания экономических связей между странами. Деньги в этом случае обращаются на мировом рынке и выступают:

международным платежным средством – при погашении долговых обязательств, возникающих между странами;

международным покупательным средством - при покупке товаров за границей за наличные;

всеобщим средством перенесения богатства из одной страны в другую – при предоставлении внешних займов, уплате контрибуций.

Как правило, в роли мировых денег выступало и выступает золото. Однако в современных условиях произошла утрата золотом своего монопольного статуса международного расчетного средства. Все шире используются в качестве мировых денег конвертируемые валюты.

Выполняя названные функции, деньги играют важнейшую роль в рыночной экономике: они опосредуют кругооборот доходов и расходов.

12) Спрос. Кривые спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

Спрос.

Спрос –потребность в каком-либо товаре. Когда мы говорим о спросе, мы подразумеваем спрос, подкрепленный доходом (платежеспособный спрос).

Спрос выражается в денежной форме и определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам.

Объем спроса - это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.

Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами

QDA = F (PA, PB,…., PZ , неценовые факторы).

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.

Функция спроса, зависящая только от цены QDA = F(PA), представляет собой кривую спроса (чем больше цена товара, тем ниже объем спроса).

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Кривая спроса показывает какое количество товара приобрели бы потребители при различных уровнях цены.

Закон спроса: чем большее количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена.

Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.

Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.

Факторы, сдвигающие кривую спроса:

- Величина доходов (если увеличится доход, мы сможем покупать больше товаров и услуг, если мы в них нуждаемся);

- Вкусы и предпочтения покупателей;

- Качество (фактор, через который производитель может воздействовать на спрос).

13) Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

Предложение.

Предложение– вся совокупность представленных на рынке в каждый данный момент времени товаров и услуг.

Предложение объединяет всех продавцов (производителей) и включает два элемента:

• готовность производителя к отчуждению данного товара или услуги;

• совокупность условий, при которых продавец готов продать этот товар или услугу.

Отчуждение – если цена на товар слишком низкая, продавец предпочитает его уничтожить.

Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени.

Функция предложения – это взаимосвязь между предложением товара и определяющими его факторами (цены нашего товара, цены на другие товары и неценовых факторов).

QSA = F (PA, PB,…., PZ , неценовые факторы)

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

Функция предложения, зависящая только от цены QDA = F(PA), представляет собой кривую предложения (чем больше цена товара, тем выше объем предложения)

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Кривая предложения показывает какое количество товара производители продали бы при различных уровнях цены (т.е. это зависимость между предложением и ценой на товар при постоянных других факторах).

Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.

Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.

Функция предложения меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.

14-18) Понятие Эластичности. Эластичность спроса по цене. Виды ценовой эластичности спроса.

Спрос на разные товары по-разному чувствителен к изменению влияющих факторов.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.

Рассчитать эту эластичность можно с помощью коэффициента ценовой эластичности.

Коэффициент ценовой эластичности спросапоказывает, на сколько процентовувеличится (уменьшится) спрос приуменьшении (увеличении)цены на данный товарна один процент:

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Абсолютная нечувствительность объема спроса к изменению цены

Малейшее снижение цены приводит к увеличению величины спроса до бесконечности________________

Рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение спроса

Рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % вызывает значительное изменение спроса

Рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение спроса.

Перекрестная эластичность

Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на определенны товар к изменению цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичностипоказывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%:

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Для анализа влияния цен, нужно сначала определить, какие это товары. С точки зрения зависимости товаров друг от друга есть 3 группы:

- дополняющие товары (один не нужен без другого);

- заменяющие товары (если растет цена на товар, потребитель отказывается от него по закону спроса и переключается на другой товар);

- нейтральные товары (спрос на них не зависит от цены на другие товары).

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Фиксация цен

Государство может устанавливать как минимально допустимые цены, так и максимально допустимые.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

При рынке потребителя государство должно решить, что делать с избытком товара (цена выше равновесной). Государство приобретает товар и направляет его на какие-то свои цели.

При рынке производителя на рынке возникает дефицит. Возникает конкуренция между потребителями. Так как они не могут заплатить больше, к ценовым затратам добавляются неценовые (очереди, купоны, бартер). Конечная цена складывается выше установленной государством.

Появляется черный рынок и цена товара становится выше равновесной из-за риска, на который идут продавцы.

Как бы государство ни фиксировало цены (выше или ниже равновесной цены), объем реализуемой продукции (объем продаж) всегда становится меньше того объема реализации, который мог быть достигнут при равновесии.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Налоговое регулирование

Государство может установить налоги для регулирования цен:

- прямые налоги;

- косвенные налоги (включены в стоимость товара; платятся потребителем, а государству перечисляются предприятием).

Проблема экономического выбора. - student2.ru

С введением косвенного налога объем продаж уменьшится, а равновесная цена возрастет. Это невыгодно как производителю, так и потребителю.

Выручка производителя снижается, так как большую ее часть он отдает государству.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Нижний прямоугольник – бремя косвенного налога на производителя, нижний – на потребителя.

20) Рынок и рыночные отношения. Субъекты рынка. Классификация рынков

Рынок – это способ взаимоотношения потребителя с производителем.

Гос-во влияет на рынок вводя на него свои товары и услуги, которые составляют конкуренцию другим товарам и услугам Проблема экономического выбора. - student2.ru цены снижаются.

Если гос-во решит помочь какому-то предприятию – ему оказывается дотация и объемы производства на этом предприятии увеличиваются.

Дотация – это ассигнования из государственного бюджета, направляемые для покрытия предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Получая налоги и выдавая субсидии и дотации гос-во перераспределяет доход общества.

Рынок существовал не всегда. Причины возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда и специализация. Люди начали специализироваться на определенных товарах и услугах и излишек обменивать на другие товары.

2. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Каждый из субъектов рынка самостоятелен в своих решениях.

3. Приемлемая величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки – издержки, которые сопутствуют производству (получение лицензии, оплата пошлин, поиск информации, ведение переговоров).

4. Свободный обмен ресурсами. Субъекты рынка сами договариваются между собой.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Классификация рынков

1. По структуре хозяйства страны:

- промышленно – развив. страны;

- пром. развитые страны (поставка качественных товаров).

2. По территориальному охвату:

- внутренний рынок

- национальный рынок (в пределах государства)

- мировой рынок

3. По товарно-отраслевой детализации

- машинного оборудования

- минерального сырья и топлива

- сель/хоз продукции

4. По уровню доходов и характеру их распределения в стране (рынки анализируются по среднему доходу каждого гражданина):

- страны с примущественно низким доходом

- -||- и средним

- с преимущественно средним

5. По сфере общественного производства

- рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

- рынок товаров духовного производства (достижений науки, произведений искусства, книг).

6. По характеру конечного использования товара:

- товары производственного назначения

- потребительские товары

7. По срокам использования товаров:

- товары длительного использования

- товары краткосрочного использования

- одноразовые.

21) Модели рынка, их характеристика

Выходя на рынок, фирма должна знать, что это за рынок.

Модели рынка:

- Совершенная конкуренция

- Чистая монополия

- Монополистическая конкуренция

- Олигополия

Рынок характеризуется по нескольким параметрам:

- Число фирм

- Тип продукта

Стандартизированный товар – это товар, предлагаемый различными предприятиями, но воспринимаемый покупателями как однородный во всех случаях или дифференцированный товар

Дифференцированный товар – товар, предлагаемый различными предприятиями и воспринимаемый покупателями как различный у каждого продавца

- Степень контроля над ценой

- Условия вступления в отрасль

- Наличие неценовой конкуренции

- Где чаще встречается

Входные барьеры:

- Правительство наделяет фирму исключительными правами

- Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы

- Авторские права и патенты

- Эффект масштаба

- Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами

  Рынок совершенной конкуренции Рынок чистой монополии Рынок олигополии Рынок монополистической конкуренции
Число фирм Большое число фирм > 100 Единственная фирма Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции (2-20) Множество производителей (но значительно меньше, чем в условиях чистой конкуренции)
Тип продукта Стандартизированная продукция Уникальная продукция Отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий (товары промышленного спроса) Много действительных или воображаемых различий в продукции (по качеству, условиям продажи, по размещению продукта и степени его доступности, по упаковке, рекламе, торговым маркам)
Наличие неценовой конкуренции Ни один из участников не способен повлиять на положение рынка. Неценовая конкуренция отсутствует, ценовая – возможна, но бессмысленна нет При ценовом соглашении ведется неценовая реклама. Наличие неценовой конкуренции
Степень контроля над ценой нет По своему усмотрению устанавливает цены на свою продукцию Частичный контроль над ценами. Возможно соглашение между фирмами о фиксации цен, разделении или распределении рынка. При изменении цены одной фирмой в поведении других фирм возможны либо следование, либо игнорирование Очень слабый контроль над ценами. Так как фирм очень много невозможен договор между ними по поводу ограничения объема и регулирования цен
Условия вступления в отрасль Свободный вход и выход Существуют факторы, блокирующие вход в отрасль Вступление в отрасль ограничено. Легкий вход и выход из отрасли (однако, финансовые траты больше, чем при чистой конкуренции, т.к. необходимы вложения в отработку собственной разновидности продукта и в рекламу)
Где чаще встречается Характерно для с/х, фондовой биржи, рынка иностранных валют.   Характерно для металлургии, машиностроения, электротехники, электронной промышленности. Наблюдается в легкой промышленности, розничной торговле

22) Производственная функция. Общие свойства производственных функций

Производственный фактор- это те затраты в натуральном выражении, которые необходимы для того, чтобы произвести определенное количество продукции

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом выпускаемого продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Но при этом у всех производственных функций есть два общих свойства:

1. Увеличение объема производства за счет роста только затрат по одному ресурсу (фактору производства) имеет предел.

2. Факторы производства, как правило, взаимодополняют друг друга. При этом без сокращения объема производства возможна (в определенной степени) и взаимозаменяемость факторов.

23) Валовой, средний и предельный продукт переменного фактора. Кривые валового, среднего и предельного продукта

Совокупный продукт (total product) переменного фактора – это количество продукции, производимой при определенном количестве изменяющегося фактора и прочих неизменных факторах производства.

Средний продукт (average product) переменного фактора производства ‑ это удельная производительность на единицу переменного фактора.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Предельный продукт (marginal product) ‑ это прирост совокупного продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы переменного фактора производства.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Проблема экономического выбора. - student2.ru I стадия (MP > AP > 0; график предельного продукта возрастает MP ↑). Данная стадия характеризуется возрастающей предельной производительностью фактора производства. В этой зоне выгодно наращивать производство.

II стадия (MP > 0; график предельного продукта убывает MP ↓). На этой стадии снижается темп прироста производства (вступает в силу закон убывающей предельной произво- дительности: начиная с определенного момента, каждая последующая затрата переменного фактора производства дает все меньший и меньший прирост объема выпуска продукции).

III стадия (МР < 0; график предельного продукта убывает МР ↓; график среднего продукта уменьшается АР ↓). Точка С показывает предел применяемой технологии.

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта (isoquant) отражает различные комбинации затрат двух факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска определенного объема продукта.

Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены ресурсов. Она выражается в количестве единиц данного ресурса, которое может быть замещено единицей другого ресурса при сохранении объема производства.

Абсолютное значение углового коэффициента изокванты характеризует предельную норму технологического замещения (marginal rate of technical substitution) ‑ MRTS. Последняя выражается в количестве единиц данного ресурса, которое может быть замещено единицей другого ресурса при сохранении объема производства:

Проблема экономического выбора. - student2.ru Проблема экономического выбора. - student2.ru

Изокоста (isocost line)– это прямая равных издержек .

Если Р1 – цена фактора производства F1, а Р2 – цена F2, то, располагая определенным бюджетом С, наш производитель может купить Х единиц фактора F1 и Y единиц фактора F2:

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.

Учитывая , что в точке Т изокванта и изокоста имеют одинаковый наклон и что наклон изокванты измеряется предельной нормой технического замещения, можно записать равновесие как:

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) TR и совокупными издержками TC:

Проблема экономического выбора. - student2.ru

Проблема экономического выбора. - student2.ru Нормальная прибыль – это минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение на данной фирме.

24) Предприятие в условиях чистой конкуренции. Условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции

  Рынок совершенной конкуренции
Число фирм Большое число фирм > 100
Тип продукта Стандартизированная продукция
Наличие неценовой конкуренции Неценовая конкуренция отсутствует, ценовая – возможна, но бессмысленна
Степень контроля над ценой нет
Условия вступления в отрасль Свободный вход и выход

Ни один из участников не способен повлиять на положение рынка. Каждый продавец, имея очень маленькую долю рынка не в состоянии повлиять своими действиями на рыночную цену или объем продаж. В силу этого, конкурирующая фирма не может самостоятельно устанавливать цену. Ей остается лишь следовать за сложившейся на рынке ценой. Пытаться установить цену выше или ниже рыночной для бизнеса бессмысленно. Если он для увеличения дохода попытается увеличить цену, то покупатель уйдет от него и приобретет такой же товар у соседнего продавца. Если фирма для расширения объема продаж попытается снизить цену, то объем продаж может быть и возрастет, но убыток в виде неполученной прибыли такой фирме гарантирован.

Условия возникновения:

1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

2. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

- Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

- Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

- Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

- Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

- Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска.

4. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

Виды монополии

В экономической теории выделяют два вида монополии: естественную и искусственную (организационную, технологическую и экономическую).

Естественная монополия - единственная фирма, обслуживающая весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности, обусловленных экономией на масштабах производства. Во многих случаях высокая степень концентрации производства обусловлена технологически. Например, система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения.

Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью/уникальностью определённых факторов и условий производства, в частности, природных ресурсов.

Плюсы естественных монополий:

- возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,

- возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,

- возможность использования достижений научно-технического прогресса,

Кривая спроса

Проблема экономического выбора. - student2.ru

В реа

Наши рекомендации