Раздел Б. Поведение предложения в конкурентных отраслях промышленности
Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие (вопрос №24)
Рисунок 7.2 Воздействие возрастающего спроса на структуру предложения
В мгновенном периоде рост спроса полностью реализуется в росте цены товара, поскольку предложение является абсолютно неэластичным. То есть производители не успевают увеличить выпуск в ответ на возросший спрос.
В краткосрочном периоде появляется возможность увеличить объемы применения переменного ресурса, следовательно, объем производства в небольшой степени возрастет, а цена повысится в меньшей степени, чем в мгновенном периоде.
В длительном периоде у производителей появляются возможности увеличить масштабы производства, следовательно, возросший спрос в долгосрочной перспективе реализуется в основном в росте выпуска, а цена относительно первоначального уровня возрастет незначительно.
Из рисунков видно, что расстояние между Р1и Р2 уменьшается в зависимости от долгосрочности периода, это и есть менее значительное повышение цены.
Теперь мысленно вернемся к рисунку 7.1, которого нет, и посмотрим, каким образом долгосрочное предложение отличается от краткосрочного.
Долгосрочное предложение в отрасли (вопрос №25)
У любой фирмы есть постоянные издержки, то есть выплаты постоянным сотрудникам, оплата содержания помещений и т.д. Переменные издержки – это плата, зависящая от объемов выпуска, например, за электричество. Но это только в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде все издержки переменные. Это значит, что фирма, которая терпит убытки, имеет время для того, чтобы дождаться окончания срока договоров об аренде своих производственных помещений, договоров, заключенных с наемными менеджерами и т.д. Кроме того, в долгосрочной перспективе вхождение других фирм в данную отрасль является совершенно свободным. Долгосрочная цена не может снизиться ниже уровня безубыточности, так как в противном случае фирма прекратит производство. То есть долгосрочная цена должна покрывать не только бухгалтерские, но и альтернативные издержки.
На рисунке 7.1 цена устанавливается на уровне точки Е. Если она опустится ниже, то фирма прекратит производство, а если поднимется выше, то возникшая чистая экономическая прибыль приведет в отрасль дополнительных конкурентов и усилившаяся конкуренция опустит цену назад на уровень точки Е, то есть до уровня безубыточности. То есть точка Е – точка равновесная, ниже ее цена быть не может.
Таким образом, в долгосрочном периоде фирмы покрывают свои экономические издержки, то есть бухгалтерские плюс альтернативные, но их чистая экономическая прибыль равна нулю. Отсюда следует вывод – в условиях долгосрочного предложения цена равна предельным издержкам, средним издержкам и цене безубыточности.
P = MC = AC = p*
В точке Е пересекаются все параболы на высоте точки p*, что и значит что в длительном периоде все точки совпадают. Совпадают также и точка прекращения производства и точка безубыточности. Постоянных издержек здесь уже нет, и фирма вынуждена держать цену в долгосрочной перспективе исключительно на уровне p*.
Снижающиеся издержки и нарушение механизма совершенной конкуренции (вопрос №25)
Ранее рассматривались случаи сокращающейся доходности и постоянных издержек. Рассмотрим теперь случай, когда на конкурентном рынке предельные и средние издержки убывают с ростом объема производства. Это может происходить за счет экономии на масштабах производства. В этом случае фирма может снижать свои издержки, увеличивая объем выпуска. Та фирма, которая начнет рост производства раньше других, получит преимущества перед конкурентами, и это преимущество будет тем больше, чем в большей степени она увеличит производство. Если другие фирмы, не выдержав конкуренции, начнут сокращать производство, то это только ухудшит их положение, так как они будут двигаться назад вдоль кривой предельных издержек.
Таким образом, при непрерывно сокращающихся издержках одна или несколько фирм будут увеличивать объем выпуска до тех пор, пока в их руках не сосредоточится весь рынок данной продукции. Следовательно, снижающиеся издержки неизбежно ведут к тому, что отрасль становится совершенно неконкурентной. (Не путать с неконкурентоспособной) Возникает монополия или олигополия.
Например, если нужно было потратиться на разработку, а потом производить товар в большом объеме, то это будет дешевле, чем потратить те же деньги на инновации, а потом выпустить небольшую партию товара.