Раздел Б. Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса по цене (вопрос №13)
Эластичность спроса по цене – это реакция потребителей, выражающаяся в изменении количества товаров, на которые предъявляется спрос в ответ на изменение цены этих товаров при прочих равных условиях.
Расчет эластичности спроса по цене:
Когда эластичность спроса меньше единицы, спрос неэластичен. Когда Е равно единице, это называется спрос с единичной эластичностью. То есть, на сколько товар подешевел, на столько же увеличился и спрос.
Абсолютно эластичный спрос означает, что небольшой рост цены приведет к снижению покупаемого количества до нуля, а небольшое снижение цены приведет к скупке всего товарного ассортимента. Это может быть, если данный товар имеет много заменителей, в случае его подорожания люди переключаются на другие товары.
Рисунок 4.6 Абсолютно эластичный спрос
Абсолютно неэластичный спрос: потребители нуждаются в определенном количестве данного товара, это для них жизненно необходимо, они не купят больше этого количества, но не могут купить и меньше, поэтому согласны отдать за этот товар любые деньги. Так может быть в случае с лекарствами: если аптеки договорятся между собой и одновременно повысят цену, кривая предложения резко повысится, но спрос никуда не денется. Классический пример неэластичного спроса – цена на наркотики.
Рисунок 4.7 Абсолютно неэластичный спрос
Различают дуговую и точечную эластичность.
Когда в расчете коэффициента эластичности используется среднее для интервала значение, такая эластичность называется дуговой. Она определяется как средняя эластичность определенного участка кривой. Точечная эластичность – это эластичность, измеренная для определенной точки. Дело в том, что если мы возьмем классическую кривую спроса, то на разных ее участках среднее значение будет разным, соответственно мы измеряем среднее значение для конкретных участков кривой спроса.
Наклон кривой спроса и эластичность.
Наклон кривой спроса и ее эластичность – это два схожих, но не идентичных понятия. Утверждение, что крутой наклон кривой спроса означает неэластичный спрос, а плавный наклон – эластичный, верно лишь для полярных случаев, описанных выше. Наклон кривой определяется абсолютными изменениями цены и количества, а эластичность – процентными изменениями, что видно из формулы эластичности.
Эластичность прямой линии.
Рисунок 4.8 Эластичность прямой линии
Эластичность прямой линии в данной точке определяется как отношение длины части этой линии, расположенной ниже данной точки, к длине части линии, находящейся над данной точкой.
Для определения эластичности спроса в точке на кривой спроса следует провести касательную к кривой в данной точке. А уже по касательной рассчитывается эластичность по правилу, указанному выше.
Детерминанты эластичности спроса:
Необходимость товара: для предметов первой необходимости спрос имеет тенденцию быть неэластичным. То есть чем важнее для нас товар, тем сложнее от него отказаться при любой цене.
Наличие товаров заменителей: если они есть и близки по своим свойствам к данному товару, то спрос более эластичен.
Продолжительность времени: в долгосрочном периоде спрос более эластичен, чем в краткосрочном.
Значимость товара в бюджете потребителя: спрос на товары, приобретение которых требует затраты значительной части бюджета более эластичен, чем на недорогие товары. Например, повышение цен на соль вызовет значительно меньшее потребление, чем повышение цен на автомобили.
Эластичность предложения (вопрос №14)
Эластичность предложения по цене показывает изменение предлагаемого количества товара при изменении цены данного товара на один процент.
Как рассчитать эластичность товара по цене?
Формула расчета такая же, как и у спроса:
В каких случаях бывает абсолютное предложение?
Абсолютно эластичное предложение имеет место, если ряд товаров производится на одном и том же оборудовании и при росте цены на один из товаров производителям ничего не стоит полностью переключиться на его производство, отказавшись от выпуска остальных. То есть товары производятся на станках, универсальных для производства любых товаров. В таких условиях, даже если совсем чуть-чуть подорожал один товар, можно все производство переключить на его производство, отказавшись ото всех остальных. В таком случае не нужно покупать новое оборудование и проводить переподготовку рабочих.
Рисунок 4.9 Абсолютно эластичное предложение
Абсолютно неэластичное предложение возникает, когда определенное количество товара необходимо продать в короткие сроки. В такой ситуации продавец отдаст свой товар даже по минимальной цене. К таким товарам относятся, например, скоропортящиеся продукты питания: для их продажи предприниматель готов снизить цену до минимума. В таких случаях может произойти уникальное явление – предложение упадет ниже нуля – предприниматель, не сумев продать товар вынужден еще и будет заплатить за утилизацию.
Рисунок 4.10 Абсолютно неэластичное предложение
Детерминанты эластичности предложения:
Степень, в которой может быть увеличено производство товара. Если производитель может легко найти фактор производства для увеличения выпуска, то предложение окажется эластичным, то есть существенный рост производства произойдет даже при небольшом росте цен. Допустим у предпринимателя простаивают какие-то мощности, а он их внезапно задействует и таким образом увеличивает объем производства.
Период времени, которыми располагают производителями. В короткие периоды фирмы могут оказаться неспособными увеличить выпуск, следовательно, долгосрочное предложение более эластичное, чем краткосрочное.
Тема 5. Спрос и потребительское поведение