Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономически наук
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономически наук
Предметом курса «Национальная экономика Беларуси» является народное хозяйство Республики Беларусь, определяемое как набор ключевых его свойств, представленный в современной методологии, и рассматриваемое в его составных частях.
Целью курса является научное изучение реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов, закономерностей, направлений, способов, механизмов функционирования и развития социально-экономической системы Республики Беларусь [1, с. 25].
В основе рассматриваемой категории «национальная экономика» лежит понятие «экономика», которое является довольно полисемантическим. Экономика означает:
1) исторически определенную совокупность общественно-производственных отношений (экономика капитализма, экономика социализма, экономика постиндустриального общества, рыночная экономика и т. д.);
2) народное хозяйство нескольких или отдельных стран, а также его составные части (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т. д.);
3) отрасль науки, изучающую экономические отношения.
Термин «национальная экономика» вошел в научный оборот как синоним понятия «экономика суверенной страны».
Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики.
Национальная экономика как наука имеет своим объектом национальную хозяйственную систему.
Предметом исследований выступают социально-экономические процессы воспроизводства и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов.
Целью науки «национальная экономика» является выявление закономерностей функционирования национальной хозяйственной системы, включая формулирование ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий.
Национальная экономика Беларуси базируется на постулатах и законах экономической теории, макроэкономики, мировой экономики
Типы национальных экономик.
Экономическая модель каждой страны — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается с Вместе с тем во многих государствах сложились сходные методы хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы.
Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность принципов, институтов, форм и механизмов функционирования с тем, чтобы с максимальной пользой применить их для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку.
Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели1:
• германскую (широко известную модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства);
• британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование);
• французскую (известную своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом);
• итальянскую (ее характерная особенность — кооперативам);
• шведскую (известную как «государство благосостояния»)
Европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции) часто интегрируют в рейнскую модель, которая характеризуется прежде всего стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Страновое разнообразие моделей экономики указанных выше и других стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС).
Доминантное положение в мире занимает американская (точнее, англо-американская) модель, которая характеризуется интенсивным перераспределением акционерной собственности. Предприятие рассматривается как товар, оно может продаваться по частям, возможен и его «захват» через фондовую биржу.
Особое место принадлежит японской экономической модели, поскольку она обладает рядом специфических особенностей. Одной из них является социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указанными можно выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, формирующуюся в условиях эволюции экономики «чистого социализма» Разнообразие экономических моделей характерно и для развивающихся стран. Эти модели можно условно объединить в две группы на основе деления стратегий развития на экспортоориентированные и импортозамещающие. Примером модели, относящейся к первой группе, является южнокорейская. Страны Латинской Америки до середины 80-х гг. XX в. развивались по пути импортозамещения.
В приведенном выше массиве моделей развитых стран выделяют (по критерию «социальности») либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы моделей. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:
1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;
2) социальной политикой — в первом типе она рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; во втором — на все население; в третьем — проводится, по сути, эгалитарная (уравнительная) политика;
3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;
4) границами государственного участия в экономике — они также расширяются в указанном выше направлении.
Инновационный потенциал РБ.
Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):
• уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);
• состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;
• наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;
• уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;
• наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;
• степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);
• системой подготовки кадров-инноваторов;
• финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяется в процессе инновационной деятельности, которая в свою очередь оценивается в мировой практике (по рекомендации ОЭСР) по следующим параметрам:
• долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;
• развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);
• внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);
• участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;
• участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).
Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.
Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационностъ означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства и эксплуатации в сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации.
Ключевым фактором в обеспечении инновационности, восприимчивости предприятий к нововведениям является технологическая сфера, определяющая абсорбционную способность производства осваивать инновации.
В государственном реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 — на промышленные образцы, 75 — на сорта растений. Анализ изобретательской активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36 %), физических лиц (30 %), вузов (20 %), предпринимательских структур (10 %), Изобретатели республики создают новые решения мирового уровня по 30 с лишним направлениям науки и техники. Под технологическими инновациями подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, методов их производства (передачи), а также значительных технологических усовершенствований. Соответственно различают два типа инноваций: продуктовые и процессные.
В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях промышленности, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энерго-и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.
Обновление и сертификация продукциив промышленности показывают положительную тенденцию к росту. Основной макропоказатель технологического уровня и конкурентоспособности национальной экономики — доля высокотехнологичной, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3 %
Приведенные данные свидетельствуют о том, что дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового потенциала.
В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и получил развитие новый вид организационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, преимущественно в виде малых инновационных предприятий. Они более гибки, инициативны, лучше приспособляемы к быстро меняющейся внешней среде, поэтому обеспечивают более эффективный трансфер технологий.
В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства включающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных центров.
Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не используется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются в основном Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновационный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).
Существование только двух основных источников финансирования неблагоприятно сказывается на развитии малого инновационного предпринимательства.
Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна из них не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.
Достигнутый научный потенциал позволяет Беларуси принимать участие в международном инновационно-технологическом взаимодействии в целях повышения уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий и их выхода на мировой рынок инноваций, наукоемких товаров и услуг.
Подводя итог анализу инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены.
Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая оперативно находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и применения знаний, коммерциализации нововведений.
Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития.
Экологический потенциал РБ.
Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал, который характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий. Однако в качестве экологического ограничения в развитии хозяйства он должен учитываться наравне с природно-ресурсным потенциалом при разработке народнохозяйственных программ и прогнозов. В свою очередь экологическое ограничение связано с фактически происходящим или предполагаемым неблагоприятным воздействием хозяйственных мероприятий на жизненную среду или технологические процессы в смежных отраслях экономики.
Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость. Целесообразно использование двух ее показателей.
Первый показатель — отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему соответствующей продукции, или ВВП в целом. На макроуровне показателем экологической емкости (1ЭК) валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) (N) в общем объеме ВВП:
Второй — удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерение макроэкономических показателей производится в натурально-стоимостной форме и рассчитывается как отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов (Z) на единицу ВВП; коэффициент удельных загрязнений (lz) рассчитывается по формуле
В системе международных сравнений показателем, характеризующим экологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ.
Вместе с тем при оценке экологического потенциала Беларуси необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.
Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.
Национальная политика Республики Беларусь в области управления качеством атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
• установления предельных выбросов для каждого предприятия, города, района и области;
• установления норм выбросов для отдельных стационарных и передвижных источников с учетом технического прогресса;
• энергосбережения;
• перевода стационарных и передвижных источников на менее опасные в экологическом отношении виды топлива;
• учета критических нагрузок при планировании воздействий и воздухоохранной деятельности;
• соответствия принимаемых решений и осуществляемых действий международным соглашениям и конвенциям.
Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод.
Самым мощным источником загрязнения водных объектов в стране являются бытовые стоки, на которые приходится две третьих годового объема сточных вод, доля стоков производства составляет четвертую часть.
В результате проведения ряда водоохранных мероприятий и снижения потребности в воде на производстве годовой объем сброса сточных вод в Беларуси на пороге XXI в. значительно уменьшился
Согласно данным мониторинга поверхностных вод, в последние годы большинство рек Беларуси относятся к категории умеренно загрязненных
Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. К сожалению, использование земель зачастую сопровождается негативными последствиями, влекущими за собой разрушение, деградацию или загрязнение верхнего слоя почвенного покрова. На территории Беларуси деградация земель происходит вследствие водной и ветровой эрозии, горнопромышленной деятельности (добыча и переработка полезных ископаемых), мелиоративных работ, строительства (дорожного, промышленного, сооружения трубопроводов и т.п.).
Актуальной для Беларуси является проблема сохранения ландшафтного и биологического разнообразия. Исходные ландшафты страны в значительной степени преобразованы, к трансформированным относят около 45 % их общей площади. Наибольшие изменения природных ландшафтов произошли на урбанизированных территориях, в местах добычи полезных ископаемых, при проведении строительных работ, в результате мелиорации. Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей. Фактором, обусловливающим стабилизацию экологического потенциала страны, является сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, которое включает не только совокупность форм жизни, но и сочетание биотических сообществ в наземных, почвенных, водных и других средах обитания. В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным территориям. Это участки земли и части водного пространства, в том числе природные комплексы, имеющие особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.
Рисунок 2 – Национально-государственные интересы в кратко и долгосрочной перспективе
Обеспечение социально-экономической безопасности предполагает противодействие угрозам и учет рисков.
Угрозы – это вероятные опасности нанесения ущерба национально-государственным интересам [5, с. 436].
Риски – это потенциальные опасности, которые могут быть вызваны теми или иными действиями (или бездействием).
Изложенные выше компоненты социально-экономических национально-государственных интересов, которые находятся под действием определенных угроз, диктуют необходимость обеспечения безопасности страны в сфере обеспечения ТЭР (топливно-энергетическими ресурсами) и другими видами материальных ресурсов, в сфере поддержания конкурентоспособности экономики в целом, в сфере организации рынка труда, поддержания жизненного стандарта, обеспечения стабильности денежной единицы и экологии.
Рассмотрим основные виды угроз национально-государственным интересам и меры по ослаблению их влияния.
Энергетическая безопасность является важнейшей слагаемой общей социально-экономической безопасности Беларуси, что обусловлено объективными условиями (практическое отсутствие доступных ископаемыми энергоносителей), а также и рядом субъективных факторов (преобладание расточительных схем прямого и косвенного энергопотребления на производстве и в быту, высокий уровень физического износа энергогенерирующего оборудования и т. д.) (табл. 3).
Таблица 3 – Угрозы энергетической безопасности Республики Беларусь
Интересы государства | Функции государственных органов |
Устойчивое обеспечение народного хозяйства ТЭР | Политические шаги по укреплению взаимовыгодного сотрудничества с РФ и другими странами экспортерами ТЭР |
Меры по экономии энергии путем: - оснащение всех потребителей приборами учета потребления ресурсов; - введение строгого нормирования потребления электрической и тепловой энергии, газа, воды; - оптимизация структуры производства; - мобилизация дешевых источников энергии и местных ТЭР | |
Расширение НИОКР по изысканию и внедрению альтернативных источников энергии | |
Оптимизация структуры производства с целью минимизации потребления ТЭР |
Источник: [6]
В обозримом будущем существенной альтернативы традиционным источникам энергии не предвидится, а потребность в энергии будет нарастать. Решение проблемы энергетической безопасности Беларуси лежит в плоскости крупных экономических и политических изменений.
Нужно отметить, что если для энергетической безопасности решающими являются внешние угрозы, то для демографической безопасности – внутренние (и косвенно внешние, хотя они могут быть не менее влиятельными, чем внутренние) (табл. 4).
Таблица 4 – Угрозы демографической безопасности
Интересы государства | Функции государственных органов |
Устойчивый прирост населения, полноценная семья, благоприятная половозрастная структура населения | Культивирование здорового образа жизни |
Повышение общественного статуса семьи | |
Борьба с вредными привычками на государственном уровне | |
Дозированная иммиграция |
Источник: [6]
Существуют и некоторые пороговые значения социальной безопасности, среди которых Республика Беларусь имеет относительно благополучные значения только по уровню дифференциации доходов и преступности, но в целом угроза депопуляции остается и по прогнозам до 2020 г. (табл. 5).
Таблица 5 – Интересы государства в контексте решения проблем социальной безопасности
Национальные социально-экономические интересы включают внутригосударственные и внешние. | Функции государственных органов |
Внутригосударственные социально-экономические интересы направлены на обеспечение стабильности, устойчивости и эффективности социально-экономического развития, поддержание соответствующего уровня производственного и научно-технического потенциала, роста национального богатства и повышение благосостояния населения. Внешние социально-экономические интересы, в условиях значительной зависимости экономики страны от внешних поставок, имеют первостепенное значение и направлены главным образом на то, чтобы максимизировать выгоду от международного разделения труда, повысить эффективность и международную конкурентоспособность национальной экономики | Недопущение снижения численности населения и ухудшения воспроизводства населения |
Прогнозирование простого замещения поколений | |
Недопущение (материальное и стимулирование и соц.пакеты) интенсивной депопуляции и вымирания населения | |
Борьба с физической деградацией населения и криминализацией общества (программы, указы, законодательство), с разрушениями производственной и социально-экономической сфер. | |
· повысить эффективность работы государственных органов и общественных организаций по выявлению и преодолению основных экономических, социальных, культурных и других причин и условий, порождающих антиобщественные явления;· обеспечить уменьшение материального и другого социального неравенства и социальной несправедливости, сокращение бедности и нищеты, безработицы и бездомности, бродяжничества и беспризорности, особенно среди детей, молодежи, женщин и малоимущих групп населения;· разработать и принять комплекс законов, регламентирующих концептуальные основы, структурно-организационные компоненты и основные формы функционирования целостной системы социального контроля антиобщественных явлений;· создать в структуре местных | |
Окончание таблицы 5 | |
органов государственного управления специальные криминологические формирования – отделы предупреждения антиобщественных явлений, а также специальные виктимологические службы для реабилитационной работы с жертвами антиобщественного поведения. При этом важно обеспечить не только полную компенсацию ущерба, причиненного личности антиобщественным поведением, но и восстановление окружающей среды в случаях совершения экологических правонарушений;· усовершенствовать статистическую отчетность, особенно в части регистрации антиобщественного поведения и виктимизации граждан, расширения перечня показателей, касающихся потерпевших, учета международных стандартов; · расширить нравственно-правовое, криминологическое и виктимологическое просвещение и воспитание населения, особенно молодежи и лиц из групп социального риска. Широко использовать в этих целях учреждения образования, культуры, здравоохранения, средства массовой информации, общественные организации и движения, нравственно-воспитательный потенциал семьи, религии и т.п. Осуществлять материально-техническую, финансовую, научно-образовательную и информационную поддержку со стороны государства деятельности общественных организаций и формирований, занимающихся профилактикой антиобщественных явлений, защитой прав и оказанием реабилитационной помощи жертвам антиобщественного поведения. Развивать систему криминологического, виктимологического, психолого-педагогического, социально-культурного и другого специального обучения сотрудников правоохранительных органов, учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, общественных организаций, которые профессионально взаимодействуют с правонарушителями, с жертвами антиобщественного поведения и лицами из групп социального риска. |
Источник: [7], [8].
Внешнеэкономическая безопасность также тесно связана и с энергетической безопасностью. В свете современных угроз, важное значение приобретает диверсификация экспорта по примеру некоторых стран Юго-Восточной Азии, а также соблюдение предельно-критических показателей экспорта (табл. 6).
Таблица 6 – Сокращение внешнеэкономических угроз для устойчивого развития Республики Беларусь
Интересы государства | Функции государственных органов |
Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта. Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь – эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений. | Для успешного функционирования СЭЗ в области законодательного и правового регулирования в ближайшей перспективе необходимо: -определить правовой статус администраций свободных экономических зон, упрощенный порядок включения продукции (работ, услуг) резидентов СЭЗ в государственную и региональные программы импортозамещения, а также порядок изменения и согласования нормативно-законодательных актов, действующих в СЭЗ, с общегосударственными; - разработать упрощенный порядок отчуждения производственных зданий, мощностей и объектов незавершенного строительства субъектов предпринимательской деятельности и коммунальной собственности, находящейся в границах СЭЗ, и механизм долевого участия в развитие инфраструктуры территории СЭЗ средств местного бюджета, резидентов зоны, а также средств предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ. |
Для расширения участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве целесообразно создать специальные инновационные центры (технопарки, технополисы, сервисные зоны), которые будут способствовать привлечению внешних ресурсов, их эффективной интеграции с национальными предприятиями. Для этого необходимо разработать нормативно-законодательную базу, регламентирующую процесс их создания и функционирования. | |
Для обеспечения результативности приграничной свободной торговли следует разработать нормативно-правовое законодательство, регламентирующего процесс их организационных и инфраструктурных преобразований. |
Источник: [8].
Социально-экономическая безопасность зависит и от экологической безопасности, которая находится под серьезными угрозами вследствие катастрофы на ЧАЭС и влияния других факторов (табл. 7).
Таблица 7 – Угрозы экологической безопасности Республики Беларусь
Интересы государства | Функции государственных органов |
Проводимая в настоящее время экологическая политика предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния на основе последовательного осуществления структурной перестройки экономики, совершенствования технологического уровня производства, включающего ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий и производств, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, а также сохранение биоразнообразия, расширение сети особо охраняемых территорий. | нормативно-правовое регулирование функций по владению, использованию и распоряжению природными ресурсами; · дальнейшее совершенствование экономических инструментов природопользования; · стимулирование внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; · разработку системы экономических показателей, обеспечивающих учет природных ресурсов и оценку степени воздействия хозяйственной деятельности на их состояние; · внедрение стандартов и процедур экологической маркировки продукции; · сохранение и восстановление нарушенных экосистем, имеющих международное экологическое и рекреационное значение, большую природно-ландшафтную ценность; · реализацию комплексной программы по сбору, переработке и утилизации отходов |
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономически наук
Предметом курса «Национальная экономика Беларуси» является народное хозяйство Республики Беларусь, определяемое как набор ключевых его свойств, представленный в современной методологии, и рассматриваемое в его составных частях.
Целью курса является научное изучение реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов, закономерностей, направлений, способов, механизмов функционирования и развития социально-экономической системы Республики Беларусь [1, с. 25].
В основе рассматриваемой категории «национальная экономика» лежит понятие «экономика», которое является довольно полисемантическим. Экономика означает:
1) исторически определенную совокупность общественно-производственных отношений (экономика капитализма, экономика социализма, экономика постиндустриального общества, рыночная экономика и т. д.);
2) народное хозяйство нескольких или отдельных стран, а также его составные части (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т. д.);
3) отрасль науки, изучающую экономические отношения.
Термин «национальная экономика» вошел в научный оборот как синоним понятия «экономика суверенной страны».
Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики.
Национальная экономика как наука имеет своим объектом национальную хозяйственную систему.
Предметом исследований выступают социально-экономические процессы воспроизводства и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов.
Целью науки «национальная экономика» является выявление закономерностей функционирования национальной хозяйственной системы, включая формулирование ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий.
Национальная экономика Беларуси базируется на постулатах и законах экономической теории, макроэкономики, мировой экономики