Цели, функции и элементы маркетинга

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Салавате

Кафедра «Электрооборудование и автоматика

промышленных предприятий»

Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы

по дисциплине «Экономика и управление производством» для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств»

Уфа 2009

В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством». Материал предназначен в качестве руководства при выполнении курсовой работы для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств».

.

Составитель Лунева Н.Н., доц., канд. экон. наук    
Рецензенты: Борисовская О.П., экономист ОАО “Салаватнефтеоргсинтез”   Вильданов Р.Г., доц., канд. тех. наук

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Анализ рынка 5

1.1 Цели, функции и элементы маркетинга 5

1.2 Маркетинговые исследования 7

2 Анализ использования производственной мощности 10

3 Расчет производственной мощности и производственной программы 13

4 Расчет баланса рабочего времени и фонда заработной платы 18

4.1 Расчет баланса рабочего времени 18

4.2 Расчет фонда заработной платы рабочих 20

4.3 Расчет фонда заработной платы руководящего персонала 25

5 Расчет себестоимости продукции 26

6 Расчет основных технико-экономических показателей 29

7 Расчет эффективности инвестиционного проекта 31

7.1 Сущность и виды инвестиций 32

7.2 Оценка инвестиций. Дисконтирование 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством», рассматриваются такие понятия, как мощность предприятия, калькуляция себестоимости продукции и расчет основных технико-экономических и инвестиционных показателей.

С целью закрепления, углубления и практического применения знаний, полученных при изучении курса по дисциплине «Экономика и управление производством», студенты выполняют курсовую работу. Курсовая работа призвана помочь студентам приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой. Выполнение курсовой работы позволит студентам овладеть теоретическими и методологическими основами организации производства, что является одним из элементов подготовки квалифицированных специалистов предприятий и организаций.

АНАЛИЗ РЫНКА

В данном разделе студент должен проанализировать мощность предприятий-конкурентов по выпуску данного вида продукта, насыщенность рынка, структуру потребления, изменение цен на выпускаемый продукт. В случае выпуска принципиально нового продукта студент должен показать его востребованность на рынке.

Маркетинговые исследования должны быть представлены в форме круговых, столбцовых диаграмм и графиков.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования — элемент хозяйственного управления. Они охватывают производственно-сбытовую, снабженческую и торговую деятельность предприятия. Прежде чем выходить на рынок с товаром, предприятие должно быть уверено, что:

- предложенная им продукция найдет покупателя;

- цена, которую предложит покупатель, будет не меньше, а больше, чем затраты на изготовление продукции;

- на рынке имеются в достаточном количестве и по доступным ценам сырье, материалы и прочие компоненты, необходимые предприятию для изготовления продукции.

Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляются в ходе маркетинговых исследований, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.

Маркетинговые исследования являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.

Целями маркетинговых исследований являются снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией. В ходе исследований решаются следующие группы задач:

оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;

исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников организации;

анализ маркетинговой деятельности организации, включающей управление товарным ассортиментом, ценообразование и разработку стратегии изменения цен, организацию каналов сбыта продукции использование средств стимулирования реализации.

Анализ рынков сбыта включает в себя проработку вопросов по следующим направлениям:

- устанавливается насыщенность рынка предлагаемой продукцией — основной, побочной и сопутствующей;

- определяются современная и перспективная структура потребителей;

- анализируются факторы, оказывающие влияние на изменение спроса;

- оценивается конкуренция со стороны крупнейших производителей аналогичной продукции, выделяется свой собственный сегмент рынка;

- выбирается стратегия обеспечения конкурентоспособности. Как правило, такая стратегия может относиться к одной из перечисленных ниже категорий или их комбинации: ориентация на низкие издержки; высокое качество и, в силу этого, более высокие издержки; прогноз тарифов на электроэнергию и тепло и цен на остальные виды продукции, приводятся документы, определяющие принципы формирования цен на перспективу.

Анализ рынка и конкурентов рассмотрен на примере производства бутиловых спиртов.

Бутиловый и изобутиловый спирты относятся к числу важнейших продуктов нефтехимического синтеза. Суммарное производство данных продуктов по некоторым компаниям за период 2000-2007 годов представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Выпуск бутиловых спиртов по предприятиям России, т

Наименование предприятия Мощность 2000 г. 2005 г. 2007 г.
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь
ОАО «Азот», Невинномысск --- ---
ВСЕГО

Реальное потребление (востребованность на рынке бутиловых спиртов) за тот же период показано в таблице 2.

Таблица 2 – Потребление бутиловых спиртов по России

Наименование продукта 2000 г. 2005 г. 2007 г.
Бутиловые спирты

Цели, функции и элементы маркетинга - student2.ru

1 – лакокрасочная промышленность; 2 – ФФ смолы; 3 – медицинская промышленность; 4 – другие; 5 – производство пластификаторов; 6 – производство присадок к маслам; 7 – производство бутилацетата; 8 – производство бутилцеллюлозы.

Рисунок 1 – Структура потребления бутилового спирта.

Исходя из тенденций, складывающихся на рынке, общее потребление бутиловых спиртов в 2010 году может составить 53754 т/год.Общее увеличение потребления составит 8,6%.

В 2010 году на внутренний рынок, по прогнозам, будет поставлено следующее количество продукта, и положение на рынке производителей распределится следующим образом (таблица 3):

Таблица 3 – Прогноз выпуска бутиловых спиртов по некоторым предприятиям России

Наименование предприятия Распределение на рынке производителей бутиловых спиртов в 2010 году
Реализация, т (оценка) Доля, % (оценка)
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» 68,0
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск 16,9
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь 8,0
ОАО «Азот», Невинномысск 7,1
ВСЕГО

По-прежнему значительное влияние на предложение продукта внутри страны оказывает экспорт. Разница между производством и потреблением бутиловых спиртов внутри страны будет поставлена в дальнее зарубежье. Значительных изменений в структуре экспортных поставок не предвидится и, как в 2007 году, основными странами - экспортёрами продукта останутся Финляндия (как перевалочный пункт) и Китай.

Таблица 8 - Баланс рабочего времени

Показатели Непрерывное производство, 8-ми часовой рабочий день, 5-ти бригадный график Периодическое производство, 8-ми часовой рабочий день
Дни Часы Дни Часы
1. Календарный фонд времени
Выходные
Праздничные - -
2. Максимально-возможный фонд времени
Отпуск
Болезни - - - -
Выполнение государственных и общественных обязанностей
Отпуск по учебе
Сокращенный рабочий день накануне праздника - - -
3. Эффективный фонд времени

Сущность и виды инвестиций

Под инвестициями понимают осуществление экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем.

Инвестиции подразделяют на венчурные, реальные, портфельные, аннуитет.

Венчурные инвестиции— это рисковые вложения. Они представляют собой вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим риском (в основном в областях новых технологий). Венчурные инвестиции имеют высокую степень риска и ориентированы на быструю окупаемость вложенных средств.

Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконструк­цию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увели­чивает свой производственный капитал - основные производ­ственные фонды и необходимые для их функционирования обо­ротные средства.

Портфельные (финансовые) инвестиции — вложения, направленные на фор­мирование портфеля ценных бумаг (вложения в акции, об­лигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий). При осуществлении портфельных инвестиций инвестор уве­личивает свой финансовый капитал, получая дивиденды - доход на ценные бумаги или другие доходы.

Аннуитет — инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном это вло­жение средств в страховые и пенсионные фонды. Страховые ком­пании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, ко­торые их владельцы могут использовать на покрытие непредвиден­ных расходов в будущем.

Основу инвестиционной деятельности предприятия составляет реальное инвестирование, которое может осуществляться в следующих формах:

- новое строительство;

- реконструкция;

- модернизация;

- техническое перевооружение.

Инвестиции выполняют следующие основные функции:

- процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

- процесс обеспечения и восполнения оборотного капитала;

- перелив капитала из одной сферы в другие, более привлека­тельные, в форме реальных и портфельных инвестиций;

- перераспределение капитала между собственниками путем приобретения акций и вложения средств в активы других предп­риятий (передел собственности);

- основа для развития экономики на макро- и микроуровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Экономика фирмы / под ред. Н.П. Иващенко. – М.: ИНФРА - М, 2006.

2 Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия). – М.: Финансы и статистика, 2006.

3 Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. - Ростов н / Д, 2001.

4 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2004.

Редактор Л. А. Маркешина

Подписано в печать . Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16.

Гарнитура "Таймс". Печать трафаретная. Усл.-печ. л. . Уч. -изд. л. .

Тираж экз. Заказ .

Издательство Уфимского государственного нефтяного технического университета

Адрес издательства:

450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Салавате

Кафедра «Электрооборудование и автоматика

промышленных предприятий»

Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы

по дисциплине «Экономика и управление производством» для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств»

Уфа 2009

В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством». Материал предназначен в качестве руководства при выполнении курсовой работы для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств».

.

Составитель Лунева Н.Н., доц., канд. экон. наук    
Рецензенты: Борисовская О.П., экономист ОАО “Салаватнефтеоргсинтез”   Вильданов Р.Г., доц., канд. тех. наук

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Анализ рынка 5

1.1 Цели, функции и элементы маркетинга 5

1.2 Маркетинговые исследования 7

2 Анализ использования производственной мощности 10

3 Расчет производственной мощности и производственной программы 13

4 Расчет баланса рабочего времени и фонда заработной платы 18

4.1 Расчет баланса рабочего времени 18

4.2 Расчет фонда заработной платы рабочих 20

4.3 Расчет фонда заработной платы руководящего персонала 25

5 Расчет себестоимости продукции 26

6 Расчет основных технико-экономических показателей 29

7 Расчет эффективности инвестиционного проекта 31

7.1 Сущность и виды инвестиций 32

7.2 Оценка инвестиций. Дисконтирование 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством», рассматриваются такие понятия, как мощность предприятия, калькуляция себестоимости продукции и расчет основных технико-экономических и инвестиционных показателей.

С целью закрепления, углубления и практического применения знаний, полученных при изучении курса по дисциплине «Экономика и управление производством», студенты выполняют курсовую работу. Курсовая работа призвана помочь студентам приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой. Выполнение курсовой работы позволит студентам овладеть теоретическими и методологическими основами организации производства, что является одним из элементов подготовки квалифицированных специалистов предприятий и организаций.

АНАЛИЗ РЫНКА

В данном разделе студент должен проанализировать мощность предприятий-конкурентов по выпуску данного вида продукта, насыщенность рынка, структуру потребления, изменение цен на выпускаемый продукт. В случае выпуска принципиально нового продукта студент должен показать его востребованность на рынке.

Маркетинговые исследования должны быть представлены в форме круговых, столбцовых диаграмм и графиков.

Цели, функции и элементы маркетинга

Термин «маркетинг» происходит от английского «mаrket» (рынок) и обозначает деятельность на рынке, ведение рынка. Целью маркетинга является, с одной стороны, тщательное изучение рынка, отношений, складывающихся между организацией и потребителями ее продукции, конкурентами, поставщиками, посредниками, с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и по­вышения рентабельности продаж.

Маркетинг организации — это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей.

Современный маркетинг является философией управления, методологией рыночной деятельности, на основе которой строится производство и осуществляется сбыт продукции. Возрастание его роли в управлении организацией связано с объективными тенденциями усиления конкуренции, либерализации внешнеэкономических отношений, повышения избирательности потребителей. Причинами обращения к маркетингу являются также такие факторы, как сокращение продаж, уменьшение рыночной доли, падение прибыли организации.

Основу маркетинга как подсистемы организации составляют принципы, определяющие исходные положения ее рыночной деятельности. К ним относятся:

- постоянное изучение состояния и динамики рынка;

- приспособление к его условиям с учетом требований и возможностей конечных потребителей;

- активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.

Основными функциями маркетинга являются:

- анализ рынка, изучение его состояния и динамики; исследование поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментация рынка, выделение целевых сегментов, субсегментов и покупателей; прогнозирование конъюнктуры рынка;

- разработка предложений по выпуску новых товаров и проектированию их коммерческих характеристик; управление ассортиментом выпускаемой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товаров;

- формирование стратегии и тактики изменения цен; расчет скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг;

- построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление оптовыми и розничными продажами; планирование товарооборота;

- реклама, персональные продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью.

Каждая из этих функций важна сама по себе, однако только в тесной взаимосвязи они позволяют реализовать конкретные задачи производственно-сбытовой деятельности, т. е. определить, что производить, кому и как продавать, обеспечив при этом заданный уровень рентабельности. Перечисленные функции объединяются в элементы маркетинга: товар, цену, каналы распределения продукции и средства стимулирования реализации, представляющие собой инструментарий, с помощью которого организация формирует спрос и удовлетворяет его.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования — элемент хозяйственного управления. Они охватывают производственно-сбытовую, снабженческую и торговую деятельность предприятия. Прежде чем выходить на рынок с товаром, предприятие должно быть уверено, что:

- предложенная им продукция найдет покупателя;

- цена, которую предложит покупатель, будет не меньше, а больше, чем затраты на изготовление продукции;

- на рынке имеются в достаточном количестве и по доступным ценам сырье, материалы и прочие компоненты, необходимые предприятию для изготовления продукции.

Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляются в ходе маркетинговых исследований, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.

Маркетинговые исследования являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.

Целями маркетинговых исследований являются снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией. В ходе исследований решаются следующие группы задач:

оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;

исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников организации;

анализ маркетинговой деятельности организации, включающей управление товарным ассортиментом, ценообразование и разработку стратегии изменения цен, организацию каналов сбыта продукции использование средств стимулирования реализации.

Анализ рынков сбыта включает в себя проработку вопросов по следующим направлениям:

- устанавливается насыщенность рынка предлагаемой продукцией — основной, побочной и сопутствующей;

- определяются современная и перспективная структура потребителей;

- анализируются факторы, оказывающие влияние на изменение спроса;

- оценивается конкуренция со стороны крупнейших производителей аналогичной продукции, выделяется свой собственный сегмент рынка;

- выбирается стратегия обеспечения конкурентоспособности. Как правило, такая стратегия может относиться к одной из перечисленных ниже категорий или их комбинации: ориентация на низкие издержки; высокое качество и, в силу этого, более высокие издержки; прогноз тарифов на электроэнергию и тепло и цен на остальные виды продукции, приводятся документы, определяющие принципы формирования цен на перспективу.

Анализ рынка и конкурентов рассмотрен на примере производства бутиловых спиртов.

Бутиловый и изобутиловый спирты относятся к числу важнейших продуктов нефтехимического синтеза. Суммарное производство данных продуктов по некоторым компаниям за период 2000-2007 годов представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Выпуск бутиловых спиртов по предприятиям России, т

Наименование предприятия Мощность 2000 г. 2005 г. 2007 г.
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь
ОАО «Азот», Невинномысск --- ---
ВСЕГО

Реальное потребление (востребованность на рынке бутиловых спиртов) за тот же период показано в таблице 2.

Таблица 2 – Потребление бутиловых спиртов по России

Наименование продукта 2000 г. 2005 г. 2007 г.
Бутиловые спирты

Цели, функции и элементы маркетинга - student2.ru

1 – лакокрасочная промышленность; 2 – ФФ смолы; 3 – медицинская промышленность; 4 – другие; 5 – производство пластификаторов; 6 – производство присадок к маслам; 7 – производство бутилацетата; 8 – производство бутилцеллюлозы.

Рисунок 1 – Структура потребления бутилового спирта.

Исходя из тенденций, складывающихся на рынке, общее потребление бутиловых спиртов в 2010 году может составить 53754 т/год.Общее увеличение потребления составит 8,6%.

В 2010 году на внутренний рынок, по прогнозам, будет поставлено следующее количество продукта, и положение на рынке производителей распределится следующим образом (таблица 3):

Таблица 3 – Прогноз выпуска бутиловых спиртов по некоторым предприятиям России

Наименование предприятия Распределение на рынке производителей бутиловых спиртов в 2010 году
Реализация, т (оценка) Доля, % (оценка)
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» 68,0
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск 16,9
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь 8,0
ОАО «Азот», Невинномысск 7,1
ВСЕГО

По-прежнему значительное влияние на предложение продукта внутри страны оказывает экспорт. Разница между производством и потреблением бутиловых спиртов внутри страны будет поставлена в дальнее зарубежье. Значительных изменений в структуре экспортных поставок не предвидится и, как в 2007 году, основными странами - экспортёрами продукта останутся Финляндия (как перевалочный пункт) и Китай.

Наши рекомендации