Цели, функции и элементы маркетинга
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Салавате
Кафедра «Электрооборудование и автоматика
промышленных предприятий»
Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы
по дисциплине «Экономика и управление производством» для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств»
Уфа 2009
В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством». Материал предназначен в качестве руководства при выполнении курсовой работы для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств».
.
Составитель | Лунева Н.Н., доц., канд. экон. наук |
Рецензенты: | Борисовская О.П., экономист ОАО “Салаватнефтеоргсинтез” Вильданов Р.Г., доц., канд. тех. наук |
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ рынка 5
1.1 Цели, функции и элементы маркетинга 5
1.2 Маркетинговые исследования 7
2 Анализ использования производственной мощности 10
3 Расчет производственной мощности и производственной программы 13
4 Расчет баланса рабочего времени и фонда заработной платы 18
4.1 Расчет баланса рабочего времени 18
4.2 Расчет фонда заработной платы рабочих 20
4.3 Расчет фонда заработной платы руководящего персонала 25
5 Расчет себестоимости продукции 26
6 Расчет основных технико-экономических показателей 29
7 Расчет эффективности инвестиционного проекта 31
7.1 Сущность и виды инвестиций 32
7.2 Оценка инвестиций. Дисконтирование 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством», рассматриваются такие понятия, как мощность предприятия, калькуляция себестоимости продукции и расчет основных технико-экономических и инвестиционных показателей.
С целью закрепления, углубления и практического применения знаний, полученных при изучении курса по дисциплине «Экономика и управление производством», студенты выполняют курсовую работу. Курсовая работа призвана помочь студентам приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой. Выполнение курсовой работы позволит студентам овладеть теоретическими и методологическими основами организации производства, что является одним из элементов подготовки квалифицированных специалистов предприятий и организаций.
АНАЛИЗ РЫНКА
В данном разделе студент должен проанализировать мощность предприятий-конкурентов по выпуску данного вида продукта, насыщенность рынка, структуру потребления, изменение цен на выпускаемый продукт. В случае выпуска принципиально нового продукта студент должен показать его востребованность на рынке.
Маркетинговые исследования должны быть представлены в форме круговых, столбцовых диаграмм и графиков.
Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования — элемент хозяйственного управления. Они охватывают производственно-сбытовую, снабженческую и торговую деятельность предприятия. Прежде чем выходить на рынок с товаром, предприятие должно быть уверено, что:
- предложенная им продукция найдет покупателя;
- цена, которую предложит покупатель, будет не меньше, а больше, чем затраты на изготовление продукции;
- на рынке имеются в достаточном количестве и по доступным ценам сырье, материалы и прочие компоненты, необходимые предприятию для изготовления продукции.
Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляются в ходе маркетинговых исследований, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.
Маркетинговые исследования являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.
Целями маркетинговых исследований являются снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией. В ходе исследований решаются следующие группы задач:
оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;
исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников организации;
анализ маркетинговой деятельности организации, включающей управление товарным ассортиментом, ценообразование и разработку стратегии изменения цен, организацию каналов сбыта продукции использование средств стимулирования реализации.
Анализ рынков сбыта включает в себя проработку вопросов по следующим направлениям:
- устанавливается насыщенность рынка предлагаемой продукцией — основной, побочной и сопутствующей;
- определяются современная и перспективная структура потребителей;
- анализируются факторы, оказывающие влияние на изменение спроса;
- оценивается конкуренция со стороны крупнейших производителей аналогичной продукции, выделяется свой собственный сегмент рынка;
- выбирается стратегия обеспечения конкурентоспособности. Как правило, такая стратегия может относиться к одной из перечисленных ниже категорий или их комбинации: ориентация на низкие издержки; высокое качество и, в силу этого, более высокие издержки; прогноз тарифов на электроэнергию и тепло и цен на остальные виды продукции, приводятся документы, определяющие принципы формирования цен на перспективу.
Анализ рынка и конкурентов рассмотрен на примере производства бутиловых спиртов.
Бутиловый и изобутиловый спирты относятся к числу важнейших продуктов нефтехимического синтеза. Суммарное производство данных продуктов по некоторым компаниям за период 2000-2007 годов представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Выпуск бутиловых спиртов по предприятиям России, т
Наименование предприятия | Мощность | 2000 г. | 2005 г. | 2007 г. |
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» | ||||
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск | ||||
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь | ||||
ОАО «Азот», Невинномысск | --- | --- | ||
ВСЕГО |
Реальное потребление (востребованность на рынке бутиловых спиртов) за тот же период показано в таблице 2.
Таблица 2 – Потребление бутиловых спиртов по России
Наименование продукта | 2000 г. | 2005 г. | 2007 г. |
Бутиловые спирты |
1 – лакокрасочная промышленность; 2 – ФФ смолы; 3 – медицинская промышленность; 4 – другие; 5 – производство пластификаторов; 6 – производство присадок к маслам; 7 – производство бутилацетата; 8 – производство бутилцеллюлозы.
Рисунок 1 – Структура потребления бутилового спирта.
Исходя из тенденций, складывающихся на рынке, общее потребление бутиловых спиртов в 2010 году может составить 53754 т/год.Общее увеличение потребления составит 8,6%.
В 2010 году на внутренний рынок, по прогнозам, будет поставлено следующее количество продукта, и положение на рынке производителей распределится следующим образом (таблица 3):
Таблица 3 – Прогноз выпуска бутиловых спиртов по некоторым предприятиям России
Наименование предприятия | Распределение на рынке производителей бутиловых спиртов в 2010 году | |
Реализация, т (оценка) | Доля, % (оценка) | |
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» | 68,0 | |
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск | 16,9 | |
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь | 8,0 | |
ОАО «Азот», Невинномысск | 7,1 | |
ВСЕГО |
По-прежнему значительное влияние на предложение продукта внутри страны оказывает экспорт. Разница между производством и потреблением бутиловых спиртов внутри страны будет поставлена в дальнее зарубежье. Значительных изменений в структуре экспортных поставок не предвидится и, как в 2007 году, основными странами - экспортёрами продукта останутся Финляндия (как перевалочный пункт) и Китай.
Таблица 8 - Баланс рабочего времени
Показатели | Непрерывное производство, 8-ми часовой рабочий день, 5-ти бригадный график | Периодическое производство, 8-ми часовой рабочий день | ||
Дни | Часы | Дни | Часы | |
1. Календарный фонд времени | ||||
Выходные | ||||
Праздничные | - | - | ||
2. Максимально-возможный фонд времени | ||||
Отпуск | ||||
Болезни | - | - | - | - |
Выполнение государственных и общественных обязанностей | ||||
Отпуск по учебе | ||||
Сокращенный рабочий день накануне праздника | - | - | - | |
3. Эффективный фонд времени |
Сущность и виды инвестиций
Под инвестициями понимают осуществление экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем.
Инвестиции подразделяют на венчурные, реальные, портфельные, аннуитет.
Венчурные инвестиции— это рисковые вложения. Они представляют собой вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим риском (в основном в областях новых технологий). Венчурные инвестиции имеют высокую степень риска и ориентированы на быструю окупаемость вложенных средств.
Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал - основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.
Портфельные (финансовые) инвестиции — вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг (вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий). При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды - доход на ценные бумаги или другие доходы.
Аннуитет — инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном это вложение средств в страховые и пенсионные фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы могут использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем.
Основу инвестиционной деятельности предприятия составляет реальное инвестирование, которое может осуществляться в следующих формах:
- новое строительство;
- реконструкция;
- модернизация;
- техническое перевооружение.
Инвестиции выполняют следующие основные функции:
- процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов;
- процесс обеспечения и восполнения оборотного капитала;
- перелив капитала из одной сферы в другие, более привлекательные, в форме реальных и портфельных инвестиций;
- перераспределение капитала между собственниками путем приобретения акций и вложения средств в активы других предприятий (передел собственности);
- основа для развития экономики на макро- и микроуровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Экономика фирмы / под ред. Н.П. Иващенко. – М.: ИНФРА - М, 2006.
2 Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия). – М.: Финансы и статистика, 2006.
3 Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. - Ростов н / Д, 2001.
4 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004.
5 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2004.
Редактор Л. А. Маркешина
Подписано в печать . Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16.
Гарнитура "Таймс". Печать трафаретная. Усл.-печ. л. . Уч. -изд. л. .
Тираж экз. Заказ .
Издательство Уфимского государственного нефтяного технического университета
Адрес издательства:
450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Салавате
Кафедра «Электрооборудование и автоматика
промышленных предприятий»
Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы
по дисциплине «Экономика и управление производством» для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств»
Уфа 2009
В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством». Материал предназначен в качестве руководства при выполнении курсовой работы для студентов специальностей 240403.65 “ Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” и 240801.65 «Машины и аппараты химических производств».
.
Составитель | Лунева Н.Н., доц., канд. экон. наук |
Рецензенты: | Борисовская О.П., экономист ОАО “Салаватнефтеоргсинтез” Вильданов Р.Г., доц., канд. тех. наук |
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ рынка 5
1.1 Цели, функции и элементы маркетинга 5
1.2 Маркетинговые исследования 7
2 Анализ использования производственной мощности 10
3 Расчет производственной мощности и производственной программы 13
4 Расчет баланса рабочего времени и фонда заработной платы 18
4.1 Расчет баланса рабочего времени 18
4.2 Расчет фонда заработной платы рабочих 20
4.3 Расчет фонда заработной платы руководящего персонала 25
5 Расчет себестоимости продукции 26
6 Расчет основных технико-экономических показателей 29
7 Расчет эффективности инвестиционного проекта 31
7.1 Сущность и виды инвестиций 32
7.2 Оценка инвестиций. Дисконтирование 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В учебно-методическом пособии систематизирован материал курса по дисциплине «Экономика и управление производством», рассматриваются такие понятия, как мощность предприятия, калькуляция себестоимости продукции и расчет основных технико-экономических и инвестиционных показателей.
С целью закрепления, углубления и практического применения знаний, полученных при изучении курса по дисциплине «Экономика и управление производством», студенты выполняют курсовую работу. Курсовая работа призвана помочь студентам приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой. Выполнение курсовой работы позволит студентам овладеть теоретическими и методологическими основами организации производства, что является одним из элементов подготовки квалифицированных специалистов предприятий и организаций.
АНАЛИЗ РЫНКА
В данном разделе студент должен проанализировать мощность предприятий-конкурентов по выпуску данного вида продукта, насыщенность рынка, структуру потребления, изменение цен на выпускаемый продукт. В случае выпуска принципиально нового продукта студент должен показать его востребованность на рынке.
Маркетинговые исследования должны быть представлены в форме круговых, столбцовых диаграмм и графиков.
Цели, функции и элементы маркетинга
Термин «маркетинг» происходит от английского «mаrket» (рынок) и обозначает деятельность на рынке, ведение рынка. Целью маркетинга является, с одной стороны, тщательное изучение рынка, отношений, складывающихся между организацией и потребителями ее продукции, конкурентами, поставщиками, посредниками, с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Маркетинг организации — это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей.
Современный маркетинг является философией управления, методологией рыночной деятельности, на основе которой строится производство и осуществляется сбыт продукции. Возрастание его роли в управлении организацией связано с объективными тенденциями усиления конкуренции, либерализации внешнеэкономических отношений, повышения избирательности потребителей. Причинами обращения к маркетингу являются также такие факторы, как сокращение продаж, уменьшение рыночной доли, падение прибыли организации.
Основу маркетинга как подсистемы организации составляют принципы, определяющие исходные положения ее рыночной деятельности. К ним относятся:
- постоянное изучение состояния и динамики рынка;
- приспособление к его условиям с учетом требований и возможностей конечных потребителей;
- активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.
Основными функциями маркетинга являются:
- анализ рынка, изучение его состояния и динамики; исследование поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментация рынка, выделение целевых сегментов, субсегментов и покупателей; прогнозирование конъюнктуры рынка;
- разработка предложений по выпуску новых товаров и проектированию их коммерческих характеристик; управление ассортиментом выпускаемой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товаров;
- формирование стратегии и тактики изменения цен; расчет скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг;
- построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление оптовыми и розничными продажами; планирование товарооборота;
- реклама, персональные продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью.
Каждая из этих функций важна сама по себе, однако только в тесной взаимосвязи они позволяют реализовать конкретные задачи производственно-сбытовой деятельности, т. е. определить, что производить, кому и как продавать, обеспечив при этом заданный уровень рентабельности. Перечисленные функции объединяются в элементы маркетинга: товар, цену, каналы распределения продукции и средства стимулирования реализации, представляющие собой инструментарий, с помощью которого организация формирует спрос и удовлетворяет его.
Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования — элемент хозяйственного управления. Они охватывают производственно-сбытовую, снабженческую и торговую деятельность предприятия. Прежде чем выходить на рынок с товаром, предприятие должно быть уверено, что:
- предложенная им продукция найдет покупателя;
- цена, которую предложит покупатель, будет не меньше, а больше, чем затраты на изготовление продукции;
- на рынке имеются в достаточном количестве и по доступным ценам сырье, материалы и прочие компоненты, необходимые предприятию для изготовления продукции.
Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляются в ходе маркетинговых исследований, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.
Маркетинговые исследования являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.
Целями маркетинговых исследований являются снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией. В ходе исследований решаются следующие группы задач:
оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;
исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников организации;
анализ маркетинговой деятельности организации, включающей управление товарным ассортиментом, ценообразование и разработку стратегии изменения цен, организацию каналов сбыта продукции использование средств стимулирования реализации.
Анализ рынков сбыта включает в себя проработку вопросов по следующим направлениям:
- устанавливается насыщенность рынка предлагаемой продукцией — основной, побочной и сопутствующей;
- определяются современная и перспективная структура потребителей;
- анализируются факторы, оказывающие влияние на изменение спроса;
- оценивается конкуренция со стороны крупнейших производителей аналогичной продукции, выделяется свой собственный сегмент рынка;
- выбирается стратегия обеспечения конкурентоспособности. Как правило, такая стратегия может относиться к одной из перечисленных ниже категорий или их комбинации: ориентация на низкие издержки; высокое качество и, в силу этого, более высокие издержки; прогноз тарифов на электроэнергию и тепло и цен на остальные виды продукции, приводятся документы, определяющие принципы формирования цен на перспективу.
Анализ рынка и конкурентов рассмотрен на примере производства бутиловых спиртов.
Бутиловый и изобутиловый спирты относятся к числу важнейших продуктов нефтехимического синтеза. Суммарное производство данных продуктов по некоторым компаниям за период 2000-2007 годов представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Выпуск бутиловых спиртов по предприятиям России, т
Наименование предприятия | Мощность | 2000 г. | 2005 г. | 2007 г. |
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» | ||||
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск | ||||
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь | ||||
ОАО «Азот», Невинномысск | --- | --- | ||
ВСЕГО |
Реальное потребление (востребованность на рынке бутиловых спиртов) за тот же период показано в таблице 2.
Таблица 2 – Потребление бутиловых спиртов по России
Наименование продукта | 2000 г. | 2005 г. | 2007 г. |
Бутиловые спирты |
1 – лакокрасочная промышленность; 2 – ФФ смолы; 3 – медицинская промышленность; 4 – другие; 5 – производство пластификаторов; 6 – производство присадок к маслам; 7 – производство бутилацетата; 8 – производство бутилцеллюлозы.
Рисунок 1 – Структура потребления бутилового спирта.
Исходя из тенденций, складывающихся на рынке, общее потребление бутиловых спиртов в 2010 году может составить 53754 т/год.Общее увеличение потребления составит 8,6%.
В 2010 году на внутренний рынок, по прогнозам, будет поставлено следующее количество продукта, и положение на рынке производителей распределится следующим образом (таблица 3):
Таблица 3 – Прогноз выпуска бутиловых спиртов по некоторым предприятиям России
Наименование предприятия | Распределение на рынке производителей бутиловых спиртов в 2010 году | |
Реализация, т (оценка) | Доля, % (оценка) | |
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» | 68,0 | |
ОАО «Сиданко-Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск | 16,9 | |
ОАО «Завод бутиловых спиртов», Пермь | 8,0 | |
ОАО «Азот», Невинномысск | 7,1 | |
ВСЕГО |
По-прежнему значительное влияние на предложение продукта внутри страны оказывает экспорт. Разница между производством и потреблением бутиловых спиртов внутри страны будет поставлена в дальнее зарубежье. Значительных изменений в структуре экспортных поставок не предвидится и, как в 2007 году, основными странами - экспортёрами продукта останутся Финляндия (как перевалочный пункт) и Китай.