Принятие и реализация хозяйственныхрешений

Управление производством осуществляется посредством решений, принимаемых руководителем. Управленческое решение ~ это процесс выработки мероприятий и действий, которые признаны решить конкретную проблему. По каждой проблеме необходимо иметь полную информацию, наметить принципиальный подход к решению и обосновать применяемые методы. От качества управленческих решений во многом зависит эффективность всей работы руководителей и специалистов предприятия.

Каждый руководитель должен принимать управленческие решения в пределах своей компетенции, исходя из объективно стоящих задач и в строгом соответствии с юридическими нормами, при этом следует руководствоваться принципом индивидуальной ответственности за порученное дело. Кто принимает решение, тот несет ответственность за его выполнение, независимо от того, коллективно или индивидуально оно вырабатывалось.

Управленческие решения классифицируются по различным признакам:

-по уровню в системе управления (решения бригадира, управляющего, заместителя руководителя предприятия, самого руководителя);

-по функциональному признаку — на экономические, организа­ционные, технические, социальные;

-по компетенции — на личные и коллективные;

-по длительности действия — на перспективные, среднесроч­ные, краткосрочные.

С точки зрения технологии управленческого труда следует выделить два наиболее часто встречающихся вида решений: оператив­ные и стратегические. Первые относятся к частным проблемам с заранее известным алгоритмом действий. В основном они затрагивают организационные и технологические функции производственной деятельности (например, решение о начале заготовки кор­мов, о создании уборочно-транспортных отрядов, о взыскании де­биторской задолженности и т.д.). Второй вид решений (перспективные) требуют продолжительного времени на воплощение в жизнь

Они предусматривают качественные изменения в структуре производства, технологиях, организации и оплате труда. Процесс выработки и осуществления такого решения более сложен, он проходит через несколько этапов:

1-й этап — обнаружение проблемы и ее анализ — включает: получение сигнальной информации по данным анализа деятельности предприятия, от других предприятий, покупателей, от рабочих и служащих хозяйства; выявление и описание проблемы; для этого формулируют в са­мом общем виде, что произошло или происходит, где возникла проблема, кто и что является ее источником, когда она возникла, какую часть предприятия она затрагивает; выбор задач и оценка их важности, последовательности действий.

2-й этап — выработка управленческого решения: - сбор дополнительной информации, углубленный анализ причин, условий и факторов возникновения и развития проблемы; постановка конкретной цели и задачи по решению проблемы; сбор всей информации, связанной с решением поставленных задач (юридической, научной, ресурсной, кадровой); формулирование требований (критериев, ограничений) и вариантов решения проблемы; разработка вариантов решения и их оценка; обсуждение и согласование вариантов решения, их доработки с учетом полученных замечаний; принятие решения в окончательном виде.

Решение считается принятым, если даны ответы на вопрос: I что, когда, в какие сроки, кому и каким образом необходимо делать в ходе его реализации, по каким критериям (показателям) будут оцениваться полученные результаты.

3-й этап — реализация и оценка решения.

Организация исполнения принимаемых решений включает составление плана мероприятий по его реализации, их доведение до исполнителей, их стимулирование, контроль исполнения.

Контроль производится путем отчетов непосредственно перед руководителем, на собраниях трудового коллектива, на производственных совещаниях. Организуют также проверки (комплексные, целевые), запрашивают информацию о проделанной работе в письменной и устной форме. Возможно также внедрение автоматизированной системы контроля.

Итоги должны подводиться в любом случае, независимо от того, выполнено ли решение полностью и в срок, досрочно или не выполнено вовсе. Люди должны знать, как они работали, каких ре­зультатов достигли, какова социальная значимость их труда.

Вместе с тем подведение итогов —это изучение собственного опыта, обогащение арсенала средств управления новыми методами. Необходимо проанализировать все этапы работы, закрепить успехи, извлечь уроки из обнаруженных недостатков. Эта работа, по сути, завершает цикл управленческого решения и одновременно создает исходную базу для нового цикла.

В современной практике прогнозный анализ хозяйственной ситуации основан на управлении издержками производства с использованием маржинального дохода. В данном случае возможна следующая постановка задач и принятие хозяйственного решения:

- обоснование безубыточного объема продаж и зоны безопасности (графическим и аналитическим способом)

- обоснование решения о принятии заказа по цене ниже себестоимости продукции (если партнер, с которым был заключен договор купли-продажи не выкупил продукцию. Организация нашла другого покупателя и ей необходимо определить что выгоднее: продавать ниже себестоимости или не продавать совсем

- обоснование состава и структуры товарной продукции

- обоснование цены на выводимую на рынок продукцию (два варианта: на основе точки безубыточности и на основе массы прибыли

- обоснование решения производить или покупать (например комбикормов

- обоснование выбора машин, оборудования, технологий

-выбор решения с учетом ограничений на ресурсы и т.д.

Тема 8. Обновление производства: научно-технический потенциал предприятия, организация и планирование инноваций. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции.

1. Сущность НТП и его связь с интенсификацией производства. Факторы, направления и способы реализации НТП на предприятии.

2. Сущность инноваций, принципы и показатели инновационной деятельности предприятия.

3. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции.

1. Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствований предметов труда, форм и методов организации производств и труда. Он выступает также как важнейшее средство решений социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды и т.д.

Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедре­ние новой техники в процесс производства. Происходит обновление материально-технической базы, растет производительность труда, повышается эффективность производства.

Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве имеет оп­ределенную специфику. Здесь особенно важно учитывать, какое влияние оказывают те или иные его направления на плодородие почвы и на окружающую среду. Кроме того, биологические процес­сы (рост и развитие растений и животных) имеют определенную заданность, в том числе временную. Достижения науки и техни­ки (в частности, генной инженерии) позволяют активно воздействовать на естественные циклы, но произвольно менять их тече­ние невозможно, да и небезопасно. Большие различия природно-климатических условий по зонам страны также оказывают существенное влияние на научно-техни­ческий прогресс в сельском хозяйстве. Они в значительной степе­ни определяют систему машин, выбор сортов сельскохозяйствен­ных культур, пород скота, форм хозяйствования. Сказывается и сезонный характер сельскохозяйственных работ, что резко повы­шает требования к технической оснащенности отрасли, предпола­гает создание универсальных машин, которые можно использо­вать на различных операциях. Высокий удельный вес малотранс­портабельной и скоропортящейся продукции вызывает необхо­димость в разработке эффективных способов ее хранения и переработки, в обосновании новых организационных форм агро­промышленной интеграции.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах — эволюционной и революционной.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непре­рывным усовершенствованием традиционных технических средств и аналогий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на начальных его этапах, существенные экономические результаты.

На определенном этапе происходит накопление технических совершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эф­фективны, с другой, — создают необходимую базу для коренных, и новых принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного труда более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революционной. Под влиянием научно-технической революции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Все факторы интенсивного развития предприятия базируются на применении достижений НТП. Их делят на три группы. К первой группе относятся те из них, которые обеспечивают рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет более полного использования их биологическо­го потенциала. К данной группе в земледелии относятся: приме­нение удобрений, совершенствование агротехнических приемов, использование новых высокоурожайных сортов растений, совер­шенствование семеноводства, орошение и т.д.; в животновод­стве — укрепление кормовой базы, племенная и ветеринарная ра­бота, улучшение условий содержания животных и др.

Факторы второй группы обеспечивают снижение затрат труда па возделывание сельскохозяйственных культур и содержание ско­та; к ним относятся комплексная механизация и электрификация сельскохозяйственного производства, совершенствование организации и оплаты труда.

Третью группу образуют факторы, которые создают благоприят­ные условия для эффективного использования производственных ресурсов (земельных, материальных и трудовых), а также условия для ускоренного внедрения достижений научно-технического про­гресса. Главные из них — специализация, концентрация и коопера­ция сельскохозяйственного производства, совершенствование форм собственности и хозяйствования, экономического механизма в АПК, улучшение условий труда и отдыха работников.

Основными направлениями научно-тех­нического прогресса в сельском хозяйстве являются:

-создание новых более производительных средств производства, комплексная механизация, автоматизация и электрификация во всех отраслях растениеводства и животноводства;

-разработка эффективных средств защиты растений и живот­ных, гербицидов, минеральных удобрений и всесторонняя хими­зация сельского хозяйства;

-обоснование прогрессивных способов и методов орошения и осушения земель;

-разработка интенсивных и ресурсосберегающих технологий про­изводства сельскохозяйственной продукции;

-селекция высокоурожайных, специализированных сортов сель­скохозяйственных культур с высоким иммунитетом, приспособ­ленных к требованиям современных технологий;

-разведение пород скота, обладающих комплексом ценных био­логических и хозяйственно полезных качеств;

-углубление специализации и усиление концентрации произ­водства;

-совершенствование форм организации и мотивации высоко­производительного труда;

-развитие различных форм собственности и хозяйствования;

-интеграция сельского хозяйства с другими отраслями народно­го хозяйства.

-биотехнология, основанная на промышленном использова­нии естественных и целенаправленно создаваемых живых систем, прежде всего микроорганизмов

- генная инженерия; она также открывает большие воз­можности в создании новых сортов растений и пород животных.

-применение интенсивных, ресурсосберегающих технологий. (Ресурсосберегающие технологии направлены на снижение прямых затрат труда, материалоемкости продукции и производственных процессов, строгое соблюдение экологических норм на получение максимального количества продукции и прибыли)

( Более подробно разобрать для земледелия и животноводства).

В качестве хозяйственной категории научно-технический прогресс условно можно разделить на 3 этапа:

фундаментальные научные поиски и разработки; прикладные научные исследования, проектно- конструкторские и опытно-экспериментальные разработки; техническое развитие производства на базе достижений науки и тех­ники.

На первом этапе научно-технического прогресса, как правило, ре­шается лишь общая задача — разработка новых способов использова­ния законов и сил природы.

На втором этапе конкретизируются методы, формы и место реализа­ции полученных научных результатов. Определяют потребность рынка и предприятий в новой продукции и прогрессивной технологии;

разрабатывают конкретные научные рекомендации по удовлетворе­нию этих потребностей; заключают договоры на разработку новых конструкций и технологий для конкретных производственных предприятий и организаций;

подготавливают по договорам всю необходимую для производства методическую и техническую документацию; оказывают шефскую помощь в налаживании технологии и доводке
конструкций новых изделий.

На третьем этапе производственные предприятия на основе получен­ной от научных и проектно-конструкторских организаций технической документации и рабочих чертежей приступают к освоению новой техни­ки и технологии, налаживают серийное и массовое производство

2. Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, нового способа реализации социальных услуг. Инновационная деятельность- система мероприятий по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до практического использования.

Инновации подразделяются на продуктовые и процессные Первые связаны с разработкой принципиально новых продуктов, вторые — с освоением новых или значительно усовершенствованных способов производства, технологий, форм организации и управления производством.

По степени новизны инновации подразделяются на новые для отрасли и новые для данного предприятия (группы предприятий). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

радикальные (базовые) инновации, которые реализуют круп­ные изобретения и становятся основой формирования новых по­колений и направлений развития техники;

улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и сред­ние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

модификационные (частные) инновации, направленные или частичное улучшение устаревших поколений техники и тех­нологии.

По роли в воспроизводственном процессе инновации могут быть потребительскими и инвестиционными; по масштабам их подразделяют на сложные (синтетические) и простые.

Главным побудительным механизмом инноваций является рыночная конкуренция. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, приобретают значитель­ные конкурентные преимущества и могут извлечь из этого большую прибыль, они называются инноваторы – лидеры. Позже освоившие – инноваторы- последователи.

Инновационная деятельность базируется на следующих основ­ных принципах:

-приоритет инновационного производства над традиционным — признание за научной деятельностью ведущей роли в системе производительных сил; -эффективность инновационного производства — ресурсы, вы­деляемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха; -адаптивность — необходимость и целесообразность создания!
под новую идею (изобретение) самостоятельной организационной структуры.

Этапам инновационного процесса: систематизация имеющихся идей, включая сбор информации о нововведениях, потенциальных возможностях предприятий в отношении разработки и освоения продукции, целевых рынках и т. д.;

отбор выявленных идей и выработка конкретных предложений по производству нового продукта, определение возможностей их реализации;

анализ экономической эффективности производства нового продукта и разработка программ маркетинга;

создание нового продукта, определение его наименования, то­варного знака, упаковки, маркировки;

принятие решения о выпуске нового продукта с учетом произ­водственных и финансовых возможностей предприятия.

Результатом инновационной деятельности в сельском хозяйстве является повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, производительности труда, снижение себестоимости и материалоемкости единицы продукции, прирост прибыли, а также снижение экономического ущерба при загрязнения окружающей среды. Статистикой выделяется три группы показателей эффективности инноваций: 1)показатели, отражающие удельный вес инновационной продукции в общем объеме; 2) показатели, отражающие влияние инноваций на получение большей прибыли; 3) показатели, отражающие влияние инноваций на использование производственных ресурсов.

Все показатели, характеризующие повышение экономической эффективности инноваций по техническому и организационному развитию, объединяются в следующие группы:

• приращение производительности труда, относительное от­клонение численности работающих и фонда оплаты труда;

• приращение материалоотдачи (снижение материалоемкости), относительное отклонение в затратах материальных ре­сурсов;

• приращение фондоотдачи (снижение фондоемкости) основных производственных фондов, относительное отклонение основных производственных фондов;

• приращение скорости оборота оборотных средств, относи­тельное отклонение (высвобождение или связывание) обо­ротных средств;

• приращение объема выпуска продукции за счет интенсифи­кации использования трудовых, материальных и финансо­вых ресурсов;

• приращение прибыли или себестоимости продукции;

• приращение показателей финансового состояния и платеже­способности предприятия.

Экономический эффект от инновационной деятельности целесообразно рассчитывать по следующей формуле:

Э= [Пн/Ан-Пб/Аб]xАн

где Э — экономический эффект (прирост прибыли), руб.; Пб, Пн — прибыль по базовому и новому вариантам, руб.; Аб, Ан —объем произведенной продукции по базовому и новому вариантам, т.

Экономическая эффективность инновационной деятельности характеризуется отношением экономического эффекта от внедре­ния инноваций к обусловившим его затратам. Эффект может быть представлен валовой и чистой продукцией, прибылью. Под затра­тами на инновационную деятельность понимается совокупность материально-денежных средств, израсходованных для достижения данного эффекта.

При экономической оценке инновационных проектов ис­пользуют показатели сравнительной эффективности капиталь­ных вложений. Более подробно у Минакова стр.447-448

Полезный эффект инноваций не всегда можно оценить с помощью стоимостных оценок. Поэтому зачастую применяют два критерия экономической эффективности инноваций: минимум приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшеств. Критерии технического уровня и эффективности инноваций должны быть адекватны коммерческой целесообразности и соответствующим источникам финансирования.

4.

Резервный капитал, формируемый в законодательном порядке.

Резервный капитал формируется предприятиями для покрытия непредвиденных расходов; он используется в случае нехватки у предприятия средств для покрытия его обязательств, для покрытия убытков.

В различных организационно-правовых формах резервный капитал подлежит обязательному формированию в законодательном порядке. Так, в АО резервный капитал должен составлять не менее 15% уставного, в других организационно-правовых формах – не менее 10%. Если резервный капитал в АО формируется в течение нескольких лет, то ежегодные отчисления на его формирование должны быть не менее 5% от получаемой прибыли. Т.о резервный капитал образуется за счет прибыли отчетного года и прибыли прошлых лет. Формирование резервного капитала в АО по периодам будет производится до накопления полной его суммы. Бывают случаи, когда предприятие уменьшает уставной капитал, в этом случае предприятие имеет возможность также уменьшить резервный капитал

Резервный капитал, формируемый в соответствии с учредительными документами.

На каждом предприятии вместе с основным капиталом создается резервный. Он делится на 2 группы резервов:1) образуемые в соответствии с законодательством РФ; 2) образуемый в соответствии с учредительными документами. В соответствии с учредительными документами на предприятии существуют правила образования резервного капитала: срок, на который он создается, на какие цели и в случае каких происшествий он будет использован. Средства резервного капитала не обязательно находятся в виде денежных средств (в денежной форме). Они находятся в обороте и должны быть в ликвидной форме. При снижении цен на реализуемую продукцию (меньше себестоимости), при задержке платежей от покупателей

Выделяют затратный и ценностный процесс ценообразования, или соответственно пассивное и активное ценообразование. Затратное ценообразование — это метод ценообразования, в основе кото­рого лежат затраты на производство и реализацию товара. Затрат­ный процесс ценообразования начинается с продукта и заканчивается покупателями, т.е. определяется продукт и технология изготовления, затраты, цена, ценность и покупатели данного товара. Данный метод предполагает пассивное ценообразование — на основе затрат или ценовых решений конкурентов. Пассивному ценообразованию соответствует два метода: затратный (наценочный) и ме­тод следования за лидером (конкурентом).

Ценностное ценообразование — это метод ценообразования, который обеспечивает получение наибольшей прибыли за счет дос­тижения выгодного для фирмы соотношения «ценность/затраты». Ценностный процесс ценообразования начинается с определе­ния покупателя, установления ценности, цены, затрат, затем тех­нологии и определения продукта.

Данный метод ценообразования предполагает активное цено­образование — установление цен с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и цено­вого уровня прибыльности.

задач в разных сферах деятельности: производство, управление затратами, продвижение товаров и

Когда анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратеги­ческие цели фирмы могут быть обеспечены за счет решения опре­деленных задач в области ценообразования, разрабатывается такти-1.1 ценообразования.

Тактика ценообразования — это набор конкретных практичес­ких мер по управлению ценами на продукцию, которые использу­ются для решения поставленных задач. К числу таких мер относят различные скидки и надбавки к ценам. К примеру, во всем мире пользуются дифференцированными тарифами: в часы пиковой на­грузки они максимальны, а в период наименьшей загрузки — ми­нимальны. На основе тактики ценообразования специалисты по ценообразованию реализуют практические меры по управлению ценами.

• Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность » расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные, перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во ним мание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка.

• Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продущш Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыт приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следст* вне, — к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынки к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на мшнс мально допустимом уровне.

• Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. 'Эту цель преследуют, как правило, крупные компании, она отражает лидирующее положение фирмы на рынке при установлении общих ценовых уровней. Например, концерн «Ли Рогй» на новинки своогО производства — целлофан, нейлон, тефлон, обладающие несено* римыми преимуществами перед товарами конкурентов, устанавли* вает максимально возможную цену.

Стремление к завоеванию лидерства может проявляться и и производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае фирма, которой удается на протяжении многих лот сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высо­кую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты. А уже само имя фирмы является надежным гарантом непревзойденного качества, как, например, японская фирма «ЗЬагр» — в производстве звуковоспроизводящей техники, немецкая фирма «Мегзедез» — в автомобилестроении, американ­ская фирма «СооЙ Уеаг» — в производстве автомобильных шин.

• «Снятие сливок» с рынка путем установления высоких цен. Такая цель может использоваться фирмами, выпускающими совер­шенно новые товары, ранее неизвестные на рынке (персональные компьютеры, мобильные телефоны, цифровые видеокамеры и т.п.). Используя товары-новинки, отдельные покупатели получают эконо­мию на издержках, на качественно новом уровне удовлетворяя свои потребности. Как только наступает насыщение этого сегмента рынка товаром-новинкой по высокой цене, фирма снижает цену, переходя к другому сегменту. Таким образом достигается привлечение макси­мального количества покупателей в каждом сегменте рынка.

Литература:

1. Экономика с.-х. предприятия под ред. Минакова

2. Экономика с.-х. предприятия под ред. Бауэра, 1999

3. Экономика предприятия под ред. Волкова,1998

4. Экономика предприятия под ред. Сафронова

5. Экономика с.-х. предприятия Цеддиес, Райш, Угаров, 2000

6. Экономика предприятия Горфинкель, Швандар, 2001

7. Грузинов, Грибов Экономика предприятия (учебное пособие),1998

8. Сергеев И. В. Экономика предприятия, 2001

9. Организация и методика курсового и дипломного проектирования по аграрной экономике для студентов экономического факультета, 2006г. Дугин, Дугина, Мостовая

10. Гражданский кодекс РФ

11. Экономика с-х. и перерабатывающих предприятий, аграрная экономика и т.д.

Наши рекомендации