Основные направления и формы России и Европейского союза
В 1997 г. вступило в силу «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Евросоюзом». Оно далеко вышло за рамки соглашения 1989 г. и содействовало переводу отношений партнеров на новый уровень ассоциативных связей, открыло новые горизонты экономического сотрудничества по всем важнейшим направлениям.
Современное сотрудничество
Началом современного этапа сотрудничества России со странами Западной Европы, очевидно, следует считать 90-е годы XX в. В условиях глубоких реформ, которые осуществляются в нашей стране, происходит формирование новой системы отношений (политических, торгово-экономических, научно-технических и др.) между Россией и Объединенной Европой.
Но переход к демократии и рыночной экономике в нашей стране связан с огромными трудностями Деструктивные процессы, начавшиеся при распаде Советского Союза, осложнили ситуацию в Российской Федерации ухудшилось экономическое положение, обострились социальные проблемы, за чертой бедности оказалась значительная часть населения страны.
Более того, страна попала в зависимость от международных финансовых организаций. Наконец 1999 г внешний долг России составлял почти 90 % ВВП Ситуация усугублялась тем, что к этому времени Россия в значительной степени утратила самостоятельные позиции на международной арене. А те силы в мире, которые продолжали жить стереотипами «холодной войны», продолжали рассматривать Россию в качестве своего политического соперника.
Понадобились годы и огромные усилия для того, чтобы изменить положение. В 2003 г произошел очевидный перелом в характере экономического развития России. Если начиная с 1999 г ежегодно темпы роста ВВП уменьшались (2000 г – 10,0 %, 2002 г – 4,3 %), то по итогам 2003 г ВВП вырос на 6,8 %. И это не следствие одних только высоких цен на нефть, а результат позитивных изменений в хозяйстве страны. Улучшилось положение многих предприятий, в том числе средних. Экономический рост во все большей степени осуществляется за счет активного накопления современного основного капитала.
В 2004 г. экономическая ситуация качественно улучшилась: рост ВВП составил почти 30 % (по отношению к 1999 г.), в 3 раза снизилась инфляция, практически была решена проблема выплаты внешнего долга. И в то же время золотовалютные резервы Центробанка РФ достигли рекордного уровня – около 120 млрд долл. Все это усилило инвестиционную привлекательность России.
Изменения в экономике способствовали активизации российской внешней политики, что коснулось и отношений России с Евросоюзом. Прогрессу в российско-европейских экономических отношениях способствовало и наличие солидной договорно-правовой базы для их осуществления.
Официальные отношения между Российской Федерацией и Европейским союзом были установлены в 1991 г. Россия объявила себя правопреемником СССР, признав все его долги иностранным государствам, международным организациям и частным кредиторам.
В создании правовой основы для отношений России и стран Объединенной Европы важное значение имела принципиальная договоренность о том, что ранее подписанные соглашения между СССР и европейскими странами продолжают действовать и сегодня. Например, около 40 заключенных в прошлом договоренностей с Францией об условиях, принципах и направлениях развития деловых связей остались в силе. Среди них такие важные документы, регулирующие экономические отношения, как «Договор о торговых взаимных связях и о статусе торгового представительства» (1951), «Соглашение об устранении двойного налогообложения» (1985), «Соглашение о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений» (1989), «Соглашение о взаимном экономическом, промышленном, научном и техническом сотрудничестве» (1990).
Решением президентов двух стран была воссоздана Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. При ней действуют Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, Комитет по научному технологическому сотрудничеству и Агропромышленный комитет. Определенное содействие в развитии делового сотрудничества, в том числе на региональном уровне, оказывает Франко-российская торговая палата.
В последующие годы сотрудничество между Россией и Евросоюзом привело к существенной либерализации доступа российских товаров и услуг на европейский рыно. к Была снижена тарифная защита рынка ЕС для российского экспорта Евросоюз обязался не применять количественных ограничений, за исключением общепринятых в мировой практике.
Эволюцию торговли между ЕС и Россией можно проследить по следующим данным:
Характеризуя важность экономических отношений России и стран Евросоюза, известный британский экономист Р Райт сформулировал четыре основных аспекта.
1) связи России и Евросоюза – это «экономическая реальность»;
2) в связи с тем что в структуре производства и торговли России не хватает сбалансированности, экономические связи с ЕС могут содействовать структурным сдвигам в российском хозяйстве;
3) российские экономические реформы нацелены на консолидацию институтов и принятие законов, которые бы соответствовали эффективной работе рынков, а отличительной чертой ЕС является стремление и дальше совершенствовать «прозрачную и конкурентную экономику»;
4) российская экономика нуждается в серьезных капиталовложениях, как отечественных, так и иностранных, для замены основных фондов и совершенствования инфраструктуры, при этом иностранные инвестиции имеют дополнительные преимущества, поскольку их сопровождает внедрение современных методов управления, «ноу-хау» и технологий.[29]
Объемы торговли России со странами Евросоюза постоянно увеличиваются.
В начале XXI в во внешней торговле Евросоюза Россия занимает 5-е место по импорту и 6-е – по экспорту По данным российской таможенной статистики, на долю ЕС приходится 34 % общего оборота российской внешней торговли (доля стран СНГ – 22 %, доля Китая, США и Японии – 3–6 %).
Еще больше возрастает значение российской внешней торговли со странами Евросоюза после приема в него в 2004 г 10 новых членов. Теперь доля стран ЕС в российском импорте превышает 47,9 %, а в экспорте – 48,7 %. Можно сказать, что уже примерно половина российского внешнеторгового оборота приходится на страны ЕС. Это объясняется рядом причин, среди которых и географическая близость стран, и наличие определенной взаимодополняемости наших экономик, и формирование развитой правовой базы, и наличие давних деловых традиций. Нельзя забывать и о политической заинтересованности всех европейских государств, и об эволюции общего положения в мире:
В то же время в развитии торгового сотрудничества России с Евросоюзом существуют немалые проблемы нас не могут удовлетворять ни масштабы торговли, которые не соответствуют потребностям и имеющимся возможностям, ни ее товарная структура.
Одной из наиболее важных сфер партнерства России и Евросоюза является инвестиционное сотрудничество. Несмотря на трудности, связанные с кризисными процессами в мировой экономике, европейские партнеры не намерены уходить с российского рынка. Об этом свидетельствует динамика зарубежных инвестиций в экономику России:
Всего за период 1995–2001 гг. в нашу экономику было вложено 60,6 млрд долл., в том числе Германией – 5,3 млрд долл., Францией – 4,3 млрд долл., Великобританией – 3,1 млрд долл. Госкомстат России в своем «Ежегоднике за 2003 г.» дал следующую оценку европейских инвестиций в экономику Российской Федерации: 1995 г. – 26,8 %, 1998 г. – 60,2 %, 1999 г. – 35,5 %, 2002 г. – 46,5 % от общего объема инвестиций. Правда, эти данные оценивают лишь вклад б стран – членов Евросоюза, самых крупных инвесторов. Общий объем европейских инвестиций в экономику России превысил 79 % всего объема накопленных иностранных инвестиций. Прямые инвестиции из западноевропейских стран достигли 62 % общего объема таких инвестиций.