Неценовые факторы (детерминанты) спроса.

1. изменение денежных доходов населения (рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров). В основном повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением дохода называется товарами высшей категории . Товары, спрос на которые возникает при снижении дохода называется товарами низшей категории.

2. изменение в структуре населения (увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства и мед облуживание)

3. экономическая политика правительства (денежные пособия выплачиваются государством малоимущим слоям населения, при этом увеличивается спрос на товары, потребляемые этой группой).

4. Изменение потребительских предпочтений (потребительские вкусы очень субъективны, их сложно учесть, но можно определить тенденцию). Благоприятно для данного продукта изменение вкусов, (т.е. возрастает мода на товар) увеличивает спрос, значит изменится кривая спроса. Обратная ситуация снизит спрос – сместит кривую влево. Т.е. изменение потребительских предпочтений происходит под воздействием рекламы и моды.

5. Цены на сопряженные товары.

Товары обычно объединяются в две группы:

Заменяющие (вместо кофе приобретают чай, если повысилась цена на кофе)

Дополняющие.

Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой за один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Когда два товара являются взаимодополняющими (сублементы) между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

6. ожидания покупателей по поводу будущего состояния рынка.

Рыночное предложение и закон предложения. Изменение величины предложения.

Предложение-количество эк. благ, кот. производитель желает и способен производить и поставить на рынок при каждом данном уровне цен.Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение--категория, с помощью, которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Прямая зависимость означает: При повышении уровня цены на данный товар величина предложения повышается и наоборот. Изменение величины предложения-изменение колич. эк. блага, кот. желает и может произвести и поставить на рынок производитель, происходящее под влиянием изменения цены этого блага. Изменение в предложении-изменение количества эк. блага, кот. желает и может произвести и поставить на рынок производитель ,под влиянием неценового фактора. Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Экономисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кривой. Поэтому изменение в предложении должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Повторим, перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо либо влево.



Наши рекомендации