Спрос и предложение как экономические категории: ценовые и неценовые факторы, законы, графики функции и эластичность. Рыночное равновесие и рыночная цена.

Важнейшими инструментами рыночной экономики являются спрос, предложение и рыночная цена. Спрос - это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в данный момент по определенной цене. Желание и возможность человека «иметь» ту или иную вещь не всегда совпадают. Известно также, что возможность человека приобрести вещь может меняться в каждый новый временной интервал. Поэтому, говоря о спросе, мы имеем в виду не спрос вообще, а спрос в каждый определенный момент времени.

Решающим фактором, влияющим на величину спроса, является цена на товар. Чем она выше, тем меньше величина спроса и наоборот, разумеется, при условии, что все прочие факторы остаются неизменными. Отсюда следует, что по мере роста цены товара, величина спроса на него имеет тенденцию к понижению. Эта закономерность получила название – закон спроса.

Закон спроса:при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Считается, что закон спроса универсален. Но все, же некоторые авторы выделяют несколько случаев-исключений из закона спроса. Речь идет, например, о таких товарах, которые часто используются как средство сохранения денег от инфляции (земля, золото, антиквариат). Товары жизненно необходимые для человека, предположим инсулин, также не подчиняются закону спроса. Исключением из закона спроса является также ситуация, которая известна в литературе как «инфляционные ожидания». Она часто возникает, если в обществе сеется паника, и люди начинают лихорадочно скупать продукты и товары широкого потребления впрок, на всякий случай. Рынок реагирует повышением цен, но это ещё более усиливает спрос, поскольку покупатели полагают, что цены и далее будут расти.

Закон спроса можно изобразить с помощью двухмерного графика. Если на вертикальной оси отметить цену товара, а на горизонтальной – количество товара, покупаемого по каждой цене, то мы получим нисходящую кривую спроса.

Помимо цены, на спрос влияют и другие, так называемые «неценовые факторы спроса». К ним относят:

1. Изменение дохода потребителей (прямая зависимость).

2. Изменение числа покупателей на рынке (прямая зависимость) потребительские предпочтения.

3. Цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

4. Запасы товаров у потребителей (ожидания потребителей).

5. Реклама.

Различают:

- индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта;

- рыночный спрос – это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса – это - то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Предложение – это количество товара, которое продавцы имеют и могут поставить на рынок по определенной цене, в определенный момент времени. Как и в случае со спросом, решающим фактором, влияющим на величину предложения является цена. Чем она выше, тем больше цена товара продавцы поставят на рынок и наоборот, разумеется, при условии, что все прочие факторы остаются неизменными. Отсюда следует, что по мере роста цены товара величина его поставок на рынок имеет тенденцию к увеличению. Эта закономерность получила название – закон предложения.

Закон предложения:при прочих равных условиях, как правило, чем выше цена товара, тем больше объем предложения его на рынке, и наоборот, по мере снижения цены на товар объем его предложения со стороны продавцов уменьшается.

Как и закон спроса, закон предложения можно изобразить с помощью двухмерного графика. Только кривая в этом случае будет иметь вид восходящей линии.

Помимо цены существуют так называемые «неценовые факторы предложения»:

1. Цены на ресурсы – наиболее существенный из них. Их рост приводит к увеличению издержек производства и, следовательно, сокращению поставок на рынок, при прежних ценах.

2. Совершенствование технологий означает, что издержки производства сокращаются и на рынок будет поставлено больше товаров, даже если цены остаются неизменными.

3. Цены на товары – субституты (то есть товары, которыми можно заменить данный товар). Например, повышение цен на яблоки может побудить поставщиков груш, цены на которые не изменились, переключиться на поставку яблок.

4. Цены на комплиментарные (дополняющие товары). Например, снижение спроса на фотоаппараты заставит производителей фотопленки снизить её производство;

5. Количество продавцов;

6. Ожидание изменения цены в будущем.

Под действием неценовых факторов происходят изменения в предложении и при прежних ценах, на рынок будет предложено больше (или меньше) товаров. На графике эта закономерность выразится смещением линии предложения вправо или влево соответственно.

Совместим на одном графике линии спроса и предложения. Как видно из рисунка1, линии спроса и предложения пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D – точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать её изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qe). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Ре). Спрос и предложение не существуют изолированно друг от друга. На рынке происходит их постоянное взаимодействие, в результате которого устанавливаются так называемые «рыночные цены» или цена равновесия.

Цена равновесия –это цена, при которой количество товара, которое покупатели готовы приобрести и количество товара, которое производители желают продать в данный момент времени, совпадают.

Таким образом, рыночное равновесие –это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установиться на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

В экономике под эластичностью понимают степень реакции спроса или предложения, на изменение цены.

Когда спрос или предложение изменяются пропорционально изменению цены, то говорят о единичной эластичности спроса и предложения соответственно.

Когда спрос или предложение изменяются в большей степени, чем изменяется цена, то говорят о единичной эластичности спроса и предложения соответственно.

Если же спрос и предложение изменяются в меньшей степени, то это неэластичный спрос и предложение. Важно подчеркнуть, что эластичность измеряется в процентах(%), а не в абсолютных цифрах.

Знание эластичности для предпринимателей имеет большое значение, поскольку позволяет определить ценовую политику предприятия. Например, при эластичном спросе на товар выгоднее снижать цену, поскольку увеличение объема продаж покроет все потери. Например, при неэластичном спросе выгоднее поднять цены, поскольку спрос упадет, но относительно меньше.

Спрос и предложение как экономические категории: ценовые и неценовые факторы, законы, графики функции и эластичность. Рыночное равновесие и рыночная цена. - student2.ru

Рассмотрим сначала ситуацию, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 1 этой цене будет соответствовать Р ≥ Ре. При этой цене объем предложения составит Qs, а объем спроса Qd, Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителем не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs –Qd.

Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.

Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р ≤ Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd ≥ Qs) и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd ≥ Qs. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.

Теперь посмотрим, как отреагирует рынок на изменение неценовых детерминант. Допустим, что правительство решило существенно увеличить зарплату в бюджетной сфере. Доходы значительной части населения увеличатся и следовательно при сохранении прежнего уровня цен люди получат возможность приобрести больше товаров. На рынке снова установился баланс между спросом и предложением. Новая точка пересечения кривой спроса и предложения будет находиться правее первоначального расположения.

Могли ли предприниматели вместо увеличения предложения повысить цены? Это зависит от типа рыночной структуры. Если мы имеем дело с условиями совершенной конкуренции, когда на рынке много продавцов и покупателей, то нет. Если же рынок носит олигополистический или монополистический характер, то да. Но и в этом случае равновесие восстановится, только за счет более высоких цен. Точка равновесия на графике разместится немного правее и выше изначального положения.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена на оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей.

Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.

Если в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже ХIХ и ХХ столетий были приняты антитрестовские законы.

Наши рекомендации